Презентация. Литературное наследие Сибири. «Прогулки по улицам Томска»

  • Мероприятия
  • doc
  • 23.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обруб (обрубная) улица появилась в Томске в 70-ых годах 17 века. Обруб – деревянный сруб, построенный как укрепление. Высоко над Ушайкой стояли башни Томского города. Первым его жителям часто приходилось защищать городские стены от набегов. Князь Львов в 1678-1679гг. «около Томского города сруб сделал»: укрепил крутой склон Воскресенской горы с запада деревянным срубом – «обрубил». С тех пор так и называется эта улица. Подробнее о её истории можно узнать из книги «История названия томских улиц». Мы сегодня ещё не раз будем обращаться к ней.Обруб (обрубная) улица появилась в Томске в 70-ых годах 17 века. Обруб – деревянный сруб, построенный как укрепление. Высоко над Ушайкой стояли башни Томского города. Первым его жителям часто приходилось защищать городские стены от набегов. Князь Львов в 1678-1679гг. «около Томского города сруб сделал»: укрепил крутой склон Воскресенской горы с запада деревянным срубом – «обрубил». С тех пор так и называется эта улица. Подробнее о её истории можно узнать из книги «История названия томских улиц». Мы сегодня ещё не раз будем обращаться к ней.
Иконка файла материала Сценарий.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Образовательная школа­интернат №1 Основного общего образования г. Томска Урок – презентация. Литературное наследие Сибири. «Прогулки по улицам Томска» (Историко­поэтическая экскурсия).         Воспитатель: Беляева И.И.Томск Слайд 1. Литературное наследие Сибири. Урок по теме: «Прогулка по улицам Томска». Цели:    обучающая: продолжить знакомство с творчеством томских поэтов                                     и писателей и их произведениями о Томске;            развивающая: развивать умение выявлять роль изобразительных                                    средств в раскрытии красоты родного города;            воспитательная: прививать любовь к родному краю. Методы:  выразительное чтение стихотворений, сообщение, анализ                  лирического произведения, элементы концерта. Тип урока: урок – презентация, комбинированный. Оборудование: слайды, книги томских поэтов, фотоальбомы. Рекомендации по работе с презентацией: смена кадров происходит по  щелчку. ХОД  УРОКА: Слайд 2.           Слово учителя.  Не зовут моря и горы. Что нам штиль, девятый вал? Мой родной любимый город Красотой околдовал. И куда я ни поеду, И куда я ни пойду, Я о нём веду беседу, Я опять к нему иду. Томь струится величаво, Обгоняя берега. Город! – честь к тебе                      причалить, Честь причала дорога!     Деревянные постройки –     Дом с калиткой у ворот…     Не спешите в новостройки,     Здесь история живёт.         Слайды  3 ­ 4. Этим стихотворением Галины Аксёновой «Город, честь  ­ к тебе причалить» нам хотелось бы начать сегодняшний урок. А урок у нас  необычный, это урок­путешествие по улицам Томска, погружение в его  историю, любование настоящим. И всё это будет сопровождаться  стихотворениями о Томске томских поэтов.   Ну, что? Отправляемся? Доброго пути!Слайды 5 – 12.       Б. Климычев.  «УЛИЦЫ  ГОРОДА».          Обруб и Воскресенская гора,      Иркутский тракт – так названы недаром. Была у Томска трудная пора: Он был острогом, складом и базаром, Он воевал и обжигал горшки, Дышал тяжёлым перегаром винным И вёз по тракту на санях мешки С китайским чаем, солью и пушниной. Десятки раз в пожарах он сгорал Со всем добром и серебром столовым, Как будто прежний облик свой стирал, Чтобы потом обзаводиться новым. Немало сделал он за столько лет: Дворцы и церкви, кабаки и бани, Но он и первый университет Открыл в сибирской бывшей глухомани. Студентов и рабочих он сближал, И затевал он сходки и маёвки, По этажам невидимый пожар Переносили смелые листовки… Ты вместе с этим городом проснись, Когда заря течёт огнём по крышам, К мемориальным доскам прикоснись И будешь этим городом услышан. Здесь помнят камни, каждая плита И помнят мостовые все и стены, Как город от телеги и кнута Шёл до вершин науки современной. Взгляни, как Томск во весь свой рост встаёт Дворцами, институтами над яром, И гору Воскресенскую народ Октябрьской звать, конечно, стал недаром. Учитель:  ? * Назовите приметы исторического прошлого в                         стихотворении.                     * Как вы понимаете строчку: Ты вместе с этим городом                         проснись,.. И будешь этим городом услышан…? Слайд 13. Обруб (обрубная) улица появилась в Томске в 70­ых годах  17 века. Обруб – деревянный сруб, построенный как укрепление. Высоко надУшайкой стояли башни Томского города. Первым его жителям часто  приходилось защищать городские стены от набегов. Князь Львов в 1678­ 1679гг. «около Томского города сруб сделал»: укрепил крутой склон  Воскресенской горы с запада деревянным срубом – «обрубил». С тех пор так  и называется эта улица. Подробнее о её истории можно узнать из книги  «История названия томских улиц». Мы сегодня ещё не раз будем обращаться  к ней. Слайд 14. Иркутский тракт – первоначально дорога, связывающая  Сибирь и Дальний Восток с Центральной Россией. По ней входили в Томск  обозы с китайскими товарами и сибирской пушниной, золотом, шерстью,  воском, икрой, пройдя через Иркутск. Отсюда и название – Иркутский.  Жилое строительство на Иркутском начинается только с начала 20 века. Слайды 15­16.  Учитель: Продолжим наше путешествие. Вместе с Николаем  Хоничевым отправляемся улицу Октябрьскую.            «ДРУГ  МОЙ  ПОСЕЛИЛСЯ  НА  ОКТЯБРЬСКОЙ».Друг мой поселился на                             Октябрьской,  Он – художник. Пишется ему.  У него душа к искусству                                 тянется.  Улица способствует тому.  Да и как тут жить без вдохновения,  Коль на кисть ложится – будь                                                здоров!­   Улицы узорной настроение,  Настроенье старых куполов. А какую песню красок летом Выдувала улица в свирель! Терема, касаясь терпким телом, Пава в бело­розовом – сирень. Жаловались, вмиг по­бабьи                                     сжавшись:        ­ Лепестки стареют. Кончен бал.  Терем пожилой, но моложавый  Ту сирень в затылок целовал.Октябрьская улица образовалась от слияния Воскресенской и Большой Кирпичной после  Октябрьской революции, с 1925 года.  Здесь много старых домов, памятников деревянного зодчества. Таких  домов – теремов в Томске много. Это особая страница нашего путешествия. В деревянной томской резьбе причудливо запечатлена душа русского  человека­умельца. Имена зодчих, создавших эти причудливые строения,  каждое из которых неповторимо, за редким исключением, не сохранились.              Слайд 17.            Сергей Заплавный.  «Деревьев хрустальные звонницы…» Деревьев хрустальные звонницы. Резных теремов купола… И вдруг на мгновение вспомнится, Как пахнет живая смола… И вдруг на мгновенье причудится Вблизи перестук топоров. Слагает хоромную улицу Артель мастеров. Катают за брёвнышком брёвнышко, Работают радостно, всласть, И Томск полыхает, как солнышко, От звонкой работы лучась. Хоромное дело – капризное. Но видит взволнованный люд: Дома с кружевными карнизами, Как струги мятежно плывут. Плывут и смыкаются крышами За той заповедной чертой, Где лишь красоту сотворившие Умеют владеть красотой. Учитель: Поэты, мы с вами это знаем, для того, чтобы создать яркий  художественный образ, который должен предстать нашему взору, используют  различные выразительные средства. Какие? Назовите их. (Дети называют:  эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).Слайды 18 – 21. ­Какие художественные средства в этом стихотворении использованы? (метафоры: «деревья, хрустальные звонницы» ­ сооружение с проёмами  для церковных колоколов, колокольня; «Томск полыхает», «дома…  плывут»; сравнения: «дома с кружевными карнизами, как струги,  мятежно плывут», «и Томск полыхает, как солнышко»;  олицетворение: «живая смола»).  Слайды 22 – 23. Учитель: Одной из таких «кружевных» улиц является улица Шишкова. Здесь  наша следующая остановка.          Улица Шишкова образовалась на правом берегу Ушайки, в той части  города, которая именовалась «Болото». Первоначально она называлась  Акимовская (с 1878г.) в честь Михаила Абрамовича Акимова, держателя  гостиницы «Город Рига», затем Крестьянская (с 1927г.)  так как тутнаходился Заезжий двор, или Дом крестьянина и с 11.02.1953 – Шишкова, в  честь писателя, инженера, исследователя сибирских рек Вячеслава  Яковлевича Шишкова. Вячеслав Яковлевич провёл в Томске более 20 лучших  лет своей жизни. Дом Шишкова на этой улице является памятником  деревянной архитектуры. Сопровождать по улице нас будет стихотворение  Владимира Бельчикова «И скользят со льдинок…»    Слайды 24 – 25.                    …И скользят со льдинок Капли вниз, И уже проснулась, И, ясна Вся в сосульках, Вышла на карниз По Шишкова улице весна. Удивляют томские дома, В кружевах народных мастеров, И стоят по городу тома Закоулков, улочек, дворов. По резным карнизам, По наличникам Провожу я восхищённый взор. Светлое и что­то очень личное Навевает тоненький узор. Слайд 26. Учитель: Устали? Давайте сделаем остановку. Разомнёмся.    Физкультминутка.   У реки росла рябина (из положения упор­присев постепенное                                                выпрямление туловища, руки вперёд, вверх).           А река текла, рябила ( повороты вправо и влево с плавными                                                 движениями рук).            Посредине глубина наклоны вперёд, руки прямые).            Там гуляла ры – би – на (приседания)            Эта рыба – рыбий царь прыжки).            Называется – пескарь (ходьба на месте).  Ну, а теперь снова в путь.Слайд 27.  В конце 19 века, владельцем дома, начинающего этот  переулок, был некто Протопопов. Переулок назывался Протопоповским.    Это была территория частного домовладения. Недорогие квартиры в  центре города охотно снимались под небольшие мастерские: дамского платья, ремонт роялей, булочная, фотография.   Переименование произошло 25.06.1929г. в связи с появлением в городе  детской пионерской организации. С этого момента переулок стал называться  Пионерским.       Николай Хоничев.    «Переулок Пионерский».                     Пионерский, ты похож на сцену, Где талантлив молодой трамвай. Ты так сильно с прошлым веком                                          сцеплен,  Как с апрелем крепко связан                                                 май. Твой сосед из бронзы засыпает, Но с трудом великим по ночам. Детство ль декабрист                                 припоминает Или государя­палача? Ты едва не падаешь под горку, Что впритык. Но ловок и хитёр, Ты уёдёшь в актёрскую                                      подгорку, Даже если вдаль сбежит актёр. Потому что есть в тебе общага. В ней слышны актёрские шаги. Сбереги от крайнего от шага – От разлуки с Томском сбереги.                                 1986/1987гг. Слайды 28 ­ 29  Учитель: Следующая остановка – одна из старейших улиц города,                             улица Тверская.                                     Улица Тверская одна из наиболее старых улиц. Своё название она  сохранила с 1878 года. В 1911 году на пересечении с ул. Алтайской был  возведён Петропавловский собор, действующий и поныне.  В 1899 году архитекторами С. В. Хомичем и К. К. Лыгиным был  построен дом в новорусском стиле. Угловой эркер, балкон, усложнённая  чешуйчатая кровля с разновеликими гранёными шатрами, металлическими  шпилями, решётками ограждений, флюгера – всё это говорит о желании  авторов поразить зрителей необычайностью композиции. И действительно, нет равнодушно проходящих мимо этого чуда. А Николаю Хоничеву больше  всего в душу запал флюгер. Об этом его стихотворение. Тверская – на ладони. В том веке ли, вчера ль На старом польском «доме» Кружились флюгера. Флюгер. А жаль, что их не стало: Подует ветер вдруг­ И гуси из металла Летят за кругом круг.Как тяжко – против ветра. Мы тоже флюгера.  Оставим ветер века Для счастья и добра. И не догнать друг друга, И страх, и боль, и грусть… По флюгерному кругу, Как за гусыней гусь, Всё за тобой лечу я. Бубенчики звенят. Характер свой врачую Который день подряд. Слайд 30.   Украшением сегодняшнего города является фонтан на  площади Новособорной, построенный в 2003 году к 400­летнему юбилею  Томска. Сегодня – это самое любимое место отдыха Томичей. Здесь можно  увидеть и старушку, и влюблённых, и делающих свои первые шаги малышей.  Приятно постоять в знойный летний день у журчащих струек. А какая красота вечером! Фонтан светится всеми цветами и звучит ласковая мелодия.                                    Слайды 31 ­ 32 Галина Оксёнова  «У фонтана».       В разгаре лето. У фонтана, Где солнце знойно льёт лучи, С утра до ночи постоянно С детьми гуляют Томичи. На постаменте, в брызгах света Стройна, божественно легка – В ней юность гордая воспета – Взошла студентка на века. Она пленительно красива В открытом платьице своём, Восторженна, неповторима… И всякий, кто проходит мимо, Влюблено смотрит на неё. Фонтан влечёт… и отражает Искристых тысячи огней… А девушка напоминает      О светлой юности моей. Учитель: О каком памятнике упоминается в этом стихотворении?                 (Это памятник Татьяне, в часть дня студентов, который                  празднуется 20 января и называется Татьяниным днём.) Слайды 33 – 35.            РЕФЛЕКСИЯ.  Мы побывали с вами в разных концах нашего прекрасного города Томска.  На сегодня наша экскурсия окончена.  * Вам было интересно? * Что узнали нового? Однако, впереди ещё немалый путь. Мы побываем с вами в окрестностях  города, в Университетской роще, пройдёмся по паркам. Может быть,  интересный маршрут предложите вы сами?Слайд 36.         Д/З: Напишите небольшое сочинение:             « Что интересного я знаю о Томске, чем бы хотел  поделиться с одноклассниками». Слайды 37 – 40. И закончить урок хочется стихотворением Сергея Заплавного «…На трёх  холмах».                                                                      *** На трёх холмах, На четырёх ветрах В краю таёжном Посреди Сибири Восходит город Над рекою синей. Стоит и отражается в веках. От белых рощ, От гордых теремов, Одетых в многоцветные узоры, Родные начинаются  Просторы, Дороги в мир, И зрелость, И любовь.