Конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
Общение как обмен информацией
Обществознание
10
Предмет
Класс
Автор урока (ФИО, должность) Штанева Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания.
Образовательное учреждение
Республика/край,
город/поселение
Методическая информация
Чоу «ЛИЕН»
Г. Саратов
Тип урока
Цели урока
Задачи урока
Знания, умения, навыки и
качества, которые
актуализируют/приобретут/закр
епят/др. ученики в ходе урока
Изучение нового материала
дать учащимся представление об общении как информационном
обмене;
познакомить учащихся с различными видами и формами общения;
Развивать умения применять полученные знания при подготовке к итоговой
аттестации
Образовательная:
Усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о
необходимости общения, средствах и формах общения, особенностях
информационного общения в современном мире
Развивающая:
Продолжить развитие личности учащихся: склонностей к сравнению,
сопоставлению, оценке способов действия с позиций эмоциональных, эстетических,
нравственных, мировоззренческих; умение четко организовывать групповую и
самостоятельную работу
Воспитательная:
Ответственный осознанный (не только эмоциональный, но и аргументированный)
выбор личностной позиции. Такая позиция включает в себя признание достоинств
противника, а также критику «своей» стороны. Воспитывать чувство
товарищества, взаимопомощи.
Кроме того, личностная позиция предполагает сочувственную и нравственную
оценку деяний людей.
Учащиеся должны знать, что:
1. Общение означает обмен между людьми определенными результатами их
деятельности;
2. Человек, с момента рождения нуждается в общении;
3. Благодаря общению люди учатся взаимодействовать, оценивать поступки и
отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;
4. Существуют различные формы общения
4. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1. Общение;
2. Какова специфика общения
3. Существуют барьеры, препятствующие общению
Учащиеся должны уметь:
1. Объяснять смысл основных понятий;
2. Доказывать важность общения для человека;
3. Применять знания на практике
1. Общение;
2. Коммуникация;
3. Диалог
4. информационное общество
Основные понятия урока Формирование
учащихся
компетенций
Методы и приемы
План урока
Учебно – познавательные компетенции формируются через
самостоятельную познавательную деятельность.
Через информационные компетенции формируются умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Компетенции личностного самосовершенствования направляются на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития.
Ценностно – смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика.
Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений
индивидуальная работа, групповая, фронтальная;
диалог;
презентация;
решение проблемных ситуации;
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Объяснение нового материала
4. Итоги урока.
Необходимое оборудование и
материалы
Учебник Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание». М., 2008;
компьютер, проектор и экран; презентация по теме урока, раздаточный материал.
Предварительная подготовка
Ожидаемый результат
Определение целей и задач урока;
подбор учебной и дополнительной литературы к уроку;
составление конспекта учителем и создание на его основе кратких тезисов урока,
словаря, таблиц и схем;
подбор заданий и вопросов к уроку , презентации, созданной самим учителем.
Изучение основных понятий темы «Общение как обмен информацией»;
формирование ключевых компетенций (поиск, отбор, систематизация
полученной информации, умение обобщать результаты своей работы и
формулировать выводы, умение оперировать понятиями и применять знания
на практике, уметь работать в группе и индивидуально); на примере
изучения общения развивать такие качества, как внимательность,
толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и
культуры поведения.
Подготовительный этап.
Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint.
Учитель приглашает учся в класс. Учащиеся распределяются по группам.
(4 группы) Ход и содержание урока.
Мотивация учащихся.
Новая тема
I. Организационный момент.
Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное
приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная
мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения
с учениками.
2. Актуализация знаний
Слайд 1
Раздел, тема
1. Постановка проблемы.
В чем уникальность сущности человека
Слайд 2
Практикум – закончить предложение (из 4 позиций выбрать 1)
Слайд 3
Чем же человек отличается от других живых существ?
Деятельность – назвать виды деятельности
Слайд 4
Из названного мы уже изучили труд, обучение, игру, а сегодня на уроке мы
будем говорить о таком виде деятельности как общение.
3. Новый материал
2. Работа с эпиграфами.
« Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт.
Слайд 5
Определение темы.
Общение как обмен информацией
Представляется план урока.
Что такое общение
Специфика информационного обмена
Средства общения
Барьеры общения
Особенности общения в современном мире
Слайд 6
Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение
новых знаний.
1.Общение
Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Слайд 7
Работа с определением, выделение ключевых слов
Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего
имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и
другими результатами психической деятельности.
Однако в общении людей коммуникация не сводится только к
информационному процессу. В общении информация не только
передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при
описании коммуникативной стороны общения необходимо четко
понимать специфику информационного обмена между людьми.
2. Специфика информационного общения заключается в следующем
Слайд 8
. Во всех случаях общения возникают отношения двух индивидов, каждый
из которых является активным субъектом
Слайд 9
Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного
процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой
участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда
следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на
его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих
собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно
предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая
информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном
процессе происходит не только простое «движение информации», но и
активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в
специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что
здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость
информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не
просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать
общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не
просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом
коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение
и познание.
Слайд 10
Вывод, практикум
Слайд 1112
Термин «коммуникация» часто используют наряду с понятием «общение».
В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт
информацию ( это могут быть знания, идеи, указания и т.д.). Получателем
информации является объект, который должен поступить в соответствии с
полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут
выполнять и человек, и машина, и животное. Признаки субъекта во всех
случаях приёма коммуникационной информации не существенны. А
информация практически не меняется.
Слайд 13
Практикум – слайд 1415
3. Средства общения
Каким же образом передается информация?
вербальное, невербальное;
Вербальное – (с англ. Словесный) слово
Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов.
Слайд 16
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее,
знаковых систем.
Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является
самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче
информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения.
Слайд 17
Теперь выясним, при каком виде общения лучше всего происходит обмен
информацией. Для этого вернемся к определению общения (работа с
ключевыми словами).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что лучшим видом общения
является диалог
Диалог – представляет собой последовательную смену
коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл
речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было
обозначено как «обогащение, развитие информации».
Слайд 18
Практикум – слайд 19
4. Но всегда ли люди понимают друг друга? Существуют ли барьеры при общении? Для этого мы должны вспомнить
материал основной школы.
Слайд 20 (привести примеры)
Практикум – слайд 21
5. Подумайте и ответьте на вопрос: «Происходят ли изменения в
процессе обмена информацией?»
Первобытные люди общались с помощью жестов, мимики, рисунков, затем
появляется речь, письмо, телеграф, телефон, и, наконец, информационные
технологии.
В чем же особенности современных форм обмена информацией, давайте
рассмотрим их, попытаемся выделить положительные и отрицательные
стороны данного процесса.
Слайд 2223.
Наш урок подходит к завершению.
Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что включает в себя общение?
Почему общение необходимо человеку?
Практикум – слайд 2425
П. 31 – прочитать, выучить определения
Составить сравнительную таблицу: «Общение и коммуникация»
Вопросы 23 – письменно в тетради
«Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский)
– как Вы можете объяснить данное высказывание, свой ответ
аргументируйте двумя примерами.
Рефлексия деятельности на
уроке
Домашнее задание
Дополнительная необходимая
информация
Предлагаемый материал сорокаминутного урока
включает в себя разнообразные виды работ:
обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий;
организацию групповой работы по закреплению материала;
просмотр и работа по мультимедийной презентации;
выполнение учеников практических заданий
В помощь учителю
Использованные источники и
литература
Обоснование, почему данную
тему оптимально изучать с
использованием медиа,
мультимедиа, каким образом
осуществить
Учебник Л. Н. Боголюбов «Обществознание»;
А. А. Бодалев «Личность и общение». М., 1984
В.А. Мелихов, Н.А. Рыбаков «Искусство общения» Псков. 1999
Н.И.
мультимедийных презентаций. Практические советы.
Дорожкина «Современный урок истории» использование
http://www.knigge.ru/tests.php что такое общение? Культура общения,
тесты по теме…
Мультимедийные презентации – современный и удобный способ изучения
и закрепления учебного материала.
Для того, чтобы осуществить урок с использованием мультимедиа нужно:
оборудование: (1 компьютер – автоматизированное место учителя) и
проектор, присоединенный к компьютеру, изображение с которого
проецируется на большой экран;
учитель, владеющий навыками работы на компьютере;
разработка уроков (презентация)
Презентация к уроку по обществознанию "Общение" 10 класс (профиль)
Презентация к уроку по обществознанию "Общение" 10 класс (профиль)
Презентация к уроку по обществознанию "Общение" 10 класс (профиль)
Презентация к уроку по обществознанию "Общение" 10 класс (профиль)
Презентация к уроку по обществознанию "Общение" 10 класс (профиль)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.