Презентация к уроку словесности "Стилистические возможности слов и выражений"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 29.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация содержит материал для работы с такими понятиями, как " законы словесности", " речевая ситуация", "стилистическая окраска", "стилистические пометы". В результате наблюдений за высказываниями русских писателей о языке учащиеся приходят к выводу о том, что это один из самых богатых языков мира. В презентации представлен материал для практической работы работы школьников как с общеупотребительными, так и стилистически окрашенными словами. Презентация составлена по учебнику Р.И.Альбетковой "Русская словесность".Учебная презентация может быть использована как на уроке словесности, так и на уроке русского языка.
Иконка файла материала Стилистические возможности слов и выражений 7 .ppt
Употребление языка Употребление языка Стилистические возможности  Стилистические возможности  слов и выражений. слов и выражений.
Русский язык – один из самых богатых языков мира. И.С.Тургенев назвал его великим могучим правдивым свободным Писатель считал, что величие языка  свидетельствует о величии народа.
По отношению  каждого человека  к своему языку можно  совершенно точно судить  не только о его культурном уровне,  но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима  без любви к своему языку.  Человек, равнодушный  к родному языку, ­ дикарь.  Он вредоносен по самой  своей сути  потому,  что его безразличие к языку  объясняется полнейшим  безразличием к прошлому,  настоящему и будущему  своего народа. К.Г.Паустовский
Что необходимо для овладения  языковым богатством? Чтобы научиться владеть Чтобы научиться владеть языком, надо внимательно языком, надо внимательно читать художественные читать художественные произведения и знать законы произведения и знать законы словесности. словесности.
Важнейший закон словесности Употребляйте слова языка  в зависимости от условий высказывания Цель  высказывания Собеседник Место общения
Используя данную схему, расскажите о Используя данную схему, расскажите о том, что такое речевая ситуация. том, что такое речевая ситуация. Речевая ситуация Цель общения Общение Сообщение Воздействие Условия общения Место общения Собеседник Неофициальная обстановка обстановка Официальная Один собеседник Несколько собеседников
Слова и выражения  употребляются нами  в разных ситуациях. Подумайте  ­  пошевели  мозгами Ответ на уроке Разговор с другом Заявление о  приёме на работу Сочинение Докажите, что об  одном и том же  предмете мы  скажем по­ разному в  зависимости от  стиля речи.
Подумайте! Где,  в какой ситуации можно сказать … Водить за нос  ­ обманывать Нести ответственность –  отвечать головой Сказать­ сказануть ­ изречь Действовать несогласованно – вразнобой – кто в лес, кто по дрова
На каком рисунке изображена  светёлка, а на каком жилплощадь? Объясните, почему вы так решили?
 Слова и выражения  Слова и выражения  необходимо  необходимо  выбирать в  выбирать в  соответствии с тем,  соответствии с тем,  каков стиль  каков стиль  высказывания  высказывания
Определите, какие из приведённых              слов употребляются в научном  тексте в официальных  документах на митинге в  неофициальном  разговоре В компании  близких  людей среди людей  одной профессии
в научном  тексте в компании  близких  людей среди людей  одной профессии в официальных  документах среди людей  одной профессии на митинге Гравитация, указ, следовательно,  призываем, категория, голубушка,  растяпа, долой, заявление, файл.
Укажите, в чём допущена ошибка на  Укажите, в чём допущена ошибка на  рисунках? рисунках? Все предметы  шмякаются на  землю, таков  закон. гравитация Ох,  !
У слов есть особая «окраска»,  говорящая о том,  в каком стиле речи  они употребляются. Это качество слов  называется   стилистическими возможностями. их стилистической окраской  или Стилистические возможности слов и выражений  говорят об условиях их употребления в речи.
Используйте слова и выражения в  Используйте слова и выражения в  соответствии с их стилистическими  соответствии с их стилистическими  возможностями! возможностями! Заявление директору школы Разговор сына с матерью В некотором селе  жил­был  мальчик.  Поступил он в школу.  А школа была  далеко от дома.  Вот и просит он  директора школы:  дайте проездной билет  на автобус. Прошу предоставить  мне возможность купить проездной билет,  для сего выделите мне  из семейного бюджета  30 (тридцать) рублей. Какая ошибка допущена в этих высказываниях?  Достигнут ли такие высказывания цели, на которую они  рассчитаны?  Почему?
в каких условиях следует использовать данное слово. При пользовании словарями обращайте внимание Значения слов , а также  на стилистические пометы, указывающие на то, указание на условия их употребления содержатся в толковых словарях.  пометы Стилистические Разг. – разговорное, прост. – просторечное, книжн. – книжное, офиц. ­ официальное
Найди в приведённых словах пары синонимов.  Разговорные слова и выражения запишите  в левую колонку, книжные – в правую. Вмешиваться, пульнуть, выучить,  иллюстрация, загвоздка, дойти,   привет, заучивание, как следует,   препятствие, вытолкать, выдолбить,  вымышленный, дело с концом, выгнать,  высосанный из пальца,  чин чином,  зубрёжка, дотащиться, выстрелить,  совать свой нос, здравствуй, картинка,  финал. Выберите одну пару синонимов и составьте с ними  два предложения. В каких условиях вы их употребите?
Выводы Итак, мы выбираем слова в зависимости от  того, в  каких условиях , в каком стиле речи  их употребляем: в разговорном или книжном,  с его официально­деловым, научным и  публицистическим стилями. Одни слова пригодны для научной статьи,  другие – для выступления на митинге, третьи  – для официального документа, четвёртые –  для разговора в неофициальной обстановке,  пятые – для придания речи иронической  окраски.
Литература Литература Учебник словесности под  Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. редакцией Р.И.Альбетковой.