На 18 уроке педагог знакомит учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выясняет отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком. Для урока педагогу необходимо: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.
Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и
Л. Толстого «Дуб и орешник».презентация
Рассмотрите рисунки.
Что здесь изображено?
Что объединяет эти разные
растения?
Как отличить плод от
других частей растений?
Выросла я, липка, тоненькой
и гибкой Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету
я летом –
Береги меня.
В полдень подо мною
спрячешься от зноя –
Вырасти меня.
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица.)
Я тебя листвою от дождя
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает
Голосисто поет.
Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
укрою –
(Петух.)
Поливай меня.
(Цыпленок.)
Вместе, друг мой милый,
наберемся силы –
Ты люби меня.
А дождешься срока,
выйдешь в мир широкий, –
Не забудь меня!
Как путешествует
крылатка клёна?
Отгадайте загадку
На зелёной
хрупкой ножке
Вырос шарик у
дорожки.
Ветерочек
прошуршал –
И развеял этот
шар.
На зелёной
хрупкой ножке
Вырос шарик у
дорожки.
Ветерочек
прошуршал –
И развеял этот
шар.
одуванчик
Расскажите способ
расселения одуванчика
Отгадайте загадку
В этот гладкий
коробок
Бронзового цвета
Спрятан
маленький дубок
Будущего лета.
В этот гладкий
коробок
Бронзового цвета
Спрятан
маленький дубок
Будущего лета.
Расскажите способ
расселения жёлудя
жёлудь
Отгадайте загадку
Кто ни
прикасается, –
За того
цепляется.
Привязчивый и
колкий,
Кругом торчат
уголки.
Кто ни
прикасается, –
За того
цепляется.
Привязчивый и
репейник
колкий,
Кругом торчат
Расскажите способ
уголки.
расселения репейника
Отгадайте загадку
Осень в сад к нам
пришла,
Красный факел
зажгла.
Здесь дрозды,
скворцы снуют
И, галдя, его
клюют.
Осень в сад к нам
пришла,
Красный факел
зажгла.
Здесь дрозды,
скворцы снуют
И, галдя, его
рябина
Расскажите способ
расселения рябины
клюют.
Игра «Определи, с какого
растения плоды»
деревья
травы
Укажи стрелками, к какой группе
относятся данные растения
Дуб
Ромашк
а
Осина
Береза
Сосна
Клевер
Рябина
Орешни
к
Барбар
ис
кустарник
деревьятравыкустарник
Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и
Л. Толстого «Дуб и орешник».
«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник
сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы
ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для
моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю
их людям».
«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого
жёлудя проживёт столько же».
Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок,
и он не проживёт и трёх дней».
Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.
Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а
другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху
и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно
засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все
стороны».
Итог урока.
– Что нового узнали на
уроке?
– Что общего у трав,
кустар-ников
и
деревьев?
– Где образуются плоды?