ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
******************************************************************
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la
ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по коррекции нарушений звукопроизношения.
Дифференциация звуков [р] и [р’].
Путешествие в город «Профессий».
Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна
![]() |
![]() |
||
14.04.2015
Санкт-Петербург
Класс: 4б
Учитель: Банзе И.Б.
Предмет: логопедия
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’].
Лексическая тема: путешествие в город «Профессий».
Технология дифференцированного подхода развития связной речи.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’].
Метапредметные результаты:
- тренировать различать звуки [р] и [р’];
- совершенствовать умение составлять рассказ-описание с учетом дифференцированного подхода (план краткий и вопросный);
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать связную речь;
Личностные результаты:
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
Коррекционно-развивающие результаты:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки.
Оборудование: проектор с презентацией
документ-камера
карточки для характеристики звуков на магнитной ленте
шаблоны платья и рубашек
элементы одежды на цветной бумаге
геометрические фигуры на самоклеящейся бумаге
индивидуальные карточки с планом для составления рассказа
Ход занятия
Название этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечание
|
I. Организация начала занятия
|
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. - Сели ровно, расправили плечи, руки положили на стол. |
Встают, здороваются.
Садятся.
|
Садятся Вера, Егор и Ярослав. |
II. Определение темы
III. Актуализация знаний по теме занятия |
- Сегодня мы отправимся в путешествие в один интересный город. Перед вами жители этого города. Назовите их профессии. - Прочитайте, куда мы отправимся?
- …, назови последний звук в слове «повар». - …, назови 3-ий звук в слове «парикмахер». - Догадайтесь, чему вы будете учиться во время путешествия? - Правильно! Прочитайте тему занятия. - Назовите известные вам современные профессии.
- Кто такой «дизайнер»? Прочитайте определение.
- Чем занимается дизайнер?
- Ребята, сегодня на занятии вы станете дизайнерами и создадите эскиз рубашки ХХII века и платья будущего. |
Называют по очереди. - Это парикмахер. - Это врач (доктор). - Это шофёр. - Это повар. - Мы отправимся в путешествие в город «Профессии». - В слове «повар» последний звук [р]. - В слове «парикмахер» 3-ий звук [р’]. - Мы будем учиться различать звуки [р] и [р’].
- Тема занятия «Звуки [р] и [р’]. Перечисляют: журналист, программист, менеджер, дизайнер. - Дизайнер – это художник-конструктор, специалист по дизайну. В его задачу входит проектирование и оформление помещений, изделий, в том числе и одежды. - Дизайнер проектирует и оформляет помещения и изделия.
|
N 1-ый слайд
N 2-ой слайд
N 3-ий слайд
|
IV. Тренировочные упражнения по теме занятия
4.1 Уточнение характеристики звуков
|
- Перед вами карта города «Профессий». Назовите 1-ую остановку. - Дайте характеристику звукам [р] и [р’]. Для этого оформите их «паспорта» на доске. - Проверим, верно ли вы выполнили задание. - Что между звуками общее? - Чем звуки отличаются?
- Молодцы! |
- 1-ая остановка переулок «Звуки». Выходят к доске и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте. Смотрят на экран.
- Эти звуки согласные, звонкие и непарные. - Звук [р] – твердый, а [р’] – мягкий. |
N 4-ый слайд
N 5-ый слайд
|
4.2 Дифференциация звуков в словах и предложениях
|
- Продолжим путешествие. Назовите 2-ую остановку. - Прочитайте, куда мы попали? - Перед вами шаблоны будущих рубашек и платья. Но они однотонные и скучные. Подберите цвет для одежды таким образом, чтобы левая сторона была окрашена в цвет, в названии которого есть звук [р], правая - [р’]. - Какого цвета будет одежда? - Подберите воротник. - Какого цвета воротник вы выбрали? - Подберите карманы. - Какие карманы вы выбрали? - Где вы их расположили?
- Ребята, как вы думаете, готовы ли эскизы одежды будущего? Почему? - Чем можно украсить рубашки и платье? - Что перед вами?
- Назовите их. - Подберите аппликацию для одежды и приклейте ее так, чтобы слева были фигуры, в названии которых звук [р], справа - [р’]. - Назовите фигуры, которые вы расположили слева? - … справа?
- Почему вы не расположили овал? |
- 2-ая остановка площадь «Профессии». - Мы попали в «Ателье».
Подбирают, комментируют и приклеивают.
- Рубашка (платье) будет … цвета.
- Я выбрал(а) воротник … цвета.
- Я выбрал(а) … карманы … цвета. - Я расположил(а) карманы на груди. - Нет, эскизы не готовы, потому что одежда выглядит очень простой. - … кружевами, бантами, бисером, цветами … - Перед нами геометрические фигуры. Называют. Подбирают фигуры и приклеивают.
- … круг, квадрат, ромб.
- … прямоугольник, треугольник. - В слове «овал» нет звуков [р] и [р’]. |
N 6-ой слайд
Цвета: розовый, красный, оранжевый, коричневый, сиреневый, бирюзовый.
Фигуры: круг, квадрат, ромб, овал, прямоугольник, треугольник.
|
V. Динамическая пауза
VI. Упражнения на закрепление усвоенных навыков
5.1 Дифференциация в связной речи, составление рассказа-описания |
- Настало время отдохнуть. Повторяйте движения.
- Мы продолжаем путешествие. Назовите следующую остановку. Сейчас в «Доме моды» состоится презентация эскизов одежды будущего. Расскажите об одежде по плану.
|
Смотрят на экран и повторяют движения.
- … «Дом моды». Составляют рассказ, используя план: 1. Название. 2. Цвет (а) правая сторона, б) левая сторона)). 3. Элементы (воротник, рукава, карманы). 4. Аппликация. 5. Адресат (для кого?). Либо речевые опоры. Отвечают по очереди. |
N 7-ой слайд
N 8-ой слайд
Эскизы проецируются на экран с помощью документ-камеры.
|
VII. Подведение итогов |
- Настало время вернуться из путешествия в класс. - Где вы путешествовали?
- Кем вы сегодня были?
- Чему вы учились? - Молодцы! |
- Мы путешествовали по городу «Профессий». - Мы были дизайнерами одежды. - Мы учились различать звуки [р] и [р’]. |
N 9-ый слайд |
![]() |
Презентация одежды будущего
План:
1. Название.
2. Цвет (а) правая сторона, б) левая сторона)).
3. Элементы (воротник, рукава, карманы).
4. Аппликация.
5. Адресат (для кого?).
![]() |
Презентация одежды будущего
План:
1. Как называется одежда, которую я представляю?
2. Какого цвета правая сторона? Какого цвета левая сторона?
3. Какого цвета воротник? Какой он?
- Какой длины рукава?
- Какого цвета карманы? Где они расположены?
4. Какая аппликация у одежды?
5. Для кого предназначена эта одежда?
Карточки для характеристики звуков
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|||
![]() |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.