По наличию главных членов предложения делятся на :
двусоставные
Грамматическая
односоставные
подлежащее и
сказуемое
подлежащее
или
сказуемое
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
Безличные
Глагол в 1-м или 2-м лице изъявительного наклонения
или
в 1- м лице повелительного наклонения
Глагол в 3-м лице мн.ч. настоящего и будущего времени
или
глагол во мн.ч. в прошедшем времени и условном наклонении
Безличный глагол, личный глагол в безличном значении, неопределённая форма глагола, краткое страдательное причастие в форме среднего рода, категория состояния, существительное в Р.п. с не и ни
Найдите определённо-личное предложение
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
На пригорке то сыро, то жарко.
Волка шапками не закидаешь.
По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите неопределённо-личное предложение
Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
На сердитых воду возят.
Еду-еду в чистом поле.
Со скрипом опустили трап.
Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите безличное предложение
Ведут ко мне коня.
Не спится, няня.
Кому-то принесли от мастера ларец.
После драки кулаками не машут.
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
Утро. Зимний день.
(общее – односоставные, назывные)
Сравните предложения:
Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша).
В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение.
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями согласованными и несогласованными.
Грамматические признаки назывных предложений:
Записи в дневниках, письмах.
Сферы употребления назывных предложений
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
«В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Афанасий Афанасьевич Фет
1820 -1892
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Александр Александрович Блок
1880 - 1921
Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Борис Леонидович Пастернак
1890 - 1960
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон.
И смерть и ад со всех сторон.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837
Назывные предложения очень кратки,
но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.
Вывод:
Маленький посёлок Водный.
Он уютный, хоть и скромный.
Сколько замечательных людей
Называют Родиной своей.
Наш посёлок
Быть может, вы где-то слыхали про это,
А, может, читали в стихах у поэта:
Огромные окна, большое крылечко,
И сельская школа, где тихая речка.
Возможно, вы где-то видали картину:
Бескрайние дали, холмы и долина,
Село, крики стаи вдали журавлиной
И сельская школа в тени тополиной.
Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа – надежда России.
Сельская школа
1) Зимние сумерки.
2) Холодно.
3) Завьюжило не на шутку.
4) Снегу намело до самых крыш.
5) С трудом пробираюсь по узкой дорожке.
6) Вот и знакомый дом.
7) Меня здесь ждут.
Определение вида односоставных предложений
1) назывное
2) безличное
3) безличное
4) безличное
5) определенно-личное
6) назывное
7) неопределенно-личное
8) определенно-личное
Ответы:
1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________ .
Блиц-опрос
Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,расставьте знаки препинания
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский день с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
( К . Бальмонт )
Дифференцированное домашнее задание:
Упражнение 180 с. 88 учебника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.