Автор приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно, написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать”, широко известен в нашей стране. Учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Технология критического
мышления
Кузьменко Светлана Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
Одной из важнейших целей
образования в соответствии с ФГОС
является формирование навыков
учебной деятельности.
• интеграция
• обобщение
• осмысление новых знаний
• увязывание их с жизненным
опытом ребенка на основе
формирования умения учиться.
• Научиться учить себя - вот та
задача, в решении которой школе
сегодня замены нет.
11/12/18
3
«Качество мышления –
основной ресурс успешности»
«В способности думать
заключена основа
человеческой деятельности»
Эдвард де Боно
11/12/18
4
развития
учителями
Приём «Шесть шляп»
Методика
критического
мышления через чтение и письмо давно
используется
разных
предметов. При этом каждый находит в
ней что-то особенно близкое ему.
Методический приём «Шесть шляп" -
один из наиболее действенных приёмов
РКМЧП. Особенно он эффективен на
уроках литературы, так как помогает
«разговорить»
тихих
учеников. При применении этого приёма
значительно
повышается мотивация,
снижается утомляемость, урок является
не только эффективным, но и приносит
даже
самых
11/12/18
5
Цель приёма - это
педагогом
создание
в
которых
условий,
учащийся
сам будет
открывать, приобретать
и
конструировать
знания, а не получать
их в готовом виде.
11/12/18
6
Стратегия « шести
шляп»
различимой
среди
Предполагает шесть разных видов
мышления. Каждой из шести шляп
соответствует свой собственный,
индивидуальный цвет, делающий ее
всех
легко
ее
остальных
характерными, присущими только
ей одной чертами и качествами -
цветовое различие делает каждую
шляпу особенной, неповторимой.
Каждая цветная шляпа указывает
на роль, на определенный тип
мышления и деятельности.
наделяющий
и
11/12/18
7
Как работать с приемом
«Шесть шляп
мышления» на уроках
«Шесть шляп» — это прием
познавательной
групповой
активности,
который
рационально
помогает
изучение
организовать
(текста, новой
проблемы
выявить
информации)
разные стороны восприятия
и
11/12/18
8
Алгоритм работы с
приемом
Задается проблемная
ситуация (вопрос, текст).
Скажем сразу, что эта
ситуация изначально должна
быть многовариантной и не
должна иметь однозначного
ответа или решения.
11/12/18
9
Класс делится на шесть груп
п
. Каждая выбирает себе одну
шляпу (по жребию или по
желанию).
Цвет шляпы определяет
направление
развития
мысли:
11/12/18
10
• Белая — самая нейтральная. Поэтому участники
этой группы оперируют только фактами. То есть
доказывают, почему все произошло именно так,
а не иначе.
• Желтая — солнечная, радостная, позитивная.
Участники этой группы ищут выгоды
предложенного решения, обрисовывают только
положительные моменты.
• Черная — негативная, мрачная, отрицающая.
Эта группа должна высказать сомнение, найти
аргументы против.
• Красная — эмоции, страсть. Эта группа
высказывает только эмоциональное восприятие
заданной ситуации, без обоснования своих
выводов.
• Зеленая — творческая, креативная. Участники
этой группы предлагают новые решения
заданной ситуации, которые могут быть самыми
фантастическими и неожиданными.
11/12/18
11
Методический приём «Шесть шляп» -
эффективное средство формирования
ключевых компетентностей
• -компетентности «готовность к разрешению проблем»
Когда ребёнок анализирует поставленную перед ним
задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает
алгоритм её решения;
• -компетентности « готовность к самообразованию»
Когда ученик сам осуществляет информационный
поиск нужного материала (предварительное дз по
шляпам)
11/12/18
12
• -технологической компетентности
• Когда успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения
инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких
плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и
субъективных оценок и т. п.);
• -компетентности «готовность к использованию информационных
ресурсов»:
• Формирование и развитие способов деятельности работы с
информацией: способность осознавать потребность в информации,
способность разрабатывать стратегии поиска информации,
способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить
информацию, способность синтезировать существующую
информацию, создавая на ее основе новое знание;
• -компетентности «готовность к социальному взаимодействию»,
• Школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
• -коммуникативную компетентность,
• Ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
11/12/18
13
шляп»
Результативность применения методического приёма «Шесть
• * Значительно повышается мотивация, особенно
это отражается на слабых учениках, на учениках
всегда недовольных;
* более высокий уровень усвоения материала,
снижение утомляемости;
* учащийся не имеет возможности отсидеться,
ему надо думать самому, не полагаясь на других
( данный метод может быть применен как в
групповой так и индивидуальной работе)
* работают как слабые, так и сильные учащиеся,
появляется интерес к изучаемому материалу;
* хорошо развивается устная речь;
* развивается умение работать в группе;
* вырабатываются коммуникативные навыки;
* такие занятия приносят удовлетворение
учащимся и учителю.
•
•
•
•
•
•
•
14
• Умение видеть ситуацию и
решение с нескольких точек
зрения.
• Позволяет отстранить свое эго от
мышления.
Достоинства метода
• Наглядность, простота освоения и
применения.
• Ожидаемый результат
• Более эффективное
использование процесса
мышления при решении проблем
15
11/12/18
Я предлагаю «поразмышлять в шести шляпах» над вопросом:
выдержал ли Евгений Базаров испытание любовью?
Что мы узнали о Базарове и его отношении к женщинам?
Назовите позитивные стороны образа Базарова
Выявите противоречия в словах и поступках героя
С какими эмоциями связано первое знакомство с
нигилистом Базаровым? Какие эмоции к концу урока?
Какой урок получили из первого испытания героя любовью
для себя?
Что можно было бы сделать иначе? Если бы Базаров остался жив,
какой финал можно предположить в отношениях с Одинцовой?
Дитя неведомой страны.
Образ главного героя
поэмы М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Ваше отношение к мцыри
Надеть свою
мыслительную шляпу
- «призадуматься,
поразмыслить»
Эдвард
Боно
«Белая шляпа объективного
наблюдателя»
Цвет белого, холодного снега.
Без эмоций изложенные цифры,
факты и объективная
информация. Включение цитат
«Жёлтая шляпа оптимиста»
Солнечный свет, оптимизм,
позитивный взгляд на вещи. Что
положительного?
«Чёрная шляпа пессимиста»
Негативный взгляд на вещи.
Выявление причины
противоречий,
недостатков, проблем, неудач
«Красная шляпа
эмоционального наблюдателя»
Чувства и эмоции, предчувствия
и интуиция
«Зелёная шляпа -
творческая»
Поиск новых граней в изученном
материале. Что можно сделать
иначе?
«Синяя шляпа
философа»
Поиск обобщающих
параллелей, общие выводы,
размышления по теме
УДАЧИ ВО ВСЁМ,
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!