Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
11 кл
28.11.2017
Презентация содержит дополнительный иллюстрационный материал к уроку русского языка в 11 классе " Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка». Основные понятия и термины урока: тропы, фигуры речи, лексические и синтаксические явления и их роль в тексте. Тип урока - урок повторения, систематизации и обобщения полученных знаний.
Презентация1.pptx
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Обобщение по теме
«Изобразительно –
выразительные средства
языка»
Цели урока: повторить,
систематизировать и обобщить
материал по теме
«Изобразительно –
выразительные средства языка»
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
с
Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение
основного
традиционно
обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то
смысловыми отношениями с первым.
слова, перенос названия
значения
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не
поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего
наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить
впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным,
наглядным и подчеркнутым. Фигуры делят на семантические (антитеза,
оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора,
эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос,
многосоюзие и бессоюзие и др.).
Выразительные средства синтаксиса: ряды однородных членов
предложения, предложения с вводными словами, обращениями,
обособленные
изложения,
парцелляция.
диалогичность
предложения,
члены
Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
1. Лексические средства
синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова
скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова
они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому
значению одному слову
на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова
дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории
курень, гутарить
книжная,
научная,
разговорная лексика
дерзновенный, сподвижник;
коррозия, менеджмент;
просадить деньги, глубинка
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Тропы
метафора – перенос значения слова по сходству
мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или
явления живому существу
отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с
другим (выражаются через союзы как, словно, будто,
сравнительную степень прилагательного)
яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е.
на основе реальных связей)
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и
наоборот
повторения
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Тропы
эпитет – использование определений, придающих
выражению образность и эмоциональность
Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в
конкретных художественных образах
весы – правосудие, крест – вера, сердце - любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты
описываемого
в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты
описываемого
ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле,
обратном буквальному, с целью насмешки
Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Фигуры речи, строение предложений
эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный
советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или
наоборот
пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом
Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.
каламбур – игра слов
Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное
предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений
молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет
многосоюзие – повтор избыточного союза
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонары…
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Фигуры речи, строение предложений
эллипсис - пропуск подразумеваемого слова
я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов
Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или
Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий
живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора
антонимы
данных слов.
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических
вопросов и ответов на них
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно,
все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые
единицы.
Я видел солнце. Над головой.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Первая группа.: найдите в предложенных отрывках донских поэтов изобразительно –
выразительные средства языка.
Метафоры
О нет, я не из тех, чья дерзкая строка
Отважно говорит и городу, и миру,
Кто верит: не Луна скользит сквозь облака,
А века зоркий глаз глядит в его квартиру.
Н. Апушкина
2.Эпитеты
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет...
Растёт на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок – бессмертник.
А.Сафронов
3.Сравнение, олицетворение.
Неожиданно дико, как лосям,
в городской вдруг забредшим квартал,
увидалось дождю и колосьям,
что им встретиться ветер не дал.
Д.Долинский
4. Инверсия
При долине, в чаще купырей,
Про любовь земную без коварства
Пел самодержавный соловей,
Нами коронованный на царство.
Б.Примеров
5. Лексический повтор
…и там, и там, и там — луна.
На всем она, куда ни глянешь —
и соглядатай, и маяк,
на сонных листьях ее глянец,
чуть окантован глянцем мрак.
Д.Долинский
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Вторая группа: соотнесите определения изобразительно –
выразительных средств с их названиями, пользуйтесь
словариком изобразительно – выразительных средств.
Анафора
повтор
эпитет
сравнение
метафора
олицетворение
Риторическое восклицание
парцеляция
Фразеологизмы
Антонимы
Метонимия
Повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за
другом
Повторение одних и тех же слов в стихотворной строке, а также фраз в
прозаическом тексте.
Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет,
понятие или явление.
сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через
союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)
Перенесение свойств, признаков одного предмета на другой, схожий с ним
отдельными чертами (цветом, формой, характером движения и др.)
перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.
восклицательное, вопросительное предложения или предложение с
обращением, не требующие отклика у адресата
предложение, которое расчленено на интонационносмысловые речевые
единицы.
устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному
слову
противоположные по смыслу слова
замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных
связей)
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
• Прочитайте текст, определите , из какого произведения он взят, кто
его автор, укажите тип и стиль речи, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, в предложениях 2,3 вставьте знаки препинания.
1.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных
балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни.
2.Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено,
и степь легко вздыхает широкою грудью. 3.Как будто от того, что в траве не видно
в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой
не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты
все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и
грустить. 4.Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и
чувствуешь, что засыпаешь, но вот откудато доносится отрывистый, тревожный
крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чейто
голос, вроде удивленного "аа!", и дремота опускает веки. 5.А то, бывало, едешь
мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут
сплюком, комуто кричит: "Сплю! сплю! сплю!", а другая хохочет или заливается
истерическим плачем это сова. 6.Для кого они кричат и кто их слушает на этой
равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... 7.Пахнет сеном,
высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и
нежен.
( А.П. Чехов «Степь»)
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Работа в парах: поиск характерных для
предложенного текста выразительных средств
языка и речи.
Средства
художественной
выразительности
Синтаксичекий
параллелизм
Развернутая
метафора
Антонимы
Антитеза
Пример
1.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не
поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще
прекрасна и полна жизни.
землю окутает мгла; степь легко вздыхает широкою грудью
В потемках, днем
Как будто от того, что в траве не видно в потемках своей старости, в
ней поднимается веселая, молодая трескотня…
Сравнение
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня
Вводное слово
А то, бывало, едешь мимо балочки
№
предложен
ия
1.
2.
3.
3.
4.
5
Ряды
членов.
однородных
Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но
3,7
запах густ, сладкоприторен и нежен.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Тест
1.)Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
а) метонимия б) олицетворение \/
в) эпитет г) перифраза
2.) Редкая птица долетит до середины Днепра.
а) литота б )перифраза
в) гипербола \/ г) метонимия
3.) Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
а) олицетворение б) метонимия
в) аллегория г) эпитет \/
4. )Мальчик с пальчик
а) гипербола б) литота \/
в) сравнение г) олицетворение
5.) А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.
а) перифраза б)эпитет
в) литота г) метонимия \/
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Ответы:
А
1
Б
7
В
9
Г
8
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Ребята, соотнести результаты
работы с целями урока.
Домашнее задание: упражнение 36 по
сборнику
Мальцевой. Повторить таблицы(Словарик
изобразительно – выразительных средств)
Спасибо за урок! Желаю успехов на
экзамене!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.