Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"
Оценка 4.7

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
11 кл
28.11.2017
Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Презентация содержит дополнительный иллюстрационный материал к уроку русского языка в 11 классе " Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка». Основные понятия и термины урока: тропы, фигуры речи, лексические и синтаксические явления и их роль в тексте. Тип урока - урок повторения, систематизации и обобщения полученных знаний.
Презентация1.pptx

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка» Цели урока: повторить, систематизировать и обобщить материал по теме «Изобразительно – выразительные средства языка»

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
с  Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. слова, перенос названия значения Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. Фигуры делят на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.). Выразительные средства синтаксиса: ряды однородных членов предложения, предложения с вводными словами, обращениями, обособленные изложения, парцелляция. диалогичность предложения, члены   Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
1. Лексические средства синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы. фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз») архаизмы – устаревшие слова дружина, губерния, очи диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить книжная, научная, разговорная лексика дерзновенный, сподвижник; коррозия, менеджмент; просадить деньги, глубинка

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Тропы метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот повторения белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Тропы эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь? аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце - любовь гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Фигуры речи, строение предложений эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. каламбур – игра слов Шел дождь и два студента. риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!  синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонары…

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Фигуры речи, строение предложений эллипсис - пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ. антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или Где стол был яств, там гроб стоит оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора антонимы данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта. парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой. 

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Первая группа.: найдите в предложенных отрывках донских поэтов изобразительно – выразительные средства языка. Метафоры О нет, я не из тех, чья дерзкая строка Отважно говорит и городу, и миру, Кто верит: не Луна скользит сквозь облака, А века зоркий глаз глядит в его квартиру. Н. Апушкина 2.Эпитеты Спустился на степь предвечерний покой, Багряное солнце за тучами меркнет... Растёт на кургане над Доном-рекой Суровый цветок – бессмертник. А.Сафронов 3.Сравнение, олицетворение. Неожиданно дико, как лосям, в городской вдруг забредшим квартал, увидалось дождю и колосьям, что им встретиться ветер не дал. Д.Долинский 4. Инверсия При долине, в чаще купырей,  Про любовь земную без коварства  Пел самодержавный соловей,  Нами коронованный на царство. Б.Примеров 5. Лексический повтор …и там, и там, и там — луна. На всем она, куда ни глянешь — и соглядатай, и маяк, на сонных листьях ее глянец, чуть окантован глянцем мрак. Д.Долинский

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Вторая группа: соотнесите определения изобразительно – выразительных средств с их названиями, пользуйтесь словариком изобразительно – выразительных средств. Анафора повтор эпитет сравнение метафора олицетворение Риторическое восклицание парцеляция Фразеологизмы Антонимы Метонимия Повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за  другом Повторение одних и тех же слов в стихотворной строке, а также фраз в  прозаическом тексте. Образное определение: слово, поясняющее, характеризующее предмет,  понятие или явление. сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через  союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) Перенесение свойств, признаков одного предмета на другой, схожий с ним  отдельными чертами (цветом, формой, характером движения и др.) перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый. восклицательное, вопросительное предложения или предложение с  обращением, не требующие отклика у адресата предложение, которое расчленено на интонационно­смысловые речевые  единицы. устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному  слову противоположные по смыслу слова замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных  связей)

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
• Прочитайте текст, определите , из какого произведения он взят, кто его автор, укажите тип и стиль речи, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, в предложениях 2,3 вставьте знаки препинания. 1.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных  балочках  соловьи,  не  пахнет  цветами,  но  степь  все  еще  прекрасна  и  полна  жизни.  2.Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено,  и степь легко вздыхает широкою грудью. 3.Как будто от того, что в траве не видно  в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой  не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты  ­ все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и  грустить.  4.Однообразная  трескотня  убаюкивает,  как  колыбельная  песня;  едешь  и  чувствуешь,  что  засыпаешь,  но  вот  откуда­то  доносится  отрывистый,  тревожный  крик  неуснувшей  птицы  или  раздается  неопределенный  звук,  похожий  на  чей­то  голос,  вроде  удивленного  "а­а!",  и  дремота  опускает  веки.  5.А  то,  бывало,  едешь  мимо  балочки,  где  есть  кусты,  и  слышишь,  как  птица,  которую  степняки  зовут  сплюком,  кому­то  кричит:  "Сплю!  сплю!  сплю!",  а  другая  хохочет  или  заливается  истерическим плачем ­ это сова. 6.Для кого они кричат и кто их слушает на этой  равнине,  бог  их  знает,  но  в  крике  их  много  грусти  и  жалобы...  7.Пахнет  сеном,  высушенной  травой  и  запоздалыми  цветами,  но  запах  густ,  сладко­приторен  и  нежен.                      ( А.П. Чехов  «Степь»)

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Работа в парах: поиск характерных для предложенного текста выразительных средств языка и речи. Средства  художественной  выразительности Синтаксичекий  параллелизм Развернутая  метафора Антонимы Антитеза Пример 1.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не  поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще  прекрасна и полна жизни. землю окутает мгла; степь легко вздыхает широкою грудью В потемках, днем Как будто от того, что в траве не видно в потемках своей старости, в  ней поднимается веселая, молодая трескотня… Сравнение Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня Вводное слово А то, бывало, едешь мимо балочки         №  предложен ия 1. 2. 3. 3. 4. 5 Ряды  членов. однородных  Пахнет  сеном,  высушенной  травой  и  запоздалыми  цветами,  но  3,7 запах густ, сладко­приторен и нежен.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Тест 1.)Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.                а) метонимия        б) олицетворение  \/                в) эпитет                г) перифраза 2.) Редкая птица долетит до середины Днепра.                 а) литота               б )перифраза               в) гипербола  \/        г) метонимия 3.) Синий туман. Снеговое раздолье,    Тонкий лимонный лунный свет.                 а) олицетворение     б) метонимия                в) аллегория             г) эпитет  \/ 4. )Мальчик с пальчик                 а) гипербола              б) литота  \/                 в) сравнение              г) олицетворение 5.) А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.                  а) перифраза             б)эпитет                  в) литота                    г) метонимия   \/

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Ответы: А 1 Б 7 В 9 Г 8

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе  "Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные  средства  языка"
Ребята, соотнести результаты работы с целями урока. Домашнее задание: упражнение 36 по сборнику Мальцевой. Повторить таблицы(Словарик изобразительно – выразительных средств) Спасибо за урок! Желаю успехов на экзамене!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017