Презентация мастер-класса по русскому языку "Строение сложноподчиненного предложения"(9 класс) состоит из 28 слайдов. Она позволяет совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП, составлять схемы СПП, развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, при этом использовать «проникающую» технологию (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач) и
метод демонстрации-показ презентации, которая является своеобразной канвой урока, позволяющей иллюстрировать урок.
Мастер класс по теме:
«Строение сложноподчиненного
предложения».
Учитель МБОУ ВСОШ Максимова В. В.
высшей квалификационной категории
Цели:
совершенствовать умения: устанавливать
смысловые отношения между простыми
предложениями в СПП; составлять схемы
СПП;
определять место придаточных в
сложноподчиненном предложении,
средства их связи с главным;
развивать навык правильной постановки
знаков препинания в СПП,
орфографическую зоркость;
стимулировать интерес к изучаемому
предмету с помощью информационных
технологий.
Информационные
технологии
Использование новых информационных
технологий на уроках имеет преимущества перед
стандартной системой обучения в следующем:
— повышается интерес, мотивация учебной
деятельности;
— осуществляется дифференцированный подход;
— за один и тот же промежуток времени
выполняется больший объем работы;
— облегчается процесс контроля и оценки знаний;
— развиваются навыки учебной деятельности
(планирование, рефлексия, са моконтроль,
взаимоконтроль).
Информационные
технологии
«Проникающая» технология
(применение компьютерного
обучения по отдельным темам,
разделам для отдельных
дидактических задач).
Метод демонстрации-показ
презентации, которая является
своеобразной канвой урока,
позволяющей иллюстрировать
урок.
Для решения данной
проблемы нужно:
Предложения
Простые
Сложные
Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Характеристика
СПП
1. Характер
связи.
1. Связь синтаксически
неравноправных предикативных
частей – главной и придаточной
2. Интонация, подчинительные союзы
2. Основные
средства
связи.
3. Место
средств связи
в
предложении.
или
союзные слова (относительные
местоимения и наречия).
3. Подчинительные союзы и союзные
слова входят в придаточную часть.
Придаточная часть может стоять:
перед главной (…), […].
после главной […], (…).
в середине главной [… ,(…), ...].
Задание. Найдите в предложении
союз, определите его значение.
Расставьте знаки препинания.
Мальчик поливал цветы чтобы они не завяли.
(Цель).
Лошади остановились оттого что пошел сильный
дождь.(Причина).
Пойду с друзьями в поход если будет хорошая
погода.(Условие).
Я радовался что погода прояснилась.
(Изъяснительное).
Мне не бывает скучно когда я отдыхаю с
друзьями.(Время).
Была очень красивая полянка словно ее
придумал волшебник.(Сравнение)
Заочная экскурсия
в Ясную Поляну
(музейусадьба
Льва Николаевича
Толстого).
Порядок разбора
сложноподчиненного предложения
Внимательно прочитайте
предложения.
Расставьте знаки препинания
и составьте схемы.
Из скольких частей состоит
СПП? Как они называются?
Чем соединены?
Место придаточного.
Поворот к усадьбе
Толстые полагали что свое название Ясная Поляна
получила от широкой солнечной долины открывающейся
при повороте к усадьбе.
Толстые полагали, что свое название
Ясная Поляна получила от широкой
солнечной долины, открывающейся
при повороте к усадьбе.
[ ], (что…).
Большой пруд
Слева у въезда в усадьбу Большой пруд который
является одним из старейших гидротехнических
сооружений Ясной Поляны.
Слева, у въезда в усадьбу, Большой пруд,
который является одним из старейших
гидротехнических сооружений Ясной Поляны.
[ ], (который…).
Доммузей
Внешний облик двухэтажного домамузея расположение его
комнат обстановка – все сохраняется в том виде как было в
последний год жизни писателя.
Внешний облик двухэтажного домамузея,
расположение его комнат, обстановка –
все сохраняется в том виде, как было в
последний год жизни писателя.
[ ], (как…).
Флигель Кузминских
Школа которая была открыта Толстым для крестьянских
детей просуществовала до 1862 года.
Школа, которая была открыта Толстым
для крестьянских детей,
просуществовала до 1862 года.
[… ,(которая…), ...]
Дом Волконского
Дом Волконского самое старое здание в усадьбе.
Предполагается что в нем некоторое время жил дед писателя
князь Н.С.Волконский.
Дом Волконского самое старое здание
в усадьбе. Предполагается, что в нем
некоторое время жил дед писателя,
князь Н.С.Волконский.
[ ], (что…).
Могила Льва Николаевича Толстого
Считается что Толстой попросил похоронить его на
краю оврага на месте «зеленой палочки» на которой
написано то что должно уничтожить все зло в людях
и дать им великое благо.
Считается, что Толстой попросил
похоронить его на краю оврага, на месте
«зеленой палочки», на которой написано
то, что должно уничтожить все зло в
людях и дать им великое благо.
[ ], (что…), (на которой…), (что…).
Восстановите предложения, расставьте знаки
препинания, начертите схемы.
У меня в руках новая книга я чувствую_____ в мою жизнь вошло
чтото живое говорящее чудесное. Читая хорошие книги мы
должны зорко следить за тем _____ обращается с языком тот
или иной писатель.
(В.Инбер)
Талант имеет то драгоценное свойство_____ он не может лгать.
(А.Гончаров)
Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу отвлекитесь на
время от всего на свете сядьте с книгой поудобнее и вы поймете
______ есть много книг без _______нельзя жить.
(Д.Лихачев)
Проверь:
У меня в руках новая книга, я чувствую, ЧТО в мою жизнь вошло что
то живое, говорящее, чудесное. Читая хорошие книги, мы должны зорко
следить за тем, КАК обращается с языком тот или иной писатель.
(В.Инбер)
[ ], [ ], (ЧТО…).
[ ], (КАК…).
Талант имеет то драгоценное свойство, ЧТО он не может лгать.
[ ], (ЧТО…).
(А.Гончаров)
Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от
всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, ЧТО есть много
книг, БЕЗ КОТОРЫХ нельзя жить.
[ ], (что…), (без которой…).
(Д.Лихачев)
Выводы
1. СПП имеет две части, одна из которых
является главной, а другая – придаточной.
2. Части СПП соединены при помощи
подчинительных союзов и союзных слов.
3. Союзы и союзные слова находятся в
придаточной части СПП.
Рефлексия. Незаконченное
предложение.
Сегодня я узнала…
Было интересно посмотреть…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я попробую сделать…