Презентация к уроку русского языка " Сложные предложения" по программе " Школа 21 века" в 4 классе подойдёт и для работающих по другим программам коллег.Слайды презентации подходят для интерактивной доски.Помогают использовать рабочий материал для высокой плотности урока.Урок открытия новых знаний.Для изучения нового материала. Можно использовать на нескольких уроках.
Урок русского языка
4 класс
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Ш АМ АЕВ А
ОЛЬ Г А
Н И КО ЛА ЕВН А
словосочетание
слово
предложение
текст
Вот и весна пришла!
Весной всё пробуждается от зимнего сна.
Солнце с каждым днём поднимается выше
и светит больше. Весело, радостно поёт
капель. По дорожкам бегут говорливые
ручейки. Появились проталинки. Тянутся к
свету золотистые корзиночки мать-и-
мачехи. У черёмухи лопнули почки, и
появились молоденькие листочки.
Выберите правильный ответ.
Предложение не может
существовать:
1) без второстепенных
членов;
2) без однородных членов;
3) без грамматической
основы.
Вот и весна пришла!
Весной всё пробуждается от зимнего сна.
Солнце с каждым днём поднимается выше
и светит больше. Весело, радостно поёт
капель. По дорожкам бегут говорливые
ручейки. Появились проталинки. Тянутся к
свету золотистые корзиночки мать-и-
мачехи. У черёмухи лопнули почки, и
появились молоденькие листочки.
ПРОСТЫМИСЛОЖНЫМИПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
Познакомиться с
… и …
Учиться
различать
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и …
Учиться
В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
ставить…
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Карточка №1.
Прочитайте. Определите
грамматические основы предложений.
Сделайте вывод.
Появляются первые весенние
цветы.
Я люблю, когда появляются
первые весенние цветы.
Пришла весна, и появляются
первые весенние цветы.
Наступили тёплые
дни.
[ ═
― ]
Ласточки вернулись .
[
―
═ ]
По структуре предложения делятся на:
Простые
Сложные
С двумя или более грамматическими основами
С одной
грамматической
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.
основой
[ - = ].
дождь.
С утра идет проливной
По структуре предложения делятся на:
Простые
Сложные
С двумя или более грамматическими основами
С одной
грамматической
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.
основой
[ - = ].
дождь.
С утра идет проливной
Памятка.
Чтобы определить, какое предложение по
структуре
1.Определи, сколько основ в предложении
одна две и более
Предложение Предложение
простое сложное
Между простыми
предложениями в составе
сложного ставится запятая!
Знаки препинания, как погра-
ничники, охраняют границы
между частями сложного
предложения.
[ ], [ ].
Работа по теме урока.
Мама спросила у одного
военного, где находится
Красная площадь.
Он объяснил нам, и мы
очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они
звонили.
По своей структуре сложные предложения
делятся на:
Сложноподчиненные предложения
Сложносочиненные предложения
Черная туча закрыла солнце, и проливной
Вдруг я услышал, что в вышине запел
дождь застучал в окно.
жаворонок.
[ - = ], и [ - = ].
[ - = ], (что).
(что, потому что, где, когда, если, как, чтобы)
(и, а, но, да(=и),или,
ни-ни, тоже, также)
Работа по теме урока.
Мама спросила у одного
военного, где находится
Красная площадь.
Он объяснил нам, и мы
очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они
звонили.
Составьте из двух простых предложений
сложные
1 вариант
1.Поднялся сильный ветер.
2.Море разбушевалось.
2 вариант
1.Стояли ясные дни.
2.Птицы готовились к отлету.
Физкультминутка
А вот и я!
Берегите
зрение!
Определи вид сложных
предложений
Река была тогда пуста , и жизнь
покраснел уже вдали ковер лугов.
(А.Кольцов)
Когда он вышел на улицу, луна
скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)
сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-
Сибиряк)
Утром звезды удаляются, потому что по
небу движется солнце. (Л.Н.Толстой)
Работу кончил серп на нивах золотых, и
Простое и сложное
предложение.
Сочинение и подчинение.
ОДНИ
ПРОБЛЕМЫ!
ТЕСТ
I. Выбрать определение сложного
предложения
1. Сложные предложения — это
предложения, количество слов в которых
больше, чем в простых.
2. Все сложные предложения можно
разделить на самостоятельные простые
предложения.
3. Сложные предложения — это
предложения, состоящие из двух или
нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложном
1. С помощью
обобщающих слов.
2. С помощью союзов.
3. С помощью порядка
слов.
III. Выбрать схему сложного предложения
═
3.[― ] , [ ― ].
1.[ ― ].
2.[― , ].
═ ═
═
═
IV.Найдите сложные предложения
1. Дождь стучал по крышам
и трепал листья в саду.
2. Осень наступила, высохли
цветы,
и глядят уныло голые кусты.
3. Над лугами шел холодный
дождь,
и ветер налетал косыми
ударами.
V.Найдите простые предложения с
однородными членами
1. Приближалась осень, и в
лесу на земле лежали первые
желтые листья.
2. Осень подкрадываается
незаметно, а зима приходит
внезапно.
3. Тучка была небольшая, а
разразилась большим дождем.
Ответы
I-3
II-2
III-3
IV-2,3
V-3
Поставьте оценки:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 или 2 ошибки;
«3» - 3 ошибки
ЕГЭ по русскому языку (11
класс)
А9. Укажите верную характеристику пятого
(5) предложения текста.
Наступила осень, и землю
покрыл ковер из
разноцветных листьев
. 1)простое с однородными членами
2)сложносочиненное
3)сложноподчиненное
4)сложное предложение с
различными видами связи
Итог урока
Мне удалось
…Меня удивило…
Мне
понравилось…
Я порадовался
за…Я хочу поблагодарить … за
…
Закрепление изученного. Работа с
алгоритмом.
На границе частей сложного предложения
перед союзом поставь запятую.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в данном
сложном предложении.
Найди союз, который связывает части
сложного предложения.
И.И. Левитан « Весна. Большая вода».
Пруд как бы дымится. Его гладь покрывается прозрачным
туманом.
На востоке медленно разгорается заря, …
ßðëûê äëÿ J0101856.lnk
Подведём итоги.
Закрепление изученного. Работа с
алгоритмом.
Найди союз, который связывает части
сложного предложения.
Определи, сколько частей в данном
сложном предложении.
На границе частей сложного предложения
перед союзом поставь запятую.
Найди грамматическую основу.
Закрепление изученного. Работа с
алгоритмом.
На границе частей сложного предложения
перед союзом поставь запятую.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в данном
сложном предложении.
Найди союз, который связывает части
сложного предложения.