Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
Безличные
Глагол в 1-м или 2-м лице изъявительного наклонения
или
в 1- м лице повелительного наклонения
Глагол в 3-м лице мн.ч. настоящего и будущего времени
или
глагол во мн.ч. в прошедшем времени и условном наклонении
Безличный глагол, личный глагол в безличном значении, неопределённая форма глагола, краткое страдательное причастие в форме среднего рода, категория состояния, существительное в Р.п. с не и ни
Найдите определённо-личное предложение
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
На пригорке то сыро, то жарко.
Волка шапками не закидаешь.
По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Назывным (или номинативным) называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени.
Утро. Зимний день.
(общее – односоставные, назывные)
(отличие – нераспространенное, распространенное)
Поздний вечер. Ударил мороз.
(общее – распространенные )
(отличие – односоставное, двусоставное).
Сравните предложения:
Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут пятого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша).
В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон, и тогда такие предложения приобретают указательное значение.
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями согласованными и несогласованными.
Грамматические признаки назывных предложений:
Записи в дневниках, письмах.
24 мая. Утро. Скверное настроение.
Составление сценариев.
Грозный 1941 год. Подмосковье. Разъезд Дубосеково. Большие силы гитлеровцев. (Фрагмент сценария к тексту о подвиге героев-панфиловцев)
В художественной речи (поэзии, прозе).
Земская больница. Утро. (Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»)Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ А.П.Чехова «Тоска»)
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А.А.Ахматова)
Сферы употребления назывных предложений
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
«В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Афанасий Афанасьевич Фет
1820 -1892
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Александр Александрович Блок
1880 - 1921
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений
Борис Леонидович Пастернак
1890 - 1960
Быть может, вы где-то слыхали про это,
А, может, читали в стихах у поэта:
Огромные окна, большое крылечко,
И сельская школа, где тихая речка.
Возможно, вы где-то видали картину:
Бескрайние дали, холмы и долина,
Село, крики стаи вдали журавлиной
И сельская школа в тени тополиной.
Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа – надежда России.
Задание. Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите.
Сельская школа
1. Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом ________ .
2. Главный член назывных предложений обычно выражен ________ .
3. Они показывают, что явление, событие, предмет _______ .
4. С частицей вот, вон назывные предложения приобретают ____ значение.
5. Назывные предложения употребляются преимущественно в _______.
6. Назывные предложения бывают _____ и _____ .
Блиц-опрос
Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
(Сложное, 2 части, 1- н-л)
В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2 части, 2- н-л)
Тайга. Река. Откосы гор.
( Простые предложения, односостав, назывн)
На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,расставьте знаки препинания
Аллеи рек. Зеркальности озёр.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный тёмный бор.
Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей.
Апрельский день с его улыбкой маю.
Я целый мир прошёл в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.
( К . Бальмонт )
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.