ЗНАЧЕНИЕ: подготовка к освоению вычислительного приема – присчитывание и отсчитывание по единице.
СУТЬ РАБОТЫ: выяснение отношения числа к единице.
Дети должны понять:
все числа составляются из единиц,
количество единиц в разных числах различно,
количество единиц в числе соответствует количеству элементов в множестве.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
подбирают так, чтобы можно было сделать обобщение: всего 4 круга, всего пять овощей,
сначала используется однородное множество, каждый элемент которого отличается по величине,
затем берется разнородный материал,
потом предметы одного понятия (мебель, обувь, фрукты…).
ТРЕБОВАНИЯ:
начинать с чисел 2, 3, 4…
не спешить!!!
от анализа состава множества из элементов переходить к изучению состава числа из единиц
состав одного числа из единиц демонстрируется на 3-4 видах наглядного материала, делается обобщение
ПРИЕМЫ РАБОТЫ (для числа 4):
1. Учитель выкладывает 4 палочки разной длины:
- Сколько всего палочек?
- Чем они отличаются?
- Как они расположены? (по порядку, от самой длинной до самой короткой)
- Покажите самую короткую (самую длинную).
- Сколько коротких палочек? Сколько длинных?
- По сколько взяли палочек разной длины, чтобы их получилось 4?
- Всего 4 палочки: 1, 1, 1 и еще 1.
2. Учитель выкладывает 4 круга:
- Сколько кругов справа? Сколько слева? Поровну ли кругов?
- Чем отличаются круги справа от кругов слева?
- Как назвать их одним словом? (одноцветные, разноцветные)
- Сколько справа синих кругов? (белых, зеленых, желтых)?
- По сколько кругов разного цвета взяли, чтобы всего получилось 4?
1, 1, 1 да еще один – всего 4.
Таким образом, дети должны уметь ответить на два вопроса: сколько всего? по сколько каждого? Обобщить: всего 4 круга: 1 синий, один белый, один зеленый, один желтый. 1, 1, 1 да 1 – это 4; 4 – это 1, 1, 1 да 1.
3. Учитель выставляет 4 животных: волк, заяц, лиса, медведь. Кто это? Сколько всего? По сколько разных животных? Как получилось число 4?
4.Задание с раздаточным материалом: выложите на верхнюю полоску 4 круга, а на нижнюю столько же разных геометрических фигур. Сколько взяли разных фигур? По сколько взяли каждую фигуру? Как получилось число 4?
5. Составьте группу из 4 разных предметов мебели (овощей, обуви, транспорта). Подберите картинки по числу 4.
6. Нарисуйте 4 разных геометрических фигуры.
7. Раскрасьте 4 круга разными цветами.
8. Разделите деревья на группы. Сколько всего деревьев? (8) Сколько в каждой группе? (по 2) По сколько разных групп получилось? (одна группа – елки, одна – березы, одна – дубы, одна – клены, всего 4 группы).
9. Словесные упражнения: Мише подарили 1 собаку, 1 машинку, 1 вертолет, 1 мячик. Сколько всего игрушек подарили? По сколько разных игрушек подарили?
10. Вопросы типа: «Сколько ты возьмешь разных предметов, если я назову число 4?»
11. На каких инструмента я играла и сколько разных звуков вы услышали? (играть на 4 инструментах, по одному звуку). Сколько дырочек разной формы и по сколько каждой? (счет на ощупь).
Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: операции с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: осознание детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
МАТЕРИАЛ: дискретные величины, геометрические фигуры, предметы.
ТРЕБОВАНИЯ:
постепенность (начинать с чисел 3, 4,5…),
не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших (по формуле n-1, где n – натуральное число).
ПРИЕМЫ РАБОТЫ (для числа 5):
Учитель выкладывает 5 кругов одного цвета, с обратной стороны круги имеют другой цвет (например, красный и синий). Выяснить, сколько кругов, чем они похожи.
Перевернуть первый круг, уточнить: сколько синих? сколько красных? сколько всего кругов? Сколько взяли синих и красных кругов, чтобы всего получилось 5? Выяснить, как получилось число 5:
2. Медведица попросила медвежонка принести из леса 5 грибов. Это должны быть подосиновики и белые грибы. Покажи, как медвежонок может составить группу из этих грибов.
3. На 4 клумбах надо посадить по 5 цветов, причем на одной клумбе должны расти розы и тюльпаны. Как по-разному это можно сделать?
4.Расставь 5 пирамидок на двух полках. Как это можно сделать?
5. Разделить 5 карандашей между двумя детьми. Сколькими способами это можно сделать?
6. У меня в двух руках 5 пуговиц. Сколько может быть пуговиц в каждой руке? Если в правой 3, то сколько в левой? (данное задание дети выполняют исходя из отчетливых представлений о составе числа 5, в случае затруднения предложить воспользоваться предметной моделью, например, палочками, для того, чтобы восстановить вариант разложения: отсчитать 5 палочек, отложить в сторону 3, посмотреть, сколько осталось в другой группе).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.