Презентация к уроку русского языка "Назывные предложения" (8 класс)
Оценка 4.8

Презентация к уроку русского языка "Назывные предложения" (8 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русский язык
8 кл
25.02.2017
Презентация к уроку русского языка "Назывные предложения" (8 класс)
Данная презентация является сопровождением урока русского языка "Назывные предложения" для 8 класса. В ней содержатся таблицы и схемы, содержащие необходимую информацию для лучшего усвоения материала по данной теме и для повторения пройденного. Кроме этого, презентация составлена с применением краеведческого материала, имеются примеры назывных предложений из произведений русских поэтов и т.д.
Презентация к уроку.ppt

По наличию главных членов предложения делятся на : двусоставные

По наличию главных членов предложения делятся на : двусоставные

По наличию главных членов предложения делятся на :

двусоставные

Грамматическая
основа

односоставные

подлежащее и
сказуемое

подлежащее

или

сказуемое

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Глагол в 1-м или 2-м лице изъявительного наклонения
или
в 1- м лице повелительного наклонения

Глагол в 3-м лице мн.ч. настоящего и будущего времени
или
глагол во мн.ч. в прошедшем времени и условном наклонении

Безличный глагол, личный глагол в безличном значении, неопределённая форма глагола, краткое страдательное причастие в форме среднего рода, категория состояния, существительное в Р.п. с не и ни

Найдите определённо-личное предложение

Найдите определённо-личное предложение

Найдите определённо-личное предложение

С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

На пригорке то сыро, то жарко.

Волка шапками не закидаешь.

По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкой и цепкой лебедой.

Найдите неопределённо-личное предложение

Найдите неопределённо-личное предложение

Найдите неопределённо-личное предложение

Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

На сердитых воду возят.

Еду-еду в чистом поле.

Со скрипом опустили трап.

Нигде жилья не видно на просторе.

Найдите безличное предложение Ведут ко мне коня

Найдите безличное предложение Ведут ко мне коня

Найдите безличное предложение

Ведут ко мне коня.

Не спится, няня.

Кому-то принесли от мастера ларец.

После драки кулаками не машут.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

Назывные предложения

Назывные предложения

Назывные предложения

Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего

Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего


Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.

Утро. Зимний день. Поздний вечер

Утро. Зимний день. Поздний вечер


Утро. Зимний день.

Поздний вечер. Ударил мороз.

Сравните предложения:

Утро. Зимний день. (общее – односоставные, назывные) (отличие – нераспространенное, распространенное)

Утро. Зимний день. (общее – односоставные, назывные) (отличие – нераспространенное, распространенное)


Утро. Зимний день.
(общее – односоставные, назывные)
(отличие – нераспространенное, распространенное)

Поздний вечер. Ударил мороз.
(общее – распространенные )
(отличие – односоставное, двусоставное).

Сравните предложения:

Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее , которое может быть выражено именем сущ

Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее , которое может быть выражено именем сущ

Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша).
В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение.
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями согласованными и несогласованными.

Грамматические признаки назывных предложений:

Записи в дневниках, письмах. 24 мая

Записи в дневниках, письмах. 24 мая

Записи в дневниках, письмах.
24 мая. Утро. Скверное настроение.
Составление сценариев.
Грозный 1941 год. Подмосковье. Разъезд Дубосеково. Большие силы гитлеровцев. (Фрагмент сценария к тексту о подвиге героев-панфиловцев)
В художественной речи (поэзии, прозе).
Земская больница. Утро. (Рассказ А.П.Чехова «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ А.П.Чехова «Тоска»)
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.А.Ахматова)

Сферы употребления назывных предложений

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья,

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья,

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

«В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Афанасий Афанасьевич Фет
1820 -1892

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет



Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Александр Александрович Блок
1880 - 1921

Вечер. Взморье. Вздохи ветра

Вечер. Взморье. Вздохи ветра


Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Или:

Недвижный камыш.
Не трепещет осока
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942

Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора

Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора



Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Борис Леонидович Пастернак
1890 - 1960

Швед, русский – колет, рубит, режет

Швед, русский – колет, рубит, режет





Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон.
И смерть и ад со всех сторон.

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений

Александр Сергеевич Пушкин
1799 - 1837

Назывные предложения очень кратки, но выразительны

Назывные предложения очень кратки, но выразительны


Назывные предложения очень кратки,
но выразительны. Называя предметы, указывая место или время, они сразу вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

Вывод:

Маленький посёлок Водный. Он уютный, хоть и скромный

Маленький посёлок Водный. Он уютный, хоть и скромный

Маленький посёлок Водный.
Он уютный, хоть и скромный.
Сколько замечательных людей
Называют Родиной своей.






Задание. Запишите стихотворение. Найдите в тексте назывное предложение. Выполните синтаксический разбор.

Наш посёлок

Быть может, вы где-то слыхали про это,

Быть может, вы где-то слыхали про это,

Быть может, вы где-то слыхали про это,
А, может, читали в стихах у поэта:
Огромные окна, большое крылечко,
И сельская школа, где тихая речка.

Возможно, вы где-то видали картину:
Бескрайние дали, холмы и долина,
Село, крики стаи вдали журавлиной
И сельская школа в тени тополиной.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа – надежда России.

Задание. Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите.

Сельская школа

Зимние сумерки. 2) Холодно. 3)

Зимние сумерки. 2) Холодно. 3)

1) Зимние сумерки.
2) Холодно.
3) Завьюжило не на шутку.
4) Снегу намело до самых крыш.
5) С трудом пробираюсь по узкой дорожке.
6) Вот и знакомый дом.
7) Меня здесь ждут.
8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

Определение вида односоставных предложений

1) назывное 2) безличное 3) безличное 4) безличное 5) определенно-личное 6) назывное 7) неопределенно-личное 8) определенно-личное Ответы:

1) назывное 2) безличное 3) безличное 4) безличное 5) определенно-личное 6) назывное 7) неопределенно-личное 8) определенно-личное Ответы:

1) назывное
2) безличное
3) безличное
4) безличное
5) определенно-личное
6) назывное
7) неопределенно-личное
8) определенно-личное

Ответы:

Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________

Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________


1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________ .
2. Главный член назывных предложений обычно выражен ________ .
3. Они показывают, что явление, событие, предмет _______ .
4. С частицей вот, вон назывные предложения приобретают ____ значение.
5. Назывные предложения употребляются преимущественно в _______.
6. Назывные предложения бывают _____ и _____ .

Блиц-опрос

Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше

Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше

Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
(Сложное, 2 части, 1- н-л)
В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2 части, 2- н-л)
Тайга. Река. Откосы гор.
( Простые предложения, односостав, назывн)
На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)

Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания

Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ

Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ

Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский день с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
( К . Бальмонт )

Дифференцированное домашнее задание:

Дифференцированное домашнее задание:

Дифференцированное домашнее задание:


Упражнение 180 с. 88 учебника.
Напишите СМС сообщение своему другу. Опишите свои ощущения от просмотренного фильма при помощи назывных предложений.

Головач Наталья Михайловна – учитель русского языка и литературы

Головач Наталья Михайловна – учитель русского языка и литературы

Головач Наталья Михайловна – учитель русского языка и литературы МОУ СШ №106

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017