Разработка урока по русскому языку "Употребление Ъи Ь знаков" 5 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка поможет учителям, работающим в 5 классах, легко и в игровой форме построить урок по употреблению Ъ и Ь знаков в речи. "Вы оба хороши, достойны оба чести" - интригующее название урока, которое сразу привлекает внимание обучающихся и заставляет их задуматься над употреблением "немых" букв в русском языке.
Иконка файла материала Правописание Ъ и Ь 5 класс.doc
МОУ  Заларинская СОШ №1 «Вы оба хороши, достойны оба чести». (Правописание Ъ и Ь) 5 класс Учитель: Соколова Е. И.«Вы оба хороши, достойны оба чести».  Правописание Ъ и Ь. Ход урока. 1. Интрига 1) Словарный диктант. Небесный свод, поздно вечером, яростный, блеснуть на солнце,  местное шоссе, вязкая трясина, чувство прекрасного, чудесный  рюкзак, парашют приближался, послать брошюру, гигантская  сосна, властный голос, дерзкий ответ, устная просьба, удивительное жюри. Проверим написание и подчеркнем орфограммы. 2) Послушаем юмористические стихи и подумаем, о каких интересных  буквах русского алфавита говорит поэт? ­Не чересчур ли ты добряк?­ Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак,­ Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься, Нет, в алфавит ты не годишься! ­Кто б говорил, но ты б уж помолчал!­ Знак Мягкий Твердому на это отвечал,­ Ты тверд и груб, как суковатый дуб. Давным­ давно пора , как букву ять, Тебя из азбуки изъять… ­Друзья, ваш спор – никчемные слова,­Услышав этот спор , сказала буква А.­ Вы оба хороши, достойны оба чести. ( П. Матвиенко) ? Почему возник спор между твердым и мягким знаками? Для любознательных: ЯТЬ­ буква дореволюционного алфавита,  обозначала звук, сходный по звучанию с Е. 3) Объявление темы урока. Напишем строку (последнюю) без знаков препинания. Попросим  детей их поставить. 2. Движение темы. 1) Аналитическая работа. ? Какова роль «немых букв»? так ли они «немы», т. е. неговорящи?  А) СРАНИ: угол­ уголь, ясен­ ясень, вес­ весь (ь, смягчая согласный  звук, служит для образования слов с новым лексическим  значением). Б)  Перед какими согласными ставится разделительный Ь? В какой  части слова? Пьеса, вьюн, статья, соловьи… В) Что разделяет Ъ в этих примерах? (графический разбор) Подъезд, объяснил. (приставка на согласный и корень с Е Ё Ю Я) Трехъярусный (два корня в сложных словах, второй начинается с Е  Ё Ю Я). НО: трехэтажный. 2) Грамматические задачи (на карточках). Два­три человека работают у доски с последующим разбором задания. Карточка 1 Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо, и найдите  третье лишнее слово, разобрав по составу, объясните свой выбор. Б…ет, п…ет, под…ем;Раз…ять, раз…узнал, раз…мял. Карточка 2 Разделите слова на два столбика по сходству правописания. От…ехал, п…еса, раз…яренный, бул…он. 3)Пока дети работают у доски, класс пишет под диктовку. Приглашается обезьяна на съемки боевика, где будет погоня,  барьеры, скачущие курьеры, разъяренные полицейские. ОБЪЯВЛЕНИЕ. ? Какой фильм называется «боевиком»? Подчеркните слова с Ъ и Ь и  объясните условия выбора «немых букв», разобрав слова по составу.  Объясните постановку знаков препинания. 3. Итог урока. ? Что же мы поняли на нашем уроке?  («Немые» буквы вовсе не безлики, Хоть их заслуги невелики!) 4. Домашнее задание. §5, упр. 47

Посмотрите также