Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Оценка 5

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русский язык
5 кл
23.03.2017
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
урок русского языка.doc
­ 1 ­ Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  городского округа гор. Уфа Республики Башкортостан Школа № 18 Урок русского языка в пятом  классе на тему: «Мир, в котором мы живем» (Урок-обобщение по теме «Лексика») Учитель: Вайцеховская Н.В. ­ 2 ­ гор. Уфа 2016 г. Урок русского языка  в 5 классе  учитель: Вайцеховская Н.В. Мир, в котором мы живем (Урок­обобщение по теме «Лексика») Цели урока: ­нравственное воспитание пятиклассников путем повторения лексических понятий. Задачи урока: ­обогащение словарного запаса учащихся; ­формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи; ­воспитание потребности пользоваться толковым словарем; ­закрепление и обобщение материала, пройденного по теме «Лексика» Оборудование: ­ИКТ­презентация к уроку; ­выставка словарей русского языка; ­выставка творческих работ обучающихся на тему: «Любимые уголки родного края». 1. Вступление (Слово учителя о слове) Слова   Лев Болеславский До речи родимой дотронусь­ И музыка на сто ладов! Весеннее слово влюбленность, И есть еще проще – любовь. Мне дороги рукопожатья, Приветы и встречи вокруг. Веселое слово – приятель, А есть еще радостней – друг. Бежит под зелёной косынкой И хочет из чащи свернуть Укромное слово – тропинка, Но слово просторное – путь. В рабочем нетухнущем гуде Я слышу, как Завтра встает. Есть слово высокое – люди, И есть еще выше – народ! ­ 3 ­ Учитель. Что могут обозначать слова? (учащиеся дают ответ.) Прекрасный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, подчеркивая богатство русского   языка,   писал:   «Для   всего,   что   существует   в   природе:   воды,   воздуха,   неба,   облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, ­ в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». А каждое слово, мы знаем, можно растолковать, объяснить. П. Основная часть урока Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные по теме «Лексика» и еще раз 1. Сообщение темы и задач урока.     (слайд № 1) убедимся в том, насколько разнообразен и богат наш язык. 2. Этимология слова «Лексика» Учитель, вопрос. Как называется раздел науки о языке ­ языкознания, в котором изучается словарный состав? (Ответ: Лексика) Учитель: Да, это лексика. Объясним этимологию (историю происхождения) этого слова. (слайд № 2) (по этимологическому словарю выясняют ребята) Лексис (греч.) –«слово», «выражение» Лексика, Лексический (к//ч), Лексикон 3. Слова бывают разные… Учитель: Слова бывают разные. есть слова звонкие, громкие, гордые и светлые:  Родина, Россия, Дружба, Мир.  (слайд №  3).  Они поражают людей простотой и величием. Слова эти необыкновенно дружны между собой. Покоряют   своей   прелестью,   нежностью   и  легкостью   слова  Березка,  Солнце,  Счастье, Радость, Весна. (слайд № 4) Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие,   добрые   и   нужные   слова!   Лексике   очень   хочется,   чтобы   все   её   жители   были именно такими. Оглянитесь вокруг: нас окружает огромный и разнообразный мир. А язык – это отражение наших познаний об этом мире. 4. Звонкие и светлые слова Работа в тетради. Запись числа и темы урока. «Мир, в котором мы живем» Урок­обобщение по теме «Лексика» Вопрос: Скажите, какое значение в вашей жизни имеют звонкие и светлые слова  МИР ДРУЖБА  делается запись этих слов в тетрадях РОДИНА  РОССИЯ ­ 4 ­ Они же ­на слайде № 5   Ребята   объясняют:  (Мир­   это   когда   нет   войны   и   все   люди   счастливы;   Дружба   –   лучшее человеческое качество, без нее просто нельзя жить; Родина­ то место, где ты родился, вырос, где прошло твое детство.) Учитель.   Так   что   же   такое   –  Родина?   Вот   как   объясняет   это   понятие   известный исследователь природы, журналист Василий Песков. 5. Работа над словом РОДИНА (Работа с раздаточным материалом.)  Родина.  а) Чтение текста учеником ( слайд № 6) Родина – это очень много. Это и тропинка с  бродом  через ручей… Это и ракета, нацеленная на Луну, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и моё родное село. Это люди, названия новых машин, танцев, которым неистово хлопают во всех городах земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге… Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. (Василий Песков) б) Определение основной мысли текста, лексического значения слов, подбор синонимов Учитель. ­Определим основную мысль текста. (Родина огромна, и наши добрые дела прибавляют ей сил). ­Объясним лексическое значение выделенных в тексте слов: (слайд № 7) (Брод – мелкое место поперек реки или озера, удобное для перехода; неистово – бурно, сильно; бакенщик – рабочий­сторож на бакене. А бакен ­ большой плавучий поплавок на якоре для указания мели  на реке). Учитель. Запишем это замечательное слово и подберем к нему синонимы. (Подбор и запись синонимов к слову РОДИНА) Вопрос: Что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексических значений и употреблением в речи). Запись   в   тетрадях:   Родина­Отечество­Отчизна.  (внимание­   на   корень   отч­отеч:  что­то близкое человеку, т.к. «отец», «отчий») Учитель поясняет: Отечеством зовем нашу страну, потому что в ней жили наши деды и отцы. (слайд № 8) 6. Работа над словом РОССИЯ     (слайд № 9) а) Работа на ассоциативное мышление Учитель: Посмотрите на еще одно красивое и светлое слово­ РОССИЯ. Что вы, ребята, имеете в виду, когда произносите название страны, в которой живете? Т.е. с чем это слово у вас ассоциируется? Ученики: (Это и огромное государство, которое раскинулось на многие тысячи километров, и наша малая   родина   Башкирия,   наши   дом,   семья,   бабушкина   деревня,   прекрасная   природа   с   белоствольными березками, глубокими озерами и высокими горами, это наша школа…) Учитель: Каждому из нас в этом огромном и разнообразном мире дорог тот уголок земли, где мы родились и выросли. Готовясь   к   сегодняшнему   уроку,   вы   на   бумаге   изобразили   тот   кусочек   малой   родины,   который вам особенно дорог. (Обсуждение рисунков и зачитывание миниатюр учащихся по ним). б)  Обсуждение творческих работ учащихся ­ 5 ­ Внимание­ на связь понятий Родина и малая родина (запись но доске)  Учитель. Можно объяснить любое слово в языке. Немного отдохнем. Наша традиционная  в) Физкультминутка (слайд № 10) физкультминутка.  По лексическому значению предлагаю вам определить, о каком слове идет речь. ­Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. (зима); ­Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, состоящие из спаянных кристалликов воды разных форм, преимущественно в виде звездочек (снег); ­Центральное   небесное   светило   нашей   планетной   системы,   представляющее   собой   гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло (солнце); ­Певчая птица из семейства дроздовых с серым оперением, отличающаяся необыкновенно красивым пением (соловей). г) Работа с текстом о Башкортостане ( Чтение, подбор антонимов) Учитель: Её разок вернемся к вашим творческим работам.. Некоторые из вас нарисовали символы нашего города. нашей республики. Обратим на них внимание.  (Рассматриваются рис. с памятником Салавату Юлаеву и Монументом Дружбы). Все мы любим наш родной край, нашу республику. Обратимся к выдержкам из сочинения ученика о нашем Башкортостане.  (Чтение текста учеником) ( слайд № 11) Красив, богат и  щедр мой родной край!  Несметными сокровищами одарила природа башкирскую землю. Воспетая в песнях и легендах красавица Агидель, волшебные подземные дворцы, туманные скалы, сливающиеся с бездонным небом, бесконечные лесные массивы и – горы, горы, горы… …Желаю своей родной республике: процветай! Не знай  вражды  и  горя! Пусть над тобою всегда светит доброе яркое солнце! (Из школьного сочинения). Учитель:   Обратите   внимание,   какие   2   жестких,   тяжелых   слова   есть   в   одном   из предложений этого текста. Задание:   Найдем   их,   подберем   антонимы   к   этим   словам   и   сделаем   запись   в   тетради. (вражда – дружба; горе­радость). Вопрос: Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением). (Вывешиваются таблички со словами  вражда­…   горе… Ребята записывают на доске и в тетрадях антонимы к этим словам) 7. Работа над словом ДРУЖБА     (слайд № 12) а) Определение лексического значения  Учитель: Дружба – еще одно очень хорошее и надежное слово в нашем языке. Вопрос: А кто такой друг для каждого из вас? Учащиеся:  (Это   человек,   с   которым   ты   делишься   своими   сокровенными   мыслями,   чувствами, которому ты предан так же, как и он тебе. Ему ты бесконечно доверяешь). ­ 6 ­ Учитель:   Недаром   в   русском   языке   существует   немало   мудрых   изречений   о   дружбе   и б) Подбор пословиц о друзьях и дружбе друзьях.  Ученики приводят примеры высказываний о дружбе: (Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без друзей меня чуть­чуть, а с друзьями – много.) в) Слово учителя о дружбе и друзьях, запись синонимов Учитель. Дружбы достоин только тот, кто сам надежен и верен. Настоящая дружба длится годами и никогда не кончается.  ( слайд № 13)  А.С.Пушкин дружил с лицейскими товарищами Иваном Пущиным и Вильгельмом Кюхельбекером  всю жизнь. Он здорово сказал об этом: Друзья! Прекрасен   наш   союз!   И   каждому   из   вас   хотелось   бы   пожелать,   чтоб   в   нашем   непростом   и прекрасном мире всех окружало как можно большее количество надежных и верных друзей. Только в   этом   случае   человек   может   быть   счастливым   и   будет   уверенно   идти   по   жизни.   Сказала «счастливым» и вновь обращаю ваше внимание на богатство русского языка. (Вывешивается табличка со словом счастливый ­… ) г) Подбор прилагательных к слову «счастливый» (слайд № 14) Подберем и запишем к этому прилагательному несколько синонимов. Ученик   у   доски,   все­   в   тетрадях:   Счастливый,   радостный,   довольный,   удачливый, безоблачный (перен.) –подскажет учитель. Учитель.   В   прямом   ли   значении   употреблено   это   слово   у   нас?  (нет,   в   переносном; объясняет, что прямое значение этого слова «без облаков, ясный». А безоблачная жизнь­ жизнь ясная, ничем не омраченная).  Вопрос: Когда слово имеет переносное значение? ( Ответ: перенос названия происходит, если у предметов есть какое­либо сходство.) 8..Работа над словом МИР а) Слово учителя Учитель.   Ясная,   безоблачная   жизнь,   ничем   не   омраченная,   т.е.  мирная.   Предлагаю обратиться к еще одному очень важному слову в нашей жизни: Мир. б) Работа с текстом А. Лиханова (портрет – слайд № 15) (выделение ключевого слова, понятие многозначности слова) (Ученик читает текст выразительно) (слайд № 16) Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, а золотом спелых колосьев. Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля! (А.Лиханов) Учитель, вопрос: Какое, по­вашему, главное, ключевое слово этого текста?  Учащиеся: Мир. Учитель о многозначности этого слова. Слово это многозначное.  Вопрос: Какие слова мы так называем? (те, которые имеют несколько значений) Учитель:   Мир­   это   и   Вселенная,   и   наша   Земля   со   всем   существующим   на   ней,   и многонациональный народ нашей планеты, и жизнь без войн и страшных потрясений. Это одно из самых важных слов. 9.Подбор звонких и светлых слов. ­ 7 ­ Учитель:  Замечательные слова мы сегодня с вами говорили. И их очень много в нашем языке.   Давайте   в  течение   нескольких   минут в  своих  тетрадках   запишем   еще   некоторые   слова, пришедшие   вам   на   память,   слова,   которые   дороги   всем   нам.   Пусть   это   будут   имена существительные. Можно работать парами, с соседями по парте. Ребята работают в тетрадях в течение 2 минут, записывают слова: семья, брат, сестренка, герои и т.д.) Затем идет устная проверка выполненного задания Ш. Итоги урока а) Обобщение Учитель: Сегодня на уроке мы вспомнили некоторые  категории Лексики, с которыми вы познакомились в пятом классе. Назовите их. Учащиеся: Синонимы, антонимы, многозначные слова, слова с переносным значением.   Вопрос: Часто на уроках при  изучении слова мы обращались к очень важным помощникам. б) Слово о словарях Кто они? Учащиеся: Словари. (слайд № 17) (Обращается внимание на выставку словарей русского языка) Учитель: На протяжении нескольких школьных лет вы будете расширять свой словарный запас,   познакомитесь   с   новыми   словами   и   лексическими   понятиями.   Узнаете,   что   такое фразеологизмы, профессионализмы, заимствования, неологизмы… Мы убедились, что слово играет большую роль в жизни человека. Ведь недаром поэт сказал: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. в) Заключительное слово (слайд № 18) Огромен, разнообразен мир, а язык   ­ отражение наших познаний об этом мире. И очень хочется   верить,   что   со   временем   в   нашем   лексиконе   останутся   существовать   лишь   слова героические, справедливые, светлые, приносящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться миру, миру, в котором мы живем. г) Оценки за урок.

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)

Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017