Заявка на участие в конкурсе
1 |
Фамилия, имя, отчество автора |
Полтавская Ольга Анатольевна |
2 |
Должность, квалификационная категория, стаж работы |
Учитель-логопед, квалификационная категория — высшая, стаж работы — 23 года
|
3 |
Полное название образовательного учреждения, в котором работает участник конкурса |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 59» |
4 |
Наименование номинации |
«Методическое пособие» |
5 |
Тема, название работы |
Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста |
6 |
Согласие автора на размещение конкурсного материала на сайте методического центра |
Согласна на размещение конкурсного материала на сайте методического центра |
7 |
Дата подачи заявки |
01.03.2017 года |
8 |
Подпись участника |
|
Портфолио
учителя-логопеда МБДОУ города Костромы «Детский сад№59»
Полтавской Ольги Анатольевны
Образование:
1996 г. Высшее
Московский государственный открытый педагогический университет
специальность: «Педагогика и психология (дошкольная)»
квалификация: Методист по дошкольному воспитанию, практический психолог в учреждениях образования
1998г. Высшее
Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете
специальность: «Логопедия»
квалификация в сфере дефектологии: учитель-логопед и практический психолог специальных учреждений
Стаж педагогической работы: 23 года
Стаж работы в МБДОУ г. Костромы «Детский сад №59»: 12 лет (с 2005 г.)
Стаж работы в данной должности: 19 лет
Наличие квалификационной категории по данной должности: Высшая
Аннотация
Я, Полтавская Ольга Анатольевна, работаю учителем-логопедом в МБДОУ города Костромы «Детский сад №59» 12 лет, общий стаж педагогической работы 23 год, стаж работы в данной должности 19 лет. Образование высшее, квалификационная категории по данной должности - Высшая. На городского конкурса «Панорама методических идей — 2017» я представляю методическое пособие - Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель методических методического пособия:
Развитие речи, патриотического и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предназначенно в помощь молодым учителям-логопедам, педагогам ДОУ для практического применения на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание патриотических и нравственных чувств, толерантности и дружеского отношения к людям разных национальностей, расширение краеведческих знаний, повышение познавательного интереса и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Задачи методических методического пособия:
1. Формировать у детей знания об особенностях
национального быта разных народов (на примере русских, татар, армян),
проживающих на территории Костромского края.
2. Развивать грамматический строй речи и связную речь дошкольников, обогащать
их словарный запас.
3. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей (русских, татар, армян).
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей.
Актуальность:
Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Россия — огромное многонациональное государство. На её территории проживает более 180 национальностей. У каждого народа своя культура, традиции, обычаи, но всех их объединяют общечеловеческие ценности. Люди разных национальностей являются жителями России и поэтому должны жить в мире и дружбе, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции.
По ФГОС детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, что предаёт особую значимость в формировании личности каждого ребёнка, знаний,развитии речи, поэтому я разработала методическое пособие - Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста, который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, дружбе между народами; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе с людьми разных национальностей.
Альбом может использываться воспитателями, логопедами, родителями для ознакомления детей с Россией, как многонациональным государством,с культурой и традициями народов, проживающих на территории города Костромы и Костромской области.
Данный альбом включает картинный и речевой материал (стихи, пословицы, сказки разных народов Костромского края), логопедические игры на развитие словаря и связной речи детей с ОНР, вопросы , задания,которые будут интересны детям, исторические справки, рекомендации для родителей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад № 59»
конкурс
Номинация «Методическое пособие»
Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов»
Составила учитель-логопед Полтавская Ольгаь Анатольевна
Кострома
2017
Содержание
1.Аннотация, сведения об авторе стр.3-4 2.Введение (Пояснительная записка) стр. 4- 6
3.Основная часть стр.6-7
4.Заключение стр.8-9
5.Список рекомендуемой литературы по данной теме. стр.10-16 6. Приложения
1.Аннотация,сведения об авторе
Я, Полтавская Ольга Анатольевна, работаю учителем-логопедом в МБДОУ города Костромы «Детский сад №59» 12 лет, общий стаж педагогической работы 23 год, стаж работы в данной должности 19 лет. Образование высшее, квалификационная категории по данной должности - Высшая.
На городского конкурса «Панорама методических идей — 2017» я представляю методическое пособие - Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель методических методического пособия :
Развитие речи, патриотического и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предназначенно в помощь молодым учителям-логопедам, педагогам ДОУ для практического применения на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на воспитание патриотических и нравственных чувств, толерантности и дружеского отношения к людям разных национальностей, расширение краеведческих знаний, повышение познавательного интереса и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Задачи методических методического пособия:
1. Формировать у детей знания об особенностях национального быта разных народов (на примере русских, татар, армян), проживающих на территории Костромского края.
2. Развивать грамматический строй речи и связную
речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
3.Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей (русских, татар,
армян...).
3
4.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных народов
Актуальность:
Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Россия — огромное многонациональное государство. На её территории проживает более 180 национальностей. У каждого народа своя культура, традиции, обычаи, но всех их объединяют общечеловеческие ценности. Люди разных национальностей являются жителями России и поэтому должны жить в мире и дружбе, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции.
По ФГОС детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, что предаёт особую значимость в формировании личности каждого ребёнка, знаний,развитии речи, поэтому я разработала методическое пособие Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста, который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, дружбе между народами; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе с людьми разных национальностей.
Альбом может использоваться воспитателями, логопедами, родителями для ознакомления детей с Россией, как многонациональным государством,с культурой и традициями народов, проживающих на территории города Костромы и Костромской области.
Данный альбом включает иллюстративный и речевой материал (стихи, пословицы, сказки разных народов Костромского края), логопедические
4
игры на развитие словаря и связной речи детей с ОНР, вопросы , задания,которые будут интересны детям, исторические справки, рекомендации для родителей.
2.Введение (Пояснительная записка)
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей
Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Э. К. Суслова: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Цель логопедического альбома:
- развития речи, толерантности, патриотического и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- развитие словарного запаса и связной речи детей общеразвивающих групп и детей с ОНР;
- развитие познавательного интереса у детей при ознакомлении с обычаями и традициями народов Костромского края;
- воспитание дружелюбного отношения к людям разных национальностей;
- воспитание любви к своей Родине.
Принципы: наглядности; доступности;постепенного усложнения заданий.
В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у
5
детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Методы работы с детьми:
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ИКТ (презентация лог.альбома) ;словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
практические и игровые – упражнение, игровые методы, моделирование...
3.Основная часть
Содержание:
Данный альбом включает иллюстративный и речевой материал (стихи,пословицы,сказки разных народов Костромского края), логопедические дидактические игры на развитие словаря и связной речи детей с ОНР, вопросы, задания, которые будут интересны детям, рекомендации для родителей. Логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов» для детей старшего дошкольного возраста поможет в педагогам в работе с детьми по закреплению лексико-грамматических тем: «Наша страна.Наш город», «Народные праздники»,
«Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Музыкальные инструменты»,
«Продукты питания», «Посуда», расширит знания детей и обогатит из словарный запас...Весь материал в альбоме составлен так, чтобы педагогам было удобно проводить с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия. Иллюстративный материал сочетается с методической частью и заданиями для детей...
ФГОС ДО направлен на решение, в том числе, задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей .
Задача современного образовательного учреждения состоит в том,
6
чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом определенных знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции .
В связи с этим, мы осознаем важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.
Толерантность (от латинского слова «tolerantia » - терпение) –
терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям .
Формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих:
1) информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о разнообразии природы, животного мира, о территориальной и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).
2) эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
3) поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении в отношениях со сверстниками и взрослыми) .
Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях. Исходя из этого, мы определили цель работы: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Анализ изучаемой проблемы позволил выделить комплекс педагогических условий, мероприятий, влияющих на формирование представлений о
7
родном государстве и способствующих воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
4.Заключение
Данный логопедический альбом позволит приобрести всем его участникам определённые знания, воспитывать творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т.д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Дети будут знать и называть:
Место проживания: страну, столицу своей Родины, город, домашний адрес. Свою символику, нацию, национальную одежду, культуру, язык, традиции.Называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции, национальные игры, танцы, песни, сказки, пословицы и поговорки и т.д.
Родители:
Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме, укрепят межсемейные и внутри семейные связи, научат чтить и хранить свои национальные традиции, соберут сундучок семейных реликвий, оформят генеалогическое древо, у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Педагоги:
Расширят знания о народах других национальностей, пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками, разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей, пополнят словарный запас детей, будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать
8
тесному сотрудничеству, создадут копилку жизни разных народов, будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.
Экскурсии в краеведческий музей и библиотеку углубят знания детей о родной стране, вызвав чувство гордости за свою Россию. Знакомство с экспозицией «Русская изба» дадут представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
Дети узнают о народных промыслах, познакомятся с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, заклички)...
Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры всегда способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.
9
5.Список рекомендуемой литературы по данной теме
· knowledge.allbest.ru›Педагогика›Воспитание толерантности
· festival.1september.ru,
· prodlenka.org›opyt-i…vospitanie-tolerantnosti.html
· nsportal.ru›…shkola/vospitatelnaya…narodov-rossii,
· umk-garmoniya.ru›Программы›
· festival.1september.ru›articles/609414/
· И.Мазин 500 загадок для детей, Москва, Сфера: 2003 г
Источники
1. collection-scenariev.ru
2. http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/den-narodnogo-edinstva.html
3. Саргсян А. Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 682-684.
4. http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/scenariy-meropriyatiya-ko-dnyu-tolerantnosti-nacionalnoe
5.
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D1%81%D1%86%
D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%
D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%
D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&uuid=&state=
AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xtvtji5m7tUtcYoedfTHHr28ENi4Fe5U2KJW9JTUxG1-
gz0nGgtlqIVc3O2KHkLCPtKjnKVdhtwjSoF2vD27GOm3jJtMJC5hRPoYJkJvGfkjXeX8rpREGZueBsRHH6Lc
121e0rfU2tsKk32RoXuWDFRZcfbjQ5Fzcc&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxZ3JobnpnOE9Fc
XZKNURfVU9LRTdXdWE2aUVtcllER29BcnR6cmJJRDlfcGZtMFhHME8tOEJrWEpfOUxHZEhWZEktby0
10
xLXU5dFF0bG9SZUt1R05QQk5CZnVySXJ2LXNpRDZzMG14WEhN
WmJZd29aTkcyeFcxX1N1azNoZjNve
Th0RUZRYmFfNEszdw&b64e=2&sign=64f5b76290010273b0bae0fcffab49e6&keyno=0&l10n=ru&mc=0
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/kontsert-druzhby-i-dobroty
http://www.stihi.ru/2011/06/27/7743
6. http://vmeste-mir.ru/contest/section/7/136/
7. http://s02.yapfiles.ru/files/403046/19.044.jpg
8. http://www.stihi.ru/pics/2011/12/09/9949.jpg
9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/364/77364549_4134138_387c682b1200.jpg
10. Картинки с http://images.yandex.ru/
11. Read more: http://pesochnizza.ru/fotogalereya/deti-mira-chast-1#ixzz4arVxOhO3
12. https://www.chitalnya.ru/commentary/151
13. 6https://www.chitalnya.ru/commentary/15163
14. / http://pogovorka.ru/o-druzhbe/
15. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для дошкольного возраста:
Петишкa Э. "Как кроту штанишки
шили" - коротенькая
сказка для малышей
"...цветок, под которым он стоял,
наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь все, что я тебе
скажу, ты получишь свои штаны."
Бажов П. "Сказы" - знаменитые уральские сказы о рудокопах и старателях
("Серебряное копытце", "Две ящерки", "Синюшкин колодец",
"Таюткино зеркальце", "Огневушка-поскакушка", "Золотые
дайки", "Жабреев ходок";, "Про великого полоза",
"Золотой волос", "Голубая змейка", "Сочневы
камешки", мастерах-камнерезах и гранильщиках ("Малахитовая
шкатулка", "Медной горы хозяйка", "Каменный цветок",
"Железковы покрышки", "Горный мастер", "Хрупкая
веточка"), углежогах ("Живинка в деле"), златоустовских
оружейниках ("Иванко-крылатко",
11
"Коренная тайность"), каслинском
художественном литье ("Чугунная бабушка"), лаковой росписи
("Прозрачный лак") и других ремеслах. О сказах Бажова на Библиогиде.
В.Галкин "Чудные
зерна", "Сибирские сказы" , "Горностаева гора" - замечательные сказы сибирского
писателя и собирателя фольклора рассказывают о людях таежных - охотниках,
промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и
Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терехе,
мастерившем певучие таратайки: "колёса у них певучие, и каждое свой
голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом
щёлкает, четвёртое жаворонком заливается"; о плотнике Митюше, украшавшем
избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце,
сковавшем крест невиданной красоты - "коли снизу через него на небо
глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано".
Мультфильмы Седой
медведь", Терехина
таратайка"
Пермяк Е. "Золотые
колечки. Уральские были-небыли ", "Семьсот семьдесят семь
мастеров", "Памятные узелки" - в основе сказок Е.Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский
горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие
сказки можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях,
механизмах, технологиях ("Сказка о стране Терра-Ферро", "Сказ
про газ", "Как самовар запрягли", "Мелкие калоши",
"Хитрый коврик","Чугун и Сталь", "Как огонь воду замуж
взял" и др.). Сказки Е.Пермяка иногда излишне назидательные, но попадаются
среди них и удивительно простые и милые истории. Лучшие сказки представлены в
авторском сборнике "Дедушкина копилка"
Подкорытов Ю. "Дед
Куделька и Огонь Великан", "Сказки о ремесле" - сказы и
притчи челябинского писателя Ю.Подкорытова просто и интересно рассказывают
малышам о заводах, шахтах, производстве металла. Один из главных героев его
книг о труде и мастерстве - дед Куделька - мудрый, умелый старик, живой, с
лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает
все кое-как, только смешит людей. Некоторые сказы основаны на старых уральских
легендах, башкирском фольклоре.
12
"Мастера изумрудного края"- замечательный сборник сказов об
уральских умельцах, выпущенный издательством "Аркаим". В сборник
вошли произведения как уже упомянутых авторов - Бажова, Пермяка, Подкорытова,
так и менее известных, но очень интересных писателей . Книга иллюстрирована
цветными репродукциями картин, а старые фотографии приглашают рассмотреть тех,
о ком сложены эти легенды - ремесленников, рудознатцев, золотоискателей. Содержание.
Кочнев М. "Шелковые
крылья", "Серебряная пряжа", "Миткалевая метель",
"Расписной узор", "Сорок веретен" - Михаил Кочнев
- писатель-фольклорист, собиратель и истолкователь сказов "ситцевого
царства" - края ивановских ткачей.
Афоньшин С.В. "Городецкий
пряник", "Сказ про Семена - ложкаря" - интересные, своеобразные легенды и сказы
Нижегородского края о непростой истории этой земли и ее умельцах: кузнецах,
ковавших волшебные подковы и сундуки со звоном да замки с музыкой; звероловах,
выведших породу старинных русских гончих багряной и чепрачной масти; искусных
рукодельницах и монахах-целителях; о медовых городецких пряниках и расписных
деревянных ложках.
Тринова Е. "Кружевные сказки" - сказки про вологодские кружева и
мастериц-кружевниц. Отрывок
Александрова Е., Туберовский М. "Зеленая
пиала" - чудесные
сказки о среднеазиатских ремесленниках: ковроделах, резчиках, чеканщиках,
гончарах, строителях.
Панькин И. "Волшебный
мастер", "Тайны старого колчана", "Легенды о мастере
Тычке" - увлекательные и очень своеобразные сказы о тульских
оружейниках. Чудо-мастера вроде лесковского Левши - постоянные герои сказов И.
Панькина. Сказ
13
Луда "Трудус,
трудум, труд", "Кузнец Энрик" - сказки по мотивам средневековых французских легенд
о старых мастерах и тайнах ремесел: о секрете окраски тканей и истории
парижских гобеленов, о прекрасных витражах и чудесных зеркалах, о мастерстве
корзинщика, об искусных кузнецах, о тех, кто ищет воду и роет колодцы, и о том,
какое ремесло самое главное.
Погодин Р. "Маков
цвет" - первоклассник
Вовка Попугаев от скуки нарисовал в новгородском музее на колонне чертика.
Глупая шалость. Но колонна оказалась волшебной, и после того, как Вовка ее
осквернил, из Новгорода ушла рукотворная красота. А с уходом красоты стали
умирать старые мастера… И чтобы вернуть в Новгород красоту, Вовке и его
двойнику Полувовке (которого волшебница Маков Цвет сделала из намалеванного Вовкой
чертика) пришлось пройти сквозь века и страны, испытав на себе, как создается
красота и чего она стоит.
Гурьян О. "Набег" - повесть о далеком прошлом, когда
все было по-иному, когда расстояние мерили верстами, а в бой шли с мечами и
булавами. Помимо приключенческого сюжета здесь есть подробный и увлекательный
рассказ о работе гончара, кузнеца, бортника.
Дьяконов Л. "Олень
- золотые рога" - в этой повести о детях предреволюционной Вятки
есть эпизод, где рассказывается про изготовление знаменитой дымковской
игрушки.
"Мишка сел и стал делать только одно: смотреть в руки Афанасьевны. Эти
руки не оставались в покое ни на минуту. Вот они оторвали от вымешенной глины
изрядный кусок, величиной с Мишкин кулак. Потом быстро-быстро свернули этот
кусок в шар, а шар раскатали, и получился тонкий сочень. Миг - и сочень
свернулся, и оказалось, что этот сочень - широченная юбка! Вот на юбку посажен
кусок глины поменьше. Это - тулово. На тулово второй кусок. Это - голова. А два
валика к бокам - это руки. Они согнуты в локтях, пальчики спрятаны в муфту.
Теперь последнее - шляпу на голову. И получилась глиняная барыня, вроде той,
какая у Мишкиной хозяйки на комоде. Только там она - белая, а по белому - в
красках да в золоте, а здесь - еще черная некрашеная…
- Сперва всегда черные! - сказала Афанасьевна. - А потом будут красные. А потом
– белые. А после - нарядятся… Ты заходи… И все увидишь…"
15
Есть у
Л.Дьяконова и книга очерков про дымковскую игрушку: "Дымковские
глиняные расписные", отрывок из которой можно посмотреть здесь
Каманин Ф. "Золотой
рубин", "Хрустальная
ваза" - две повести о
дятьковском хрустале. "Золотой рубин" - историческая повесть о
крепостном мальчике, сыне стекольного мастера на хрустальном заводе, помогшем
отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла -золотого рубина.
"Хрустальная ваза" - маленькая повесть о деревенской девочке Насте,
попавшей в 20-е годы на Дятьковский завод и обнаружившей удивительный талант и
тонкий вкус в росписи по стеклу.
16
Приложение 1
Комитет образования,культуры,спорта и работы с молодёжью
Администрации города Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Костромы «Детский сад № 59»
К О Н С П Е К Т
непосредственноорганизованной образовательной деятельности
по развитию звуковой стороны речи
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
по теме: «Дифференциация звуков У-А»
(игровая ситуация :«Костромской хоровод дружбы народов»)
Подготовила:
учитель-логопед Полтавская О.А.
Кострома
2016-2017
Цели: - дифференциация гласных звуков У-А
- расширение представления детей с ОНР о народах, живущих в России, в Костромском крае ;
- развитие речи детей с ОНР …
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в сравнении (нахождении сходств и различий) гласных звуков У-А;
- закреплять умение детей подбирать слова,начинающиеся на звуки У -А, определять позицию звука в начале слова;
- расширять словарь детей,активизировать связную речь ( используя слова и пословицы русского,татарского и армянского народа);
коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику у детей;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое внимание,память ,воображение,мышление,умение анализировать,обобщать , классифицировать предметы;
- развитие словарного запаса и связной речи;
- координация речи и движения,развитие тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружелюбное отношение к людям разных национальностей;
- воспитывать любовь к Родине...
Словарь:
- Существительные:дружба,хоровод,родина,страна,Россия,город,Кострома,народ, национальность,русские,армяне,татары,белорусы,украинцы, азербайджанцы,мир,язык,костюм,блюда,кухня,алтын (деньги), алмаз, аршин (мера длины), амбар (склад, хранилище товаров ),узоры, убор, украшение, угощение...
- Глаголы: дружить,помогать,выручать,любить,угощать,
- Прилагательные: большая, огромная,
|
Оборудование: картинкис изображением девушек в национальных костюмах : русская — Ульяна и татарская — Алсу, аудиозапись песни о дружбе, предметные картинки: алтын,алмаз,
аршин,амбар,узор, убор, украшение,угощение, логопедический альбом «Костромской хоровод дружбы народов», 2 квадратика красного цвета,магнитная доска-мольберт...
Интеграция образовательных областей:
1. «Познание»
- расширение представления детей с ОНР о людях разных национальностей (русские, татары,армяне), об их культуре и обычаях,о дружбе народов;
2.«Речевое развитие»
- дифференциация гласных звуков У-А, развитие фонематического слуха;
- закрепление,активизация и расширение словаря детей;
- развитие связной речи (повторение пословиц о дружбе : русских, татарских, армянских), пение песни о дружбе;
2. «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитание культуры общения, дружелюбного отношения к людям разных национальностей, любви к своей Родине,активизация речевой деятельности детей.
3. «Физическое развитие»
- развитие;
- артикуляционной моторики ;
- общей и мелкой моторики.
4. «Художественно-эстетическое развитие»
- развитие понимания красоты народного костюма, народных промыслов ...
Вид детской деятельности, лежащей в основе образовательной деятельности: коррекционная деятельность, игровая деятельность
Форма работы с детьми: групповая
Ход занятия:
|
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность детей |
Цель: мотивация детей
(Использование интерактивной доски) слайд 1 |
1 часть – вводная
Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Дети вместе с учителем-логопедом заводят хоровод и поют песню о дружбе.(На экране изображение хоровода дружбы народов) |
|
Создание образовательной ситуации
слайд 2
слайд 3
слайд 4 |
Л.:Дети, о чём мы сейчас пели? Л: Что такое дружба?
Л.:Правильно. Мы живём в огромной, многонациональной стране — России. Мы все разные ( у нас разные языки,национальные костюмы,национальная кухня, разные обычаи и традиции), но нас объединяет дружба и желание жить в мире. Какие национальности вы знаете?
Л.: Мы живём в городе Костроме.Какой наш город?
Люди каких национальностей живут в нашем городе?
Какие пословицы о дружбе этих народов вы знаете?
Показ детям логопедического альбома «Костромской хоровод дружбы народов» |
Д. :Мы пели о дружбе. Д.:Дружба — это взаимопомощь, весёлое и интересное общение,желание помочь друг другу в трудную минуту.
Д: В России живут русские, татары, армяне, украинцы, белорусы, азербайджанцы и другие национальности. Д. Кострома — большой , красивый, старинный город. Д: В нашем городе живут русские, татары, армяне...
Д: Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Друг познается в беде .Дружба дороже денег.(рус.)
Друга обидишь, - врага обрадуешь. Предавший друг хуже врага. ( татарские) Чужому половину, другу – все (армян.)
|
Мотивация детей на предстоящую деятельность
слайд 5 |
Л.: Дети, к нам пришли две девушки разных национальностей: Ульяна — русская , Алсу — татарка Л.: Дети, с какого звука начинается имя Ульяна?
Л.: Дети, с какого звука начинается имя Алсу? Они принесли много интересных картинок.Но не знают как их правильно разделить. |
Дети здороваются, знакомытся с национальными костюмами...
Д: Имя Ульяна начинается на звук У.
Д: Имя Алсу начинается на звук А. |
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми |
Л.:Сегодня мы сравним звуки У-А и поговорим о дружбе народов Костромского края. Хотите помочь Ульяне и Алсу правильно выбрать и распределить картинки . |
Д:Да, хотим! |
Цель: Дифференциация гласных звуков У-А;развитие фонематического слуха; расширение представления детей с ОНР о дружбе народов Костромского края обогащение и активизация словаря детей
|
2 часть |
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
слайд 6
Фонетическая ритмика — гласные звуки У-А
слайд 7
слайд 8 |
Л: Дети, давайте рассмотрим и назовём картинки, которые принесли Ульяна и Алсу.
Л.: Дети, давайте расскажем девушкам, что такое звук, дадим характеристики звукам У и А.
Л.: Мы о рассказали о них одинаково. Но они чем-то отличаются?
Логопед показывает упражнения, произносит звуки У-А
Л: Дети,давайте выберем картинки ,которые начинаются на звук У и отдадим их Ульяне, а картинки, которые начинаются на звук А — Алсу. Логопед объясняет детям, что слова :узоры, убор, украшение, угощение — русские, а слова алтын , алмаз, аршин (мера длины), амбар (склад, хранилище товаров )пришли к нам из татарского языка. Л: Ульяна и Алсу благодарят вас за то, что вы помогли им проавильно выбрать картинки.Они говорят вам спасибо, вы — настоящие друзья. |
Дети называют все картинки:алтын , алмаз, аршин (мера длины), амбар (склад, хранилище товаров ),узоры, убор, украшение, угощение... Д: Звук — это то ,что мы слышим и произносим.
Звук У — гласный, поётся, нет преграды для воздуха, обозначается красным квадратиком. Звук А — гласный, поётся, нет преграды для воздуха, обозначается красным квадратиком. Д: Да, звуки У-А отличаются произношением. Когда мы произносим звук А- рот широко открыт ( упр. «Птенчики») Когда мы произносим звук У- губы вытянуты вперёд ( упр. «Трубочка»)
Дети выполняют движения руками и произнося звуки У-А.
Дети выбирают картинки,ставят их рядом с Ульяной или Алсу, объясняют свой выбор (на магнитной доске)
Дети говорят пожалуйста. |
Цель:-уточнение и закрепление знаний о гласных звуках У-А,одружбе народов разных национальностей |
3 часть |
|
Подведение итогов, деятельности.
Педагогическая оценка результатов деятельности детей |
Л: дети. О чём мы говорили на занятии?
Л: Дети, вы сегодня все дружно старались помочь русской девушке Ульяне и татарской девушке Алсу, вы настоящие друзья. Пусть дружба народов становиться крепче с каждым годом! |
Д: Мы говорили о дружбе народов и сравнивали звуки У-А. Они оба гласные, но отличаются произношением. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность |
Дети вместе с гостями, встают в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Дети вместе с учителем-логопедом водят хоровод и поют песню о дружбе. |
Дети говорят до свидания русской девушке Ульяне и татарской девушке Алсу. Занятие заканчивается. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.