Логопедические программы предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста и с детьми начальных классов, специализированы для логопедической работы и работы учителя начальных классов. Презентация яркая и интересная, содержит звуковое сопровождение. В презентации говорится о наиболее известных компьютерных программах как эффективном дополнительном средстве компенсации в процессе коррекции речевых нарушений у детей.
Оглавление
• Введение
• Программа «Мир за твоим окном»
• Программа «Играем и учимся»
• Компьютерная технология коррекции
общего недоразвития речи «Игры для
Тигры»
• Выводы
• Использованные источники
Введение
Компьютерные технологии принадлежат к числу
эффективных средств обучения, все чаще применяемых в
дошкольных учреждениях. Идя в ногу со временем, современная
логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания
традиционных и компьютерных методов, как при диагностике
речевых нарушений, так и непосредственно при проведении
индивидуальных и групповых занятий.
Инновационные технологии представляют для грамотного
логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции
дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой
оформления
системы,
высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование
компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма,
связанного
с необходимостью многократного повторения
определенных операций, тем самым создаются комфортные
условия для успешного выполнения упражнений.
структурносемантического
и
Отечественная компьютерная
программа «Мир за твоим окном» позволит
научить ребенка базовым навыкам жизни.
Неотъемлемой частью
программы является
методическое
руководство для
взрослых, чтобы
добиться развивающих
и коррекционных
эффектов обучения.
Очень удачным
является то, что за счёт
универсальности
обучающего подхода и
методологии
компьютерной
программы её возможно
использовать при
обучении детей
дошкольного возраста.
Это первая в России
специализированная
компьютерная
программа,
предназначенная для
развития и обучения
детей старшего
дошкольного возраста с
различными
нарушениями в
развитии, удостоенная
государственной премии
в области образования.
Ее авторы – сотрудники
московского Института
Коррекционной
Педагогики.
Программа «Мир за твоим окном» посвящена
теме «Времена года» и состоит из пяти частей:
•Времена года,
•Погода,
•Одежда,
•Рассказы о временах года,
•Календарь.
В первой части программы ребенок знакомится с героем и его комнатой,
учится устанавливать соотношение между температурой воздуха, пейзажем
за окном и датой в настенном календаре.
Выполняя упражнения второй части «Погода», ребенку будет казаться,
что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о
своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы
на завтра.
В третьей части «Одежда» ребенок помогает герою одеваться на
прогулку, разглядывая пейзаж за окном и температуру воздуха на
градуснике; приготовить одежду на завтра; собрать чемодан в дорогу для
путешествия во время каникул.
Упражнения четвертой части «Рассказы о временах года» помогут
формировать у детей умения вычленять из текста прямые и косвенные,
явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать информацию,
извлеченную из разных частей текста; сопоставлять противоречивые
характеристики и отделять существенное от второстепенного; понимать
фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения гипотезы о временном
контексте описанных в тексте событий, обоснованно менять ее по ходу
чтения и аргументировать финальный выход.
Программа «Играем и учимся»
Достоинства:
Достоинства:
Значительно экономит время при подготовке к занятиям.
•
• Существует возможность индивидуального подбора заданий в
соответствии с потребностями ребенка.
• Сдержанная графика не отвлекает ребенка от решения учебной задачи.
• Программа находится в постоянном развитии:
– появляются новые разделы и игровые блоки;
– используется современный наглядный материал, легко ассоциируемый в
сознании ребенка с окружающим миром.
• Игра может быть использована родителями для закрепления у ребенка полученных
на логопедических занятиях заданий.
• Программа позволяет каждому пользователю самостоятельно:
– преобразовывать и совершенствовать игровой, звуковой и наглядный материал
игры;
– создавать свои сценарии игровых заданий, приближая их к потребностям
конкретных детей.
Программа позволяет сделать занятия интересными для ребенка, а в результате –
эффективными.
• развития фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• формирования правильного произношения;
• обучения звуковому анализу и делению слов на слоги;
знакомства ребенка с миром животных, птиц, насекомых, растений и прочим;
Вторая часть предназначена для:
•
• расширения лексического запаса;
•
Игра состоит из четырех частей:
Первая часть предназначена для:
закрепление обобщающих понятий: овощифрукты, дикиедомашние животные,
обувьодежда и т.д.;
• повышения учебной мотивации на занятиях.
Третья часть игры адресована ученикам начальных классов и предназначена для:
закрепления знаний и практического применения орфографических правил;
•
• развития орфографической зоркости.
Четвертая часть игры предназначена для:
• овладения знаниями в области истории и культуры своего региона;
• успешного освоения архитектурного, художественного, культурного наследия,
представленного в жизненном пространстве ребенка;
• пользователи программы из других городов могут наполнить данный раздел
информацией о своем городе, используя прилагаемый к игре конструктор.
Программа может быть использована логопедами, воспитателями, а также и родителями
для занятий с ребенком дома.
Компьютерная технология коррекции общего
недоразвития речи «Игры для Тигры»
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
Программа позволяет эффективно работать над преодолением
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре
предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей
тематических блока, представляющих основные направления
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а
также при вторичных речевых нарушениях.
старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
коррекционной работы:
«Просодика»
«Фонематика»
«Игры
для
Тигры»
«Лексика»
«Звуко
произношение»
Блок «Просодика»
Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию
следующих просодических характеристик речи:
•длительность и сила речевого выдоха,
•громкость и тембр голоса,
•темпоритмичность,
•интонационная выразительность,
•четкость и разборчивость речи.
Принцип работы этого блока основывается на интерактивном
общении ребенка и компьютера с использованием микрофона.
При этом речевая активность фиксируется микрофоном и
представляется на экране компьютера в виде визуальных
анимационных картинок.
Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика»,
производится из подменю, включающего в себя четыре модуля:
«Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Высота и тембр».
Блок «Звукопроизношение»
Работа с упражнениями блока позволяет развивать
эфферентное (развитие моторных свойств органов
артикуляции) и афферентное двигательное звено
речевой системы.
Блок «Фонематика»
Направлен на коррекцию и развитие фонематических
процессов у детей с нарушениями речи. Включает в себя
4 модуля:
СЛОВА
СИНТЕЗ
ЗВУКИ
АНАЛИЗ
Блок «Лексика»
Данный блок направлен на коррекцию лексико
грамматических нарушений речи у детей. Блок включает
в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля
позволяют организовать коррекционную работу по
определенному направлению.
СЛОВОСОЧЕ
ТАНИЯ
ВАЛЕНТ
НОСТЬ
СЛОВ
А
Выводы
Как показывает практика, целенаправленное
У дошкольников с речевыми нарушениями
Разумное применение компьютерной игры на занятии
Компьютер предоставляет широкие возможности
использование компьютера в процессе
является чрезвычайно эффективным, поскольку
Использование компьютерных обучающих
отмечаются недоразвитие вербальной памяти,
использования различных анализаторов в
коррекционного обучения и воспитания детей с
сочетает безграничные возможности виртуальной
программ в работе логопеда позволяет
неустойчивость и низкая концентрация
процессе заданий и контроле над своей
отклонениями в развитии позволяет создавать
реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая
значительно ускорить формирование и
внимания, но зато хорошо развито
деятельностью. Координированная работа
оптимальные психологопедагогические условия
обыкновенная и привычная деятельность на мониторе
моторного, слухового и зрительного анализаторов
развитие речи, высших психических функций
непроизвольное внимание, а в играх материал
компьютера воспринимается совсем поиному.
для коррекции и компенсации, имеющихся у
при выполнении компьютерных заданий
– внимания, памяти, мышления, восприятия,
предоставляется в ярком, интересном и
Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает
детей нарушений, максимально учитывать
позволяет активизировать компенсаторные
доступном для детей виде. Он вызывает
бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё
индивидуальные возможности и потребности
эмоциональноволевой сферы.
интерес и усваивает лучше.
дошкольников.
механизмы организма.
бесконечно.
Использованные источники
• http://www.logopedgame.ru/
• obzor_kompyuternyh_programm_dlya_logope
da.docx
• https://infourok.ru/kompyuternietehnologiiv
logopedicheskoyrabote1692433.html