Подготовка к контрольной работе по русскому языку в 10 классе. Данная работа составлена по материалам ЕГЭ. Подробно разбираются задания, связанные с пониманием смысла текста и словарной статьи, направленные на развитие орфографических навыков, а также на умение распознавать и классифицировать грамматические ошибки.
Подготовка к контрольной работе
по русскому языку
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение
нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом
лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра:
красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, —
невидимы.
3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые
представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются
инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что
помогает птицам ориентироваться в темноте.
(1)Кроме ви ди мых человеческим гла зом лучей, ко то рые
воспринимаются на ши ми органами зре ния как цве то вые
элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
голубой, синий, фиолетовый, — пучок света со став ля ют и
не ви ди мые лучи: уль тра фи о ле то вые и инфракрасные.
(2)Установлено, что ин фра крас ные лучи пред став ля ют
собой теп ло вое излучение вся ко го нагретого предмета.
(3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют совы, что по мо га
ет птицам охо тить ся в тем но те (совы охо тят ся ночью на мел
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов
должно быть на месте пропуска в третьем предложении
текста?
• Так
• Ведь
• Потому что
• Кроме того,
• Что именно эти
(1)Кроме ви ди мых человеческим гла зом лучей, ко то рые
воспринимаются на ши ми органами зре ния как цве то вые
элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
голубой, синий, фиолетовый, — пучок света со став ля ют и
не ви ди мые лучи: уль тра фи о ле то вые и инфракрасные.
(2)Установлено, что ин фра крас ные лучи пред став ля ют
собой теп ло вое излучение вся ко го нагретого предмета.
(3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют совы, что по мо га
ет птицам охо тить ся в тем но те (совы охо тят ся ночью на мел
ких грызунов и вы лав ли ва ют их не ма ло — де сят ки за ночь).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся
значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово
употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
СЧИТААТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.
1. Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.
2. кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги.
Цыплят по осени считают(посл.).
3. кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то
отпуск прошёл хорошо.
4. кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н.
заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим
человеком. Считаю, что ты неправ.
5. считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая
в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.
6. считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что,
как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.
(3)Учёные считают,<...> лучи улав ли ва ют
совы, что по мо га ет птицам охо тить ся в тем
но те (совы охо тят ся ночью на мел ких
грызунов и вы лав ли ва ют их не ма ло — де сят
4. В одном из приведённых ниже слов
допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук. Выпишите это слово.
• двИжимый
• красивЕйший
• начАть
• киломЕтр
• мЕстностей
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Запишите подобранное слово.
• На конференции обсуждались проблемы становления
ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и
осознания смысла жизни.
• По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи,
чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении
духа и были готовы к работе.
• Решение возникающих конфликтов далеко не всегда
было ПРОДУКТИВНЫМ.
• Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться,
пытаясь понять, кто вылезает из машины.
• Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на
ИСХОДНЫЕ позиции.
6. В одном из выделенных ниже
слов допущена ошибка в
образовании формы
слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
• несколько БАШЕН
• шерстяные СВИТЕРЫ
• НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция
• возьми нитку ПОТОЛЩЕ
• в ПОЛУТОРАСТАХ милях
7.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ошибка
А)
построении
предложения
однородными
членами
Б)
неправильное
употребление
падежной формы
существительного с
предлогом
В)
ошибка
построении
предложения
деепричастным
оборотом
построение
предложения
косвенной речью
ошибка
Д)
Г)
неправильное
с полей, работая в обе смены.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Каждый день я поливал и любовался этими
необычными цветами.
2) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что
основательного
необходимости
убеждён
преподавания родного языка.
3) Пишу вам из деревни, куда заехал
в
вследствие печальным обстоятельствам.
4) Отдыхая в кресле, передо мной висит
картина "Март".
5) Выбирая стиль одежды, руководствуйтесь
определёнными правилами.
6) Тем, кто играет на фортепиано, известны
имена великих пианистов.
7) Настя спросила, что приедут они к нам.
8) При подлёте к комете космический аппарат
сражению рыцаря,
напоминал
который закован в прочные латы.
готового к
9) Трое дней и ночей не уходили механизаторы
в
с
в
с
с
в
8. Определите слово, в котором
пропущена безударная проверяемая
гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
• зат..мнённый
• выт..раться
• бл..стеть
• комп..тентность
• р..шение
9. Определите ряд, в котором в обоих
словах пропущена одна и та же
буква. Выпишите эти слова, вставив
пропущенную букву.
• р..списание, из..гнуть;
• ра..ветвлённый, и..кушение;
• пр..красный, пр..дначертание;
• раз..грать, сверх..нтересный;
• на..ломить, о..грызть.
10. Выпишите слово, в котором на месте
пропуска пишется буква И.
• расчётл..вый
• рыж..ватый
• выздоров..л
• танц..вал
• дрожж..вой
11. Выпишите слово, в котором на
месте пропуска пишется буква Ю.
• сил..щийся
• беспоко..тся
• та..щий
• руб..щий
• леч..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со
словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
• (НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и
комфортабельные санатории и турбазы.
• Старцеву на протяжении нескольких месяцев
(НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.
• Селезнёв (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в
кулуарах.
• Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал:
трещит при первом испытании.
• Если человек
равнодушен и к своей стране.
(НЕ)ЛЮБИТ свой город, он
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова
пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
• В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим
секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений
(НА)СЧЁТ условий поединка.
• (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение
Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал
свои выводы в специальной работе.
• (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных
сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом
из параллельно соединённых проводников возникает одно и
ТО(ЖЕ) напряжение.
• Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного
сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно
падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как
и вернувшийся сын.
• (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.
14. Укажите все цифры, на месте которых
пишется одна буква Н.
• В эту тетрадь в синем кожа(1)ом
переплёте были записа(2)ы не только
поразившие Варю высказывания из
прочита(3)ых книг, но и её первые стихи.
Ответы:
1)1,3
2) Что именно эти
3) 4
4) Красивейший
5) Добром
6) Полутораста
7) А1, Б3, В4, Г7, Д9
8) Затемнённый
9) Прекрасный, предначертание
10) Расчётливый
11) Тающий
12) Также, насчёт
13) 1,2