Презентация к уроку по русскому языку в 10 классе

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка к контрольной работе по русскому языку в 10 классе. Данная работа составлена по материалам ЕГЭ. Подробно разбираются задания, связанные с пониманием смысла текста и словарной статьи, направленные на развитие орфографических навыков, а также на умение распознавать и классифицировать грамматические ошибки.
Иконка файла материала 10 Подготовка к контрольной работе.pptx
Подготовка к контрольной работе по русскому языку
1.  Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.   1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте. 2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы. 3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте. 4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время. 5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте. (1)Кроме ви ди мых человеческим гла зом лучей, ко то рые воспринимаются на ши ми органами зре ния как цве то вые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света со став ля ют и не ви ди мые лучи: уль тра фи о ле то вые и инфракрасные. (2)Установлено, что ин фра крас ные лучи пред став ля ют собой теп ло вое излучение вся ко го нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют совы, что по мо га ет птицам охо тить ся в тем но те (совы охо тят ся ночью на мел
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?   • Так • Ведь • Потому что • Кроме того, • Что именно эти (1)Кроме ви ди мых человеческим гла зом лучей, ко то рые воспринимаются на ши ми органами зре ния как цве то вые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света со став ля ют и не ви ди мые лучи: уль тра фи о ле то вые и инфракрасные. (2)Установлено, что ин фра крас ные лучи пред став ля ют собой теп ло вое излучение вся ко го нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют совы, что по мо га ет птицам охо тить ся в тем но те (совы охо тят ся ночью на мел ких грызунов и вы лав ли ва ют их не ма ло — де сят ки за ночь).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   СЧИТААТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер. 1. Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти. 2. кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают(посл.). 3. кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо. 4. кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ. 5. считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек. 6. считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.   (3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют совы, что по мо га ет птицам охо тить ся в тем но те (совы охо тят ся ночью на мел ких грызунов и вы лав ли ва ют их не ма ло — де сят
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.   • двИжимый • красивЕйший • начАть • киломЕтр • мЕстностей
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.   • На конференции обсуждались проблемы становления ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и осознания смысла жизни. • По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи, чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении духа и были готовы к работе. • Решение возникающих конфликтов далеко не всегда было ПРОДУКТИВНЫМ. • Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться, пытаясь понять, кто вылезает из машины. • Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на ИСХОДНЫЕ позиции.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. •  несколько БАШЕН • шерстяные СВИТЕРЫ • НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция • возьми нитку ПОТОЛЩЕ • в ПОЛУТОРАСТАХ милях
7. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ошибка А) построении предложения однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка построении предложения деепричастным оборотом построение предложения косвенной речью ошибка Д) Г) неправильное с полей, работая в обе смены. ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами. 2) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что основательного необходимости убеждён преподавания родного языка. 3) Пишу вам из деревни, куда заехал в вследствие печальным обстоятельствам. 4) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март". 5) Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь определёнными правилами. 6) Тем, кто играет на фортепиано, известны имена великих пианистов. 7) Настя спросила, что приедут они к нам. 8) При подлёте к комете космический аппарат сражению рыцаря, напоминал который закован в прочные латы. готового к 9) Трое дней и ночей не уходили механизаторы в с в с с в
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. • зат..мнённый • выт..раться • бл..стеть • комп..тентность • р..шение
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.   • р..списание, из..гнуть; • ра..ветвлённый, и..кушение; • пр..красный, пр..дначертание; • раз..грать, сверх..нтересный; • на..ломить, о..грызть.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.   • расчётл..вый • рыж..ватый • выздоров..л • танц..вал • дрожж..вой
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.   • сил..щийся • беспоко..тся • та..щий • руб..щий • леч..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.   • (НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы. • Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом. • Селезнёв (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах. • Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании. • Если человек равнодушен и к своей стране. (НЕ)ЛЮБИТ свой город, он
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.   • В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка. • (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе. • (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение. • Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын. • (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. • В эту тетрадь в синем кожа(1)ом переплёте были записа(2)ы не только поразившие Варю высказывания из прочита(3)ых книг, но и её первые стихи.
Ответы: 1)1,3 2) Что именно эти 3) 4 4) Красивейший 5) Добром 6) Полутораста 7) А1, Б3, В4, Г7, Д9 8) Затемнённый 9) Прекрасный, предначертание 10) Расчётливый 11) Тающий 12) Также, насчёт 13) 1,2