1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа гор. Уфа Республики Башкортостан
Школа № 18
Урок русского языка
в пятом классе
на тему:
«Мир, в котором мы живем»
(Урок-обобщение по теме «Лексика»)
Учитель: Вайцеховская Н.В. 2
гор. Уфа
2016 г.
Урок русского языка
в 5 классе
учитель: Вайцеховская Н.В.
Мир, в котором мы живем
(Урокобобщение по теме «Лексика»)
Цели урока:
нравственное воспитание пятиклассников путем повторения лексических понятий.
Задачи урока:
обогащение словарного запаса учащихся;
формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи;
воспитание потребности пользоваться толковым словарем;
закрепление и обобщение материала, пройденного по теме «Лексика»
Оборудование:
ИКТпрезентация к уроку;
выставка словарей русского языка;
выставка творческих работ обучающихся на тему: «Любимые уголки родного края».
1. Вступление
(Слово учителя о слове)
Слова
Лев Болеславский
До речи родимой дотронусь
И музыка на сто ладов!
Весеннее слово влюбленность,
И есть еще проще – любовь.
Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово – приятель,
А есть еще радостней – друг.
Бежит под зелёной косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово – тропинка,
Но слово просторное – путь.
В рабочем нетухнущем гуде
Я слышу, как Завтра встает.
Есть слово высокое – люди,
И есть еще выше – народ! 3
Учитель. Что могут обозначать слова? (учащиеся дают ответ.)
Прекрасный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, подчеркивая богатство
русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков,
дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и
названий».
А каждое слово, мы знаем, можно растолковать, объяснить.
П. Основная часть урока
Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные по теме «Лексика» и еще раз
1. Сообщение темы и задач урока.
(слайд № 1)
убедимся в том, насколько разнообразен и богат наш язык.
2. Этимология слова «Лексика»
Учитель, вопрос. Как называется раздел науки о языке языкознания, в котором изучается
словарный состав? (Ответ: Лексика)
Учитель: Да, это лексика.
Объясним этимологию (историю происхождения) этого слова. (слайд № 2)
(по этимологическому словарю выясняют ребята)
Лексис (греч.) –«слово», «выражение»
Лексика, Лексический (к//ч), Лексикон
3. Слова бывают разные…
Учитель: Слова бывают разные. есть слова звонкие, громкие, гордые и светлые: Родина,
Россия, Дружба, Мир. (слайд № 3). Они поражают людей простотой и величием. Слова эти
необыкновенно дружны между собой.
Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова Березка, Солнце, Счастье,
Радость, Весна. (слайд № 4)
Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама.
Хорошие, добрые и нужные слова! Лексике очень хочется, чтобы все её жители были
именно такими.
Оглянитесь вокруг: нас окружает огромный и разнообразный мир. А язык – это отражение
наших познаний об этом мире.
4. Звонкие и светлые слова
Работа в тетради. Запись числа и темы урока.
«Мир, в котором мы живем»
Урокобобщение по теме «Лексика»
Вопрос: Скажите, какое значение в вашей жизни имеют звонкие и светлые слова
МИР
ДРУЖБА
делается запись этих слов в тетрадях РОДИНА
РОССИЯ
4
Они же на слайде № 5
Ребята объясняют: (Мир это когда нет войны и все люди счастливы; Дружба – лучшее
человеческое качество, без нее просто нельзя жить; Родина то место, где ты родился, вырос, где прошло твое
детство.)
Учитель. Так что же такое – Родина? Вот как объясняет это понятие известный
исследователь природы, журналист Василий Песков.
5. Работа над словом РОДИНА
(Работа с раздаточным материалом.)
Родина.
а) Чтение текста учеником ( слайд № 6)
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей… Это и ракета,
нацеленная на Луну, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и моё
родное село. Это люди, названия новых машин, танцев, которым неистово хлопают во всех
городах земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге…
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы
делаем доброго, прибавляет сил ему. (Василий Песков)
б) Определение основной мысли текста,
лексического значения слов, подбор синонимов
Учитель.
Определим основную мысль текста. (Родина огромна, и наши добрые дела прибавляют ей сил).
Объясним лексическое значение выделенных в тексте слов: (слайд № 7)
(Брод – мелкое место поперек реки или озера, удобное для перехода; неистово – бурно, сильно; бакенщик –
рабочийсторож на бакене. А бакен большой плавучий поплавок на якоре для указания мели на реке).
Учитель. Запишем это замечательное слово и подберем к нему синонимы.
(Подбор и запись синонимов к слову РОДИНА)
Вопрос: Что такое синонимы? (Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то
же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексических значений и употреблением в речи).
Запись в тетрадях: РодинаОтечествоОтчизна. (внимание на корень отчотеч: чтото
близкое человеку, т.к. «отец», «отчий») Учитель поясняет: Отечеством зовем нашу страну, потому что
в ней жили наши деды и отцы. (слайд № 8)
6. Работа над словом РОССИЯ
(слайд № 9)
а) Работа на ассоциативное мышление
Учитель: Посмотрите на еще одно красивое и светлое слово РОССИЯ. Что вы, ребята,
имеете в виду, когда произносите название страны, в которой живете? Т.е. с чем это слово у вас
ассоциируется?
Ученики: (Это и огромное государство, которое раскинулось на многие тысячи километров, и наша
малая родина Башкирия, наши дом, семья, бабушкина деревня, прекрасная природа с белоствольными
березками, глубокими озерами и высокими горами, это наша школа…)
Учитель: Каждому из нас в этом огромном и разнообразном мире дорог тот уголок земли,
где мы родились и выросли. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы на бумаге изобразили тот кусочек малой родины,
который вам особенно дорог. (Обсуждение рисунков и зачитывание миниатюр учащихся по ним).
б) Обсуждение творческих работ учащихся
5
Внимание на связь понятий Родина и малая родина (запись но доске)
Учитель. Можно объяснить любое слово в языке. Немного отдохнем. Наша традиционная
в) Физкультминутка (слайд № 10)
физкультминутка.
По лексическому значению предлагаю вам определить, о каком слове идет речь.
Самое холодное время года, наступающее вслед за осенью и сменяющееся весной. (зима);
Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, состоящие из спаянных кристалликов воды разных
форм, преимущественно в виде звездочек (снег);
Центральное небесное светило нашей планетной системы, представляющее собой гигантский
раскаленный шар, излучающий свет и тепло (солнце);
Певчая птица из семейства дроздовых с серым оперением, отличающаяся необыкновенно красивым
пением (соловей).
г) Работа с текстом о Башкортостане
( Чтение, подбор антонимов)
Учитель: Её разок вернемся к вашим творческим работам.. Некоторые из вас нарисовали
символы нашего города. нашей республики. Обратим на них внимание. (Рассматриваются рис. с
памятником Салавату Юлаеву и Монументом Дружбы).
Все мы любим наш родной край, нашу республику. Обратимся к выдержкам из сочинения
ученика о нашем Башкортостане.
(Чтение текста учеником)
( слайд № 11)
Красив, богат и щедр мой родной край! Несметными сокровищами одарила природа
башкирскую землю. Воспетая в песнях и легендах красавица Агидель, волшебные подземные
дворцы, туманные скалы, сливающиеся с бездонным небом, бесконечные лесные массивы и –
горы, горы, горы…
…Желаю своей родной республике: процветай! Не знай вражды и горя! Пусть над
тобою всегда светит доброе яркое солнце! (Из школьного сочинения).
Учитель: Обратите внимание, какие 2 жестких, тяжелых слова есть в одном из
предложений этого текста.
Задание: Найдем их, подберем антонимы к этим словам и сделаем запись в тетради.
(вражда – дружба; горерадость).
Вопрос: Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением).
(Вывешиваются таблички со словами вражда… горе… Ребята записывают на доске и в
тетрадях антонимы к этим словам)
7. Работа над словом ДРУЖБА
(слайд № 12)
а) Определение лексического значения
Учитель: Дружба – еще одно очень хорошее и надежное слово в нашем языке.
Вопрос: А кто такой друг для каждого из вас?
Учащиеся: (Это человек, с которым ты делишься своими сокровенными мыслями, чувствами,
которому ты предан так же, как и он тебе. Ему ты бесконечно доверяешь). 6
Учитель: Недаром в русском языке существует немало мудрых изречений о дружбе и
б) Подбор пословиц о друзьях и дружбе
друзьях.
Ученики приводят примеры высказываний о дружбе:
(Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без друзей меня чутьчуть, а с друзьями –
много.)
в) Слово учителя о дружбе и друзьях, запись синонимов
Учитель. Дружбы достоин только тот, кто сам надежен и верен. Настоящая дружба длится
годами и никогда не кончается. ( слайд № 13) А.С.Пушкин дружил с лицейскими товарищами
Иваном Пущиным и Вильгельмом Кюхельбекером всю жизнь. Он здорово сказал об этом: Друзья!
Прекрасен наш союз! И каждому из вас хотелось бы пожелать, чтоб в нашем непростом и
прекрасном мире всех окружало как можно большее количество надежных и верных друзей. Только
в этом случае человек может быть счастливым и будет уверенно идти по жизни. Сказала
«счастливым» и вновь обращаю ваше внимание на богатство русского языка.
(Вывешивается табличка со словом счастливый … )
г) Подбор прилагательных к слову «счастливый» (слайд № 14)
Подберем и запишем к этому прилагательному несколько синонимов.
Ученик у доски, все в тетрадях: Счастливый, радостный, довольный, удачливый,
безоблачный (перен.) –подскажет учитель.
Учитель. В прямом ли значении употреблено это слово у нас? (нет, в переносном;
объясняет, что прямое значение этого слова «без облаков, ясный». А безоблачная жизнь жизнь
ясная, ничем не омраченная).
Вопрос: Когда слово имеет переносное значение? ( Ответ: перенос названия происходит, если у
предметов есть какоелибо сходство.)
8..Работа над словом МИР
а) Слово учителя
Учитель. Ясная, безоблачная жизнь, ничем не омраченная, т.е. мирная. Предлагаю
обратиться к еще одному очень важному слову в нашей жизни: Мир.
б) Работа с текстом А. Лиханова (портрет – слайд № 15)
(выделение ключевого слова, понятие многозначности слова)
(Ученик читает текст выразительно) (слайд № 16)
Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и
счастливыми.
Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, а золотом спелых колосьев.
Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных
салютов.
Дадим мир планете Земля! (А.Лиханов)
Учитель, вопрос: Какое, повашему, главное, ключевое слово этого текста?
Учащиеся: Мир.
Учитель о многозначности этого слова. Слово это многозначное.
Вопрос: Какие слова мы так называем? (те, которые имеют несколько значений)
Учитель: Мир это и Вселенная, и наша Земля со всем существующим на ней, и
многонациональный народ нашей планеты, и жизнь без войн и страшных потрясений. Это одно из
самых важных слов.
9.Подбор звонких и светлых слов. 7
Учитель: Замечательные слова мы сегодня с вами говорили. И их очень много в нашем
языке. Давайте в течение нескольких минут в своих тетрадках запишем еще некоторые слова,
пришедшие вам на память, слова, которые дороги всем нам. Пусть это будут имена
существительные. Можно работать парами, с соседями по парте.
Ребята работают в тетрадях в течение 2 минут, записывают слова: семья, брат, сестренка,
герои и т.д.) Затем идет устная проверка выполненного задания
Ш. Итоги урока
а) Обобщение
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомнили некоторые категории Лексики, с которыми вы
познакомились в пятом классе. Назовите их.
Учащиеся: Синонимы, антонимы, многозначные слова, слова с переносным значением.
Вопрос: Часто на уроках при изучении слова мы обращались к очень важным помощникам.
б) Слово о словарях
Кто они?
Учащиеся: Словари. (слайд № 17)
(Обращается внимание на выставку словарей русского языка)
Учитель: На протяжении нескольких школьных лет вы будете расширять свой словарный
запас, познакомитесь с новыми словами и лексическими понятиями. Узнаете, что такое
фразеологизмы, профессионализмы, заимствования, неологизмы…
Мы убедились, что слово играет большую роль в жизни человека. Ведь недаром поэт сказал:
Словом
можно убить,
Словом
можно спасти,
Словом
можно полки за собой повести.
в) Заключительное слово (слайд № 18)
Огромен, разнообразен мир, а язык отражение наших познаний об этом мире. И очень
хочется верить, что со временем в нашем лексиконе останутся существовать лишь слова
героические, справедливые, светлые, приносящие людям не только необходимость общаться, но и
необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться миру, миру, в котором мы живем.
г) Оценки за урок.
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Презентация к уроку русского языка "Мир, в котором мы живем" (Повторение темы "Лексика". 5 кл., русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.