"Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают…
И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и предложение важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться". М. Ломоносов
Сочинительные и
подчинительные союзы.
Закончите
фразы:
служебные.
Части речи в русском языке делятся на
самостоятельные и …
К служебным частям речи относятся …
предлоги, союзы, частицы.
Служебная часть речи, которая служит
для
в
предложении,
простых
предложений в составе сложного – это
…
Союзы бывают …
простыми и составными.
а
союз.
связи
однородных
членов
также
не
иное
суть
«Союзы
которыми
как
средства,
идеи
соединяются; итак, подобны они
гвоздям или клею, которыми части
такой махины сплочены и склеены
бывают…
И как те махины, в которых
меньше клею и
гвоздей видно,
весьма лучший вид имеют, нежели те,
в которых слоёв и склеек много, так и
и
предложение
великолепнее бывает, чем в нём
союзов меньше. Однако не должно в
таких щелей, по
нём оставлять
которым
вовсе
бы
развалиться».
оно могло
важнее
Михаил Васильевич
Ломоносов
Сравните
предложения:
• Небо потемнело, и пошел снег.
• Я воротился домой, но не в душную
комнату, а в сад и с наслаждением
ходил
осыпанным
снежными хлопьями.
дорожкам,
по
• Небо потемнело, потому что пошел
снег.
Союзы
сочинительные
подчинительные
Сочинительные союзы:
и, а, но, да, зато,
однако, то - то, не то
- не то, или, либо,
тоже, также.
Подчинительные союзы:
что, чтобы, потому что,
оттого что, по причине
того что,
где, когда,
затем, пока, если, если
бы, коль (коли), поэтому,
так как, как, словно,
точно, будто.
Роль сочинительных
союзов:
Связывают равноправные по
смыслу простые предложения
в
сложного
(сложносочиненного)
предложения .
составе
Связывают однородные члены
предложения
Роль подчинительных
союзов:
Связывают
простые
предложения в составе сложного
(сложноподчиненного)
предложения. В таком сложном
предложении одно подчинено по
смыслу другому, то есть от
одного предложения к другому
можно поставить вопрос.
Запишите предложения:
Небо заволокли тучи, и
забарабанил по крышам быстрый
холодный дождь.
[ ] , и [ ].
Едва небо заволокло тучами,
забарабанил по крышам быстрый
холодный дождь.
(Едва … ) , [ ].
Употребление
союзов
Сочинительны
е союзы
Подчинительн
ые союзы
ССП
О и О
СПП
Спишите, расставляя недостающие знаки
препинания; укажите типы союзов.
1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная
мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.
2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит
за край земли.
3. Река сверкала то голубым то зеленым светом.
4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем
просохли.
5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался
подъем в гору с которой было видно всю окрестность.
6. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.
1 вариант
уже
1.Когда мы вернулись в
деревню,
все
спали.
2.Веет теплый ветер, и
легкий пар клубится у
реки.
3.Все время доносился
отдаленный рокот, а
ногами
под
земля
вздрагивала.
4. Наталья Саввишна
никак не могла понять,
что Карл Иванович
уехал.
5. На левом фланге,
куда звал меня Бурцев,
2 вариант
1. По улицам бродили только
куры, да изредка выла
собака.
2. Мы пошли по лосиному
следу и вскоре увидели, что
дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм,
где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по
низким луговым местам все
затопил туман.
5. Лесник, у которого мы
остановились на ночлег,
рассказал нам много нового
об этих местах.
Проверка:
1 вариант
1. (Когда), [ ].
2. [ ], и [ ].
3. [ ], а [ ].
4. [ ], ( что).
5. [ ( куда) ].
2 вариант
1. [ ], да [ ].
2. [ ], ( что).
3. [ ], ( где).
4. [ ], и [ ].
5. [ ( у
которого) ].
Из данных предложений составьте СПП.
1.Дома оставались только бабушка и внучка. Все
уходили на работу.
2.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
Произведите замену причастных и деепричастных оборотов
придаточными предложениями. Составьте схему СПП.
3.Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь.
4.Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал
в долину, поросшую густым лесом.
Замените придаточные предложения деепричастными и
причастными оборотами.
5.Мы возвратились домой поздно, так как заблудились
в лесу.
6.Луна, которая вышла из-за облаков, осветила бледным
светом окрестность.
Проверьте себя!
1.
4.
Дома оставались только бабушка и
потому что все уходили на
внучка,
работу.
В полях уже потемнело,
подошли к деревне)
Большое дерево,
земле, загородило путь.
(Когда отряд прошел через невысокий
он попал в долину,
горный хребет,
которая поросла густым лесом.
которое лежало на
когда мы
5. Заблудившись в лесу, мы возвратились
домой поздно.
6. Луна, вышедшая из-за облаков, осветила
бледным светом окрестность.
Вставьте союзы
потому
1. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (почему?)
чтобы
2. Мы отправились в поход рано утром, …
до вечера добраться до нужного пункта. (с
что
какой целью?)
когда
3. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (когда?)
если бы
4. Мы бы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (при каком
условии?)
Постройте схемы данных
предложений, пронумеровав их,
расставив знаки препинания.
1. Умолк в тумане золотистом кудрявый
сад и птичьим свистом он до зари не
зазвучит.
2. С самого утра шел сильный дождь но
к полудню небо прояснилось и мы
могли продолжить свой путь.
3. Недалеко
от домика
писатель рос огромный тополь.
где жил
4. Я вернусь когда раскинет ветки по-
весеннему наш белый сад.
5. А
звезды
тумане
блеснули и свет свой холодный над
липами льют.
нежданно
в
Проверьте себя!
, и .
, но , и .
… , где… , .
, когда… .
5. = и = .
и
пришли
несложные
Человек потерял запятую, стал бояться сложных
предложений, искал фразы попроще. За несложными
мысли.
фразами
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не
возмущало.
радовало
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать всякие вопросы. Ничто не вызывало его
искреннего
любопытства.
перестал
Еще через пару лет он потерял двоеточие и
объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки.
Он не высказывал ни одной собственной мысли, а
все время когонибудь цитировал. Так он совсем
разучился мыслить
точки.
и дошел до
не
Берегите знаки препинания!