Что нового возникает в жизни первоклассника?
Начинается новая для ребенка деятельность – целиком учебная, а не игровая.
Он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей.
Ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания и успехи оцениваются.
Готовность к школе
Физическая готовность (состояние здоровья)
Психологическая готовность
4 основных компонента:
интеллектуальная готовность
волевая готовность
мотивационная готовность
коммуникативная готовность
Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства:
обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)
темп развития (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить)
группа здоровья
Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).
К 6-7 годам ребенок должен знать (кругозор ребенка):
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
название месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов;
различать домашних и диких животных и т.п.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения!
Внимание – выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точность узор или движение.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
Развитие мелкой моторики – свободно владеть карандашом или кистью при разных предметах приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко! Этому способствует лепка и рисование.
Очень важно у будущего первоклассника формировать волевую готовность к школе – способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Играя с ребенком в игры, конструктор, рисуя или работая с пластилином , Вы должны помнить, что:
Перед ребенком нужно ставить такую цель, которую он понимает и принимает.
Нельзя обучать ребенка чему-либо насильно, без его желания.
Приучайте его не пасовать перед трудностями, если что-то не получается, не спешите ему помогать, пусть попробует несколько раз.
Начатое дело доводите до конца, даже если ребенок не хочет больше этим заниматься!
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).
«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?»
Расскажите ребенку о своих школьных годах.
Организуйте дома рабочее место для будущего школьника.
Поиграйте с ребенком в «школу наоборот».
Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях.
Коммуникативная готовность – умение ребенка подчинять свое поведение законам детской группы и нормам поведения, установленным в классе.
Коммуникативные навыки и культура поведения закладывается в семье.
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
Сдерживать свои эмоции.
Не кричать, не унижать и не обижать.
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Не наказывать ребенка без причины.
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Готовы ли родители к школе?
Какова цена учебных достижений?
Признаки переутомления:
Нарушение сна.
Нарушение аппетита.
Плохое самочувствие.
Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.
Суетливость, неточность в движениях.
Капризы, излишняя подвижность и агрессивность
Уставший вид.
Семь заповедей для мамы и папы будущего первоклассника:
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Определите общие интересы.
Чаще разговаривайте с ребенком.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка.
Литература, рекомендуемая родителям, желающим успешно подготовить ребенка к школе:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.- М.: РОСМЭН, 2008.
2. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.
3. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп, ООО «Фирма «Изд-во Аст»», 2000.
4. Дурова Н.В., Новикова В.П. 200 упражнений для подготовки детей к школе. – М.: Фирма «Изд-во АСТ», 2000.
5. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб: Дельта, 2000.
6. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист-Нью, 2002.
7. Светлова И.Е. Готовимся к школе: Пособие для дошкольников. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
8. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
9. Тарабарин Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
10. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
11. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.