Пилютов Пётр Андреевич
Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин, ныне Рогачёвского района
Гомельской области (Белоруссия). В 1918 году семья переехала в Башкирию, в
деревню Ржаново, что находилась в Иглинском районе. Там рос и учился до 5
класса, затем семья переехала в город Аша (Челябинская область), где закончил
ещё 2 класса. С 1924 года работал молотобойцем на Ашинском металлургическом
заводе. Затем перешёл на работу кузнецом, изучил специальность слесаря
арматурщика, стал мастером. С ноября 1928 года в рядах Красной Армии, служил
связистом в Куйбышеве. В 1930 году поступил в 1ю военную авиационно
техническую школу. В марте 1932 года направлен в 40ю авиационную эскадрилью
на Дальний Восток (город Спасск), вскоре назначен техником звена.
Участник спасения челюскинцев в апреле 1934 года в должности механика у
лётчика В. С. Молокова. За время полётов в тяжелейших полярных условиях
подготовленная им машина не дала ни одного сбоя. За 10 рейсов экипаж вывез 39
человек и много груза. После завершения спасательной операции получил первую
награду орден Ленина.
В марте 1935 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков
и вернулся на Дальний Восток. [Согласно историкопублицистической литературе,
в 1936 году на разведчике Р5 атаковал японский самолёт, нарушивший границу, и
сбил его из курсового пулемёта. За эту победу награждён медалью "За отвагу".
Однако, подтверждение этому факту в архивных документах не найдено.] Боевое
крещение получил в период СоветскоЯпонского конфликта на озере Хасан в 1938
году в составе 48го истребительного авиационного полка (сокращенно – ИАП),
летал на И15бис. Участник СоветскоФинляндской войны с 17 февраля по 13 марта 1940 года в
должности помощника командира эскадрильи 145го ИАП, летал на И16.
Совершил 12 боевых вылетов, сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной
войны в должности командира эскадрильи 154го ИАП (22 ноября 1942 года
преобразован в 29й Гвардейский ИАП). Летал на МиГ3, "Киттихауке", Як7.
17 декабря 1941 года заместитель командира 154го истребительного
авиационного полка (39я истребительная авиационная дивизия, 13я Воздушная
армия, Ленинградский фронт) капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у
Ладожского озера с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта.
Несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолёт. К тому времени
совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов
противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах). За
эти подвиги представлен к высшей награде страны. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 885).
28 мая 1943 года назначен командиром 29го Гвардейского ИАП. С 1944 года
инспектор по технике пилотирования Отдела боевой подготовки истребительной
авиации 13й Воздушной Армии. К маю 1945 года Гвардии подполковник П. А.
Пилютов совершил 344 боевых вылета, провёл 74 воздушных боя, в которых сбил
14 самолётов противника лично и 1 в составе группы (в его лётной книжке
говорится о 17 личных и 6 групповых победах). Участник Парада Победы в Москве
на Красной площади 24 июня 1945 года.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года помощник
командира ИАД (Ленинградский военный округ). В 19501952 гг. командир ИАД
(Группа Советских войск в Германии). В 19521955 гг. заместитель командира
ИАД (Прибалтийский военный округ). С 15 ноября 1955 года Гвардии полковник
П. А. Пилютов в запасе. Жил в Ленинграде (ныне СанктПетербург). Умер 24
марта 1960 года (от рака желудка и печени), похоронен в АлександроНевской
Лавре. В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт
Петербурге улица. Его имя выбито в музеедиораме "Прорыв блокады
Ленинграда" в городе Кировске Ленинградской области. В городе Рогачёв
Гомельской области на Аллее Героев в Пионерском парке установлен памятный
знак.
Награждён орденами: Ленина (20.04.1934, 03.12.1941, 10.02.1943, ...), Красного
Знамени (22.07.1941, 1942, ...), Отечественной войны 1й степени (15.06.1945),
Красной Звезды (1944, ...); медалями, в том числе "За отвагу" (1940); иностранной
наградой орденом Британской империи IV степени (1943). Самолёт Р5. На такой машине П. А. Пилютов одержал первую победу.
Список известных
воздушных побед П. А. Пилютова:
Д а т а
Противник
04.07.1941
11.07.1941
01.08.1941
12.08.1941
11.09.1941
17.12.1941
12.03.1942
14.03.1942
26.06.1942
08.07.1942
03.09.1942
26.03.1943
19.06.1943
01.09.1943
1 ФВ189
1 "Хе113"
1 "Хе113"
1 "Хе113"
1 "Хе113"
2 "Хе113"
1 Ме109
1 Ю87 (в гр. 1/3)
1 Ме109
1 Ю88
1 Ме109
1 Хе111
1 ФВ190
1 Ю88
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
аэродром Торошковичи
озеро Самро
станция Серебрянка
Ропша
станция Мга
Сумская
Курово
Шала
южнее Мыслино
юговосточнее Иконово
Вороново Назия
Хотовская Горка
Маяк Сиверский
южнее Маяк Сиверский
Свой самолёт
МиГ3
"Томагаук"
"Киттихаук"
Як7Б
Всего сбитых самолётов 14 + 1; боевых вылетов 344; воздушных боёв 74.
Презентация "Летчик Пилютов" (3 класс)
Презентация "Летчик Пилютов" (3 класс)
Презентация "Летчик Пилютов" (3 класс)
Презентация "Летчик Пилютов" (3 класс)
Презентация "Летчик Пилютов" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.