В презентации представлена матричная технология обучения в профессиональном колледже на примере предмета "Техническая механика" . Технологи показывает как эффективно обеспечить преподавание технической дисциплины посредством гуманистического подхода при реализации компетентнсного подхода в профессиональном образовании. Технология предлагает три уровня подготовки которые охватываю как уровни слабого учащегося так и учащегося с хорошей подготовкой .
Педагогические технологии в
профессиональном обучении
Трудности при обучении
учащихся в учреждения НПО и
СПО
Максимальную удовлетворенность профессией на 1м году
обучения зависит от 2х причин:
1) они опираются на свои идеальные представления о
будущей профессии, которые при столкновении с реалиями
подвергаются большим изменениям;
2) у них существует представление о творческом
содержании будущей профессиональной деятельности; но
в реальном учебном процессе лишь некоторые студенты 1
го курса ориентируются на творческие методы обучения.
Возникают противоречия:
1) между высокой удовлетворённостью профессией и
намерением заниматься творческой деятельностью по
окончании ССУЗа,
2) между желанием приобрести основы профессионального
мастерства преимущественно в процессе репродуктивной
учебной деятельности (а не продуктивной).
Мотивация поступления в
профессиональное учреждение
желание и совет родителей, так как сам студент до конца
не определился, какую профессию он хотел бы получить;
пример товарищей, обучавшихся в данном образовательном
учреждении;
возможность получить профессию, имея недостаточную
школьную подготовку (мнение учителей в школе);
перспектива дальнейшей учебы в вузе по сокращенной
программе, с поступлением сразу на третий курс
(экономическая выгода);
студенческая романтика;
интерес к профессии;
месторасположение учреждения;
имидж учреждения;
наличие дополнительных услуг (получение дополнительной
профессии, творческие курсы, спортивные секции, кружки,
КВНы);
Особенности гуманистических
технологий для учащихся проф.
учреждений
Гуманистическая педагогика – это направление в педагогике, ориентирующее на свободный
выбор и учет индивидуальноличностных интересов и возможностей субъектов
педагогического
процесса в обучении, воспитании и образовании. Следовательно, технологии гуманистической
педагогики направлены, в первую очередь, на воспитание личности учащегося. На основе
анализа идей гуманистической педагогики нами были выделены следующие технологические
компоненты воспитательной деятельности в ходе учебного процесса :
Первый компонент – свободный выбор методов изучения дисциплины и учет
индивидуальноличностных интересов учащегося, вариативный подход к обучению.
Учащийся выбирает, как лучше ему изучать дисциплину – с помощью лекций, учебников
или интернет ресурсов, на занятиях или дистанционно.
Второй компонент – многообразие межпредметных связей и подача учебного материала от
простого к сложному с заданиями, рассчитанными на разный уровень учащихся (согласно
принципам развивающегося обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова). Ученику
предлагается разноуровневые задания, при выполнении которых он может использовать
весь имеющийся у него ресурс знаний и дополнительного учебного материала.
Третий компонент – сотрудничество в процессе обучения между преподавателем и
учащимся, построенный на принципах веры в способности учащегося (на основе «Школы
жизни» Ш.А. Амонашвили), создание среды диалоговости на уроке. При решении задач
или изучении теоретического материала ученик консультируется у преподавателя или
товарищей. Преподаватель выдает задание на группу учеников, вовлекая их процесс
совместной деятельности.
Особенности гуманистических технологий
для учащихся проф. учреждений
(продолжение)
Четвертый компонент – самопознание, творческий выбор, ориентированный на
способности личности (на основе личностно ориентированной технологии).
Учащийся может выбрать самостоятельное задание по своим способностям,
или выполнить творческое задание, в котором ему легче раскрыть свои
личностные качества.
Пятый компонент – связь между учебной и профессиональной
деятельностью, согласно концепции знаковоконтекстного обучения
А.А. Вербицкого, необходимой при формировании профессиональной
мотивации. Учащийся решает задания или разбирает ситуации связанные с
его будущей профессии, с которыми он может встретиться уже на
производственной практике.
Шестой компонент – использование самостоятельно составленных конспектов
для выполнения тестовых и индивидуальных заданий согласно технологии
В.Ф. Шаталова. Учащийся составляет опорный конспект по изученной теме, в
котором закрепляет изученный материал и учится анализу полученных
знаний.
Седьмой компонент – применение в ходе учебного процесса фактора
успешности, дифференцированного подхода к обучению, обучение
незнающих учеников через знающего (согласно методики опережающего
обучения С.Н. Лысенковой). Возникает возможность у учащегося всегда
заработать положительную оценку, воспользовавшись помощью товарищей.
Связь общих компетенций с
гуманистическими педагогическими
технологиями
Наиболее эффективные педагогические
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
Наименование результата обучения
технологии
Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Педагогика «сотрудничества»
Технология учебной дискуссии
и
способов
ее достижения,
Организовывать собственную деятельность, исходя из
цели
определенных
руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий
и итоговый контроль, оценку собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
Проектные технологии
Технологии на основе схемных и знаковых моделей
учебного материала (Шаталов В.Ф.)
Игровые технологии Б.П.Никитин
Компьютерные технологии обучения
Педагогика «сотрудничества»
Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
Проблемное обучение
Проектные технологии
Использовать
технологии в профессиональной деятельности.
информационнокоммуникационные
Компьютерные (новые информационные) технологии
обучения
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Педагогика «сотрудничества»
Личностноориентированная технология
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний (для
юношей).
Психологические модели
(адаптационная пед. технология) И.С.Якиманская,
Модель формирование познавательной мотивации
у учащихся колледжа
Модель формирование познавательной
мотивации у учащихся колледжа (продолжение)
Матричный учебно-методический комплекс
дисциплины «Технической механики»
Схема взаимопомощи и сотрудничества
студентов в ходе практических занятий.
Уровни сформированности ПМ учащихся
колледжа
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Интерес к учебе низкий
Интерес к учебе носит эпизо
или отсутствует. Ориентация
на элементарный уровень из
учения дисциплины. Само
стоятельные задания
выполняет с консультацией
преподавателя. Использует
помощь товарища.
Познавательные интересы
в профессиональной сфере не
выражены. Дополнительные
творческие работы выполняет
ради оценки.
Имеет общее представ
ление о получаемой профес
сии. Связью изучаемых пред
метов с будущей профессией
интересуется эпизодически.
Четкого профессионального
плана не имеет.
дический характер.
Самостоятельные задания части
чно выполняет с консультацией пре
подавателя. Использует помощь
товарища, помогает сам более слабым
ученикам. Имеет познавательные
интересы в сфере получаемой
профессии. Использует творческие
задания для расширения профес
сиональных знаний.
Интересуется техническими
новинками. Имеет четкое представ
ление о получаемой профессии. Инте
ресуется связью изучаемых предметов
с будущей профессией. Осваивает
дополнительную профессию на базе
колледжа. Планирует в дальнейшем
работать по полученной специальности.
Устойчивый интерес к учебе. Ориента
ция на повышенный уровень изучения дис
циплины. Использует дополнительную
литературу и интернетресурсы. Оказывает
помощь слабым ученикам. Самостоятельные
задания выполняет с минимальными кон
сультациями преподавателя. Помогает более
слабым ученикам.
Имеет познавательные интересы в сфере
получаемой профессии и смежных с ней
областях. Участвует в конференциях и
олимпиадах. Самостоятельно осваивает и
применяет дополнительные профессиона
льные компьютерные программы. Имеет
четкое представление о получаемой профес
сии и смежных с ней.
Осваивает несколько дополнительных
профессий на базе колледжа. Планирует про
должить обучение по избранной профессии.
Имеет запасные варианты дальнейшей про
фессиональной деятельности.