Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"
Оценка 5

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"
Тип урока: открытие нового знания. Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы И-Ы после Ц». Задачи: Познавательная: • различать звуки и написания соответствующей буквы в слове; • познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц; • сформировать навык правописания по данному правилу; • повторить изученные орфограммы (№ 12, 13, 14). Развивающая: • развивать умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом. Воспитательная: • воспитывать любовь к русскому языку, умение видеть удивительное в окружающем тебя мире, совершенствовать навыки этичного межличностного общения. Основные характеристики урока: Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов, в технологии проблемного обучения. Использованы следующие методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение, работа в парах, самопроверка, работа с алгоритмом, составление схем. Методы обучения: • проблемный, • частично-поисковый, • беседа. Ключевые компетенции школьников: коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в паре, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал; регулятивные: формулирование цели на уроке, определение пути ее достижения, вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы; личностные: определять цели своего обучения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Тип урока: открытие нового знания. Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы И-Ы после Ц». Задачи: Познавательная: • различать звуки и написания соответствующей буквы в слове; • познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц; • сформировать навык правописания по данному правилу; • повторить изученные орфограммы (№ 12, 13, 14). Развивающая: • развивать умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом. Воспитательная: • воспитывать любовь к русскому языку, умение видеть удивительное в окружающем тебя мире, совершенствовать навыки этичного межличностного общения. Основные характеристики урока: Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов, в технологии проблемного обучения. Использованы следующие методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение, работа в парах, самопроверка, работа с алгоритмом, составление схем. Методы обучения: • проблемный, • частично-поисковый, • беседа. Ключевые компетенции школьников: коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в паре, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные: самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал; регулятивные: формулирование цели на уроке, определение пути ее достижения, вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы; личностные: определять цели своего обучения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
открытый урок.doc
Учитель Мисюрева Галина Ильинична, МАОУ «Моргуновская ООШ» Тема урока «Буквы И­Ы после Ц» Тип урока: открытие нового знания. Ведущая   цель: формирование   у   обучающихся   умений   реализации   новых   способов   действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы И­Ы после Ц». Задачи: Познавательная:     Развивающая:  различать звуки и написания соответствующей буквы в слове; познакомиться с правилом написания букв И­Ы после Ц; сформировать навык правописания по данному правилу; повторить изученные орфограммы (№ 12, 13, 14). развивать   умения   доказательно   обосновывать   свою   точку   зрения,   делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом. Воспитательная:  воспитывать любовь к русскому языку, умение видеть удивительное в окружающем тебя мире, совершенствовать навыки этичного межличностного общения. Основные характеристики урока: Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов, в технологии проблемного обучения. Использованы следующие методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение, работа в парах, самопроверка, работа с алгоритмом, составление схем. Методы обучения: проблемный,  частично­поисковый,  беседа.  Ключевые компетенции школьников: коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в паре, согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оформлять свои мысли в устной форме; познавательные: самостоятельно   создавать   алгоритм   деятельности   при   решении   проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал; регулятивные:  формулирование   цели   на   уроке,   определение   пути   ее   достижения,   вносить необходимые   коррективы   в   способ   действия,   соотносить   свои   действия   с   планируемым результатом, оценивать результаты работы; личностные: определять цели своего обучения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Ход урока 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Отбросим в сторону переживания и неудачи.   Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг!   И на уроке этом мы опять  Все поработаем на «пять». 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. ­ Ребята, на доске в столбик записаны слова. Давайте запишем их транскрипцию. Цирк [цырк] Цифра [цыфра] Секция [с`экцыj`ь] Сестрицын [с`истр`ицын] Певицы [п`ив`ицы] 3.Этап выявления места и причины затруднения. Скажите, при написании этих слов, где можно допустить ошибку? Почему? (Не совпадает произношение и написание в этих словах после Ц) 4.Этап построения проекта выхода из затруднения.  Ребята, кто догадался? Какую  орфограмму мы сегодня будем изучать?  Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и тему урока.                       (Число и кл. работа записаны заранее, тему пишу вместе с учениками) .                 Буквы И – Ы после Ц. Сформулируйте цель предстоящей работы на уроке, используйте при этом ключевые слова. Узнать… правила написания И­Ы после Ц. Повторить …морфемы и морфемный разбор слов. Закрепить … применение правила на практике, умение определять части слова и части речи  (существительное, прилагательное) 5. Этап реализации построенного проекта. Изучая новое правило, нам помогут ваши знания по фонетике и морфемике. Что это за разделы  лингвистики? Что они изучают?  Ответы учеников : Фонетика – звуки, морфемика ­  части слова: корень,… На доске делаю запись слов: ЛЕКЦ…Я ––  СТРАНИЦ…  ­  Какой звук нам слышится после Ц. Нам непонятно какую букву нужно писать на месте пропуска,  т. к. в 1 и во 2 случае слышится   звук Ы,  давайте обратимся к фонетике  и напишем  транскрипцию этих слов.  Несмотря на то, что слышится  \Ы\ везде слова написаны по­разному. В чём же принцип?  И здесь на помощь к нам приходит МОРФЕМИКА. Я разбила слова на 4 группы неслучайно,  посмотрите внимательно и подумайте, в какой части слова находятся буквы И ­ Ы после Ц. 1.Цирк        2.  нация            3.  страницы          4.синицын  Цифра        лекция                     куцый               курицын                                  Акация  Буква в        слово закан.         А здесь                     в суффик.                        На – ЦИЯ           в какой             корне                                            Морф.?                                                   В оконч. А ПОЧЕМУ Я РАЗДЕЛИЛА СЛОВА чертой?  Слева пишется буква И, справа 2 случая пишется буква Ы. Ребята, давайте сформулируем правило!  Несколько учеников проговаривают правило: Написание И – Ы после Ц. буква И пишется в корне и если слово заканчивается на ­  ЦИЯ. Буква  Ы пишется в окончании и в суффиксе – ын.  Запишем в грамматическую тетрадь опорную схему.                И                                                    Ы 1.В корнях                                       1. В окончаниях 2. в словах на –ЦИЯ                       2. В суффиксах ­ Давайте проверим, как вы поняли тему. Вернёмся к исходным словам и вставим пропущенную букву. На доске записаны слова, ваша задача объяснить их правописание. Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын  хвост, модницы,  станция,  дверцы, цыган. ­ Почему в слове ЦЫГАН написана буква Ы, Ведь орфограмма в корне? Действительно, во многих  правилах русского языка есть исключения! И здесь тоже.  Маленькая история о том, откуда произошли исключения в правиле И­ Ы после Ц.  ­ слова с таким сочетанием чаще всего являются иноязычными. А что такое иноязычные слова? (это те слова, которые пришли к нам из других языков) ­ так в других яз. буква ц передаётся другими мягкими звуками (например,  civilis  – в латыни цивилизация)  ­ в русском же языке буква Ц передаёт только твёрдый звук.  ­ А так как иностранных слов с ЦЫ в корне подавляющее большинство, то русские слова с ЦЫ в корне попали в исключения. Вот такой парадокс – в русском языке исключениями стали русские слова.  ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА? Давайте обратимся к учебнику, стр. 128 – правило. (Читают самостоятельно, затем 1 ученик зачитывает)  Ребята   для   того,   чтобы   правило   или   исключения   лучше   запоминались,   придумывают «запоминалки». Попробуйте и вы в парах составить предложение–запоминалку в течение 3 минут. Можно ли использовать однокоренные слова? (конечно, ведь в них также будет писаться буква Ы, какие это могут быть однокоренные слова: ЦЫГАНСКИЙ, ЦЫПЛЯЧИЙ) (Зачитывают свои варианты). Все молодцы… Общую     записываем:  ЦЫГАН   НА   ЦЫПОЧКАХ   ПОДОШЁЛ   К   ЦЫПЛЁНКУ   И   ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!» ВЫВОД: если мы не знаем, какую букву писать после Ц: Ы или И, то: 1. Смотрим, не является ли это слово исключением.  2. Смотрим, в какой морфеме находится 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 1). Игра "Передай мелок другу" Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова  пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.         Ц…рк, медиц…на, порц…я, молодц.., рукавиц…, ц…фра, ц…почки, красавиц…, огурц…,  ц…нга, девиц…, операц…я, акац…я, нац…я,  жильц…, плантац…я, принц…, пальц…, ц…клон,  ц...рюльник, скитальц…,певц…, панц…рь.  2) Игра «Третий лишний» А сейчас мы проверим вашу внимательность и то, как вы запомнили сегодняшнее правило.  Спишите слова. Найдите лишнее слово в каждой строчке, подчеркните его, объясните свой  выбор. А) Ц­ганочка, борц­, ц­нк. Б) огурц­, революц­я, Синиц­н ФИЗМИНУТКА Т  ематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву  И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова:  ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ,  АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ,  ЦИКЛ. 3) Лексические загадки.  Учитель говорит лексическое значение слова, ребята записывают, что это за слово в отдельной строке. Если кто­то не знает, то пропускает место.  1. Основной Закон государства.  – конституция ( начинаем вместе) 2. Точная выдержка из какого­либо текста. – цитата  3. Род перчаток с отделением только для большого пальца – рукавицы.  4. Тренировка театрального или иного представления без зрителей – репетиция. 5. Кушанье из фарша, тушённого в капустных листьях – голубцы. 6. Одноглазое мифическое существо – Циклоп 7. Детёныш курицы. – Цыплёнок  Проверяем. (Читаю наоборот: слово – лексическое значение) Подберите однокоренные слова к словам, оканчивающимся на – ЦИЯ. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 1) Распределительное письмо  «Распределительное письмо» поможет вам применить правило на практике. Распределите данные  слова в два столбика: в первый с­ И, во второй – с  Ы, обозначая графически условия своего  выбора. Ц…рк, ц…ркуль, панц…рь, ц…фра, ц…плячий, ц…кнуть, бойц…, иллюстрац…я, круглолиц…й,  пальц…, сигнализац…я, ц…ган, ц…клоп. Проверка по карточке. 8.Этап включения в систему знаний и повторения. Подумайте, слово ц...лина и ц..на тоже на правило  "Буквы и­ы после ц"  или на другое правило. Докажите. (Слова «целина»   и «цена» проверяются словами целый и цены.   Правило «Безударная гласная, проверяемая ударением»). Целина ­ никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся  обработке земля.  9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. ­ Ребята, вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы  поставленных задач. Докажите. ­ Пригодится ли вам в жизни умение писать правильно слова с изученной орфограммой? ­ С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? ­  Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и или ы после ц? Рефлексия: Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..      Теперь я знаю , что  …… Особенно интересно было…. Я сегодня уйду с урока с … настроением. ­ Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом". ­ Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы! Я вам желаю так же хорошо выполнить домашнюю работу. 10.Домашнее задание. 1) Правило 2) Составить рассказ с использованием слов на изученную орфограмму. 3) упр. ­ Скоро прозвенит звонок и окончится урок! . СПАСИБО ЗА УРОК. Тест по теме «Буквы И­Ы после Ц» 1. В каких словах пропущена буква И? а) панц..рь б) ц..ганка в) ц..ркуль г) ц..почка   2. В каких словах пропущена буква Ы? а) дисц..плина б) ц..кнуть в) ц..плёнок г) пац..ент   3. В каких словах пропущена буква И? а) авиац..я б) иллюминац..я в) краснолиц..й г) сестриц..н   4. В каком слове пропущена буква Ы? а) перед зеркальц..м б) традиц..я в) коллекц..онер г) хвост лисиц..   5. В каких словах допущена ошибка? а) Греция б) операцыя в) экпедицыя г) инфекция   6. Какие слова написаны правильно? а) строительство столицы б) нора волчици в) пение синицы г) письмо сверстници

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка открытого урока по теме "Буквы И-Ы после Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018