Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"
Оценка 4.9

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Оценка 4.9
Мероприятия +2
docx
физика +1
Взрослым
20.07.2018
Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"
2.11.docx
Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики.   Тарасова М.В  Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения  интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как  физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед  педагогом ставиться задача — пробудить интерес, не отпугнуть ребят  сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса  физики. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается  одним из основных.  Имея уже достаточный опыт преподавания физики, я заметила, что в  последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко  многим учебным предметам, а особенно к физике. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную позицию, поэтому уже к 7 классу  начинают терять интерес к учёбе, что негативно сказывается на качестве  образования, так как в этот период формируются базовые знания по  предмету. Отсюда знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный  интерес и мотивация достаточно низкие.  Формирование мотивации — это не закладка готовых мотивов и целей в  голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика. Высокий уровень мотивации  учения необходим для достижения успеха в учебе, и в этом вклад мотивации  в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но  имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких  результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше  времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно  мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже  несмотря на его способности.  Мотивация учения может выступить к тому же хорошим показателем уровня  психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его  развития. Важнейшая роль в формировании мотивации учения у школьников  отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора  технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать  соединение традиционных и новых методов обучения.  Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к  учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся  надо формировать и развивать. Познавательный интерес – это интерес к  учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение  познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития  ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению  является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.  Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное  значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не  исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.     В словаре, изданном под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского  дается несколько определений мотива:  1) побуждения, в основе которых лежат потребности, совокупность внешних  или внутренних условий, влияющих на активность субъекта;  2) предмет (идеальный или материальный);  3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий человека.  В другом психологическом словаре определение мотива ограничивается тем,  что он соотносится с предметом, материальным или идеальным, и указывается источник побудительной силы мотива ­ потребность. Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок  (стимул) Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе  изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы  позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них  непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других  потребует дополнительных знаний. Только благодаря такой работе  повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки  самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.    Всякая  деятельность  начинается  с  потребностей,  складывающиеся   во  взаимодействии  ребенка  и  взрослого.  Потребность  ­  это   направленность  активности   ребенка,   психическое   состояние,    создающее    предпосылку  деятельности. Предмет ее удовлетворения  определяется  только  тогда,   когда человек начинает действовать. Но без потребности не  побуждается   активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке  целей В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно  и полностью: информационно­коммуникационные технологии, проблемное  обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, метод проектов,  дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии  и др. Опыт организации деятельности по повышению мотивации  учащихся к  изучению физики. Выделяют следующие методы мотивации Эмоциональные методы мотивации: 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 –  учебно­познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно­образных  представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой  личностью.   Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 –  “мозговая атака”, 7 – развивающаяся кооперация.   Волевые методы мотивации: 1 – предъявление учебных требований, 2 –  информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование  ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 –  самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 –  прогнозирование будущей деятельности.    Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным  отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание  ситуации взаимопомощи, 4 –поиск контактов и сотрудничества, 5 –  заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка,  7 – рецензирование. В целях осуществления основной идеи опыта считаю необходимым  применение в процессе преподавания физики методов и приёмов,  содействующих развитию у учащихся логического мышления, активности,  инициативы, самостоятельности. Это методы проблемного изложения,   объяснительно­иллюстративные, частично­поисковые, исследовательские.  В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые  позволяют мне провести обучающегося от любопытства к познавательному  интересу. Исходя из опыта работы, особое внимание уделяю тем методам, средствам и  формам обучения, которые стимулируют активную познавательную  деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению  качества образования. Проиллюстрирую методическое решение некоторых  педагогических задач на разных этапах урока и подробнее остановлюсь на  некоторых из них: 1 Информационно­коммуникационные технологии. Информационные  технологии повышают информативность урока, эффективность обучения,  придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию  информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты  видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых  процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных  установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют  организовывать новые виды учебной деятельности. Для самостоятельного  решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения  которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты.  Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи  компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся,  делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру  к научному исследованию. В результате, на этапе закрепления знаний многие  учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять  правильность своих рассуждений, используя компьютер. При подготовке  учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование  информационных технологий можно определить в следующих направлениях:  проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка  информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет  (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ). Для проведения  тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены  и используются на уроках компьютерные тесты. Второй год наши учащиеся  участвуют в проекте «Я сдам ЕГЭ». К наиболее эффективным и инновационным формам представления  материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование  мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что  позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения,  способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого  материала, экономии времени на уроке, насыщению информацией.  2. Создание проблемных ситуаций Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение  которых нельзя получить по готовому образцу; в этом случае от ученика  требуется проявление самостоятельности и оригинальности в самом подходе  к решению этих заданий и задач. Система проблемного обучения охватывает  все виды учебной деятельности и определяет оптимальные условия  организации труда. Проблемное обучение призвано решать не только задачу  развития мышления и творческих способностей учащихся, но и формировать  их научное мировоззрение. Оно даёт учителю возможность наиболее  эффективно вести профориентацию учащихся. Пример проблемной ситуации: При изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную  ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и  очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его,  если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть  графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо  втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия. 3. Технология опорных конспектов В процессе изучения физики на начальном этапе обучения (7 класс) возникают некоторые трудности в понимании элементов терминологии, которые  остаются непонятными на протяжении всего курса физики. Использование  содержательно­знаковой наглядности на уроках физики способствует  развитию логического и творческого мышления. С психологической и  физиологической точки зрения при этом улучшается зрительное восприятие.  Кроме того уменьшается нагрузка на головной мозг, т.к. информация  получается порциями – содержащаяся в опорном конспекте информация  воспринимается основательно, что особо важно для подростков 4. Дидактические игры Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По  времени провожу игры­минутки, игры­эпизоды, игры­уроки.  Ежегодно наши  ученики принимают активное участие в Республиканском конкурсе «Кубок  РБ по физики», являются призерами и победителями, не только в городе, но и призеры в г. Уфа. 5. Творческие работы Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес  состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам  замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все  требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий  использую такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление  моделей приборов из подручных материалов, например, изготовление  сообщающих сосудов или модели шара Паскаля. Сообщения, доклады,  презентации и т.д. учащиеся 7­х классов выполняют в графическом и  текстовом редакторах, 8­9 классов – с использованием Power Point.  6. Кроссворды, ребусы по физике.  7. Использование на уроке дополнительной литературы Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию  творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально  обогащает урок.  В литературе можно встретить задачи и вопросы по физике  или  составить задачу или вопрос с описанным эпизодом, что активизирует  учащихся на уроке. Много интересного можно взять из пословиц. 8 Лабораторный практикум и компьютерная модель Заключение. Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в  голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались  бы с учётом и  в контексте прошлого опыта самого ученика.

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"

Презентация к выступлению на педсовете по теме "Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2018