Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"
Цели урока: - овладение основами знаний по фразеологии русского языка, - обогащение фразеологического запаса, - развивать устойчивый интерес к русскому языку, - воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей. Задачи: Обучающие: формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения. Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.Планируемые результаты: Личностные: • осознание эстетической ценности русского языка; • стремление к речевому самосовершенствованию; усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные: • способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); Предметные • понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте; • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека). Средства обучения: раздаточный материал, словарь, карточки с заданиями, тетради.
Урок русского языка в 5 классе по теме.doc
Урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы». Учитель: Мисюрева Г. И. , МАОУ «Моргуновская ООШ» Цели урока:  ­ овладение основами знаний по фразеологии русского языка, ­ обогащение фразеологического запаса,  ­ развивать устойчивый интерес к русскому языку,  ­   воспитывать   личную   ответственность   за   выполнение   коллективной   работы, доброжелательное отношение к ответам других детей. Задачи: Обучающие:  формировать   умение   использовать   фразеологизмы   в   речи;   обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения. Развивающие:  развитие   критического   мышления   обучающихся;   развитие   внимания обучающихся; формирование УУД: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать   умение   применять   новые   знания;   развитие   речевых   способностей   учащихся; развитие умения групповой и парной работы. Воспитательные:  воспитание   интереса   и   уважения   к   родному   языку;   воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу. Планируемые результаты: Личностные:   осознание эстетической ценности русского языка;   стремление   к   речевому   самосовершенствованию;   усвоенных   грамматических   средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные:  способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями различных   типов;   овладение   приемами   отбора   и   систематизации   материала   на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать   нормы   построения   текста   (логичность,   последовательность,   связность, соответствие теме и др.); Предметные  понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;   овладение   основными   стилистическими   ресурсами   лексики   и   фразеологии   русского языка,   нормами   речевого   этикета   и   использование   их   в   своей   речевой   практике   при создании устных и письменных высказываний. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека). Средства обучения: раздаточный материал, словарь, карточки с заданиями, тетради.  Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться общаться друг с другом. А чтобы уметь общаться,   надо   работать   над   своим   языком.   Если   ваш   словарный   запас   будет хорошим, то вас будет приятно слушать и, конечно, захочется с вами и общаться, и дружить. 2.   Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в   пробном действии.                                                                                       ­ Сегодня мы с вами завершаем изучение ещё одного раздела русского языка. Но мы не можем двигаться дальше, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант. Лексический диктант «Одним словом»                                                                  (1 человек на доске, остальные в тетрадях) 1) Словарный состав языка, ­ это ….  (лексика) 2)   Главный   смысл   слова,   о   котором   мы   думаем,   когда   его   произносим,   ­   …. (лексическое значение) 3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются  ….(однозначными) 4)   Слова,   имеющие   несколько   лексических   значений,   называются     …. (многозначными) 5) В словосочетании  золотые часы  прилагательное употреблено в …….   (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении. 6)   Слова,   противоположные   по   лексическому   значению,   называются   …. (антонимами) 7)   Слова,   близкие   или   совпадающие   по   лексическому   значению,   называются   …… (синонимами) 8)   Слова,   одинаковые   по   звучанию   и   написанию,   но   абсолютно   разные   по   значению, называются… (омонимами)  9) прилагательное в переносном значении – это… (Эпитет) 10) наделение неживых предметов свойствами живых называется …(олицетворение) Проверка, самостоятельное оценивание  диктанта на полях. 11)Устойчивые, неделимые сочетания слов называются … (фразеологизмами) 3. Выявление места и причины затруднения.  ­ Почему возникло затруднение. Определите тему урока, пользуясь шифром. 1 е 2 у 3 к 4 т 5 р 6 ф 7 а 8 о 9 я 10 м 11 д 12 л 13 з 14 г 15 ы 16 э 17 б 18 и 6,  5,  7,  13,  1,  8,  12,  8,  14,  18,  13,  10,  15  ­      ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ   4. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Поставьте перед собой задачи на урок. Узнаем значение и происхождение терминов «фразеология», «фразеологизм».   Будем учиться находить фразеологизмы в тексте, определить их лексическое значение, подбирать   синонимы/антонимы   к   фразеологизмам;   познакомиться   с   источниками фразеологизмов. 5. Этап реализации построенного проекта. 1) Слово учителя. ­ Кто запомнил, что же такое фразеологизмы? ­ Живут­поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, например: съесть, собака. Они  могут употребляться в составе  свободных сочетаний слов, например: люблю  собаку, съесть торт и т.д. Но только выражение «съесть собаку» является неделимым словосочетанием со значением: владеть чем­либо в совершенстве; быть мастером чего­либо . Такие сочетания слов называются фразеологизмами.  2)Исследование лингвистического текста. (стр. 94) ­ Что же такое фразеологизм? ­ Запишите в тетрадь определение фразеологизмов. Фразеологизмы – устойчивые, неделимые словосочетания.  3)Задание №1  ­ Выпишите в два столбика сочетания слов и фразеологизмы: проглотить язык, проглотить горошину, голуби не клюют, куры не клюют, ржаной калач, тертый калач, повесить белье, повесить нос   Взаимопроверка – Поменяйтесь тетрадями, за каждый правильный ответ поставьте один балл: свободные сочетания слов проглотить горошину голуби не клюют ржаной калач повесить белье фразеологизмы проглотить язык куры не клюют тертый калач повесить нос ­   Поднимите,   пожалуйста,   руки   те,   кто   смог   набрать   все   8   баллов,   то   есть   выполнил задание без ошибок? Молодцы ребята! 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Слово учителя. ­ Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века   они   объяснялись   в   специальных   сборниках   и   толковых   словарях   под   различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).  2)Задание №2 Работа в группах. ­Как   вы   думаете,   что   нужно   делать,   если   вы   встретили   фразеологизм,   значение которого вам непонятно? (воспользоваться фразеологическим словарем) Посмотрите, на ваших   столах   представлены   фразеологические   словари   и   для   выполнения   следующего задания они вам могут понадобиться. Ученики  соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к словарю. Соединить стрелками фразеологизмы и их значение. Глаза на мокром месте                          Сильно что­то захотелось С глазу на глаз                                        Часто плачет Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение Глаза открылись                                     Наедине Вкладывать душу                                    Думать, решать что­нибудь трудное Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания Находить общий язык                            Отдавать себя целиком Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал Комар носа не подточит                          Подвести кого­либо Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии Душа в душу                                              Не к чему придраться ­ Составьте с одним из фразеологизмов предложение. Разберите по членам предложения. как мел 8) несолоно хлебавши 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.  Задание №3.  Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям     синонимы      из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.  1) хоть пруд пруди                                          1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд                                      2) в двух шагах 3) как снег на голову                                      3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо                                         4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать                                              5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут                                          6) ни то ни сё 7) с пустыми руками                                   7) ни кровинки в лице                                       8) 2 группа.  Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика: 1) рукой подать                                              1) мастер на все руки 2) на вес золота                                              2) спустя рукава 3) семи пядей во лбу                                       3) у черта на куличках 4) песок сыплется                                          4) как кошка с собакой 5) в час по чайной ложке                              5) грош цена 6) мастер кислых щей                                    6) хоть кол на голове теши 7) засучив рукава                                            7) молоко на губах не обсохло 8) душа в душу                                                 8)на всех парах 8. Включение в систему знаний и повторение. 1) Упр. 269. 2)Упр. 267. 9.Рефлексия учебной деятельности.  Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм  ­ Не покладая рук ­ Тяп да ляп ­ Через пень колоду ­ Засучив рукава Учитель:             Мы   сегодня  не  переливали   из  пустого   в  порожнее,   а  работали   не покладая   рук.  И   хоть   к   концу   урока   мы   немного   устали,   но  не   вышли   из   себя,   а продолжаем работу.     Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!    Молодцы, ребята!     Спасибо за работу! Д.З. Подготовить проект «История одного фразеологизма» или написать сочинение о дружбе с использованием фразеологизмов.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018