Серия обучающих программ по разделу «Лыжная подготовка»
(начальная школа 1-3 классы)
I. Одновременный бесшажный ход
1. Описание техники.
Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.
а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;
б) нужно выполнять законченный толчок палками;
в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;
г) нельзя широко ставить палки на снег;
д) нельзя приседать при толчке;
е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.
Серия учебных заданий | Действия | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация). | И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.). | Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах. |
Вторая | Имитация хода на месте с палками. | И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.). | Уметь выполнять законченные маховые движения палками. |
Третья | Передвижение на лыжах по учебному кругу. | 1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м). | Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища. |
Четвертая | Передвижение на лыжах по учебной лыжне. | Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход. | Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку. |
Пятая | Передвижение на лыжах по дистанции. | Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход. | Уметь правильно применять ход с учетом рельефа. |
СПУСКИ НА ЛЫЖАХ
ОСНОВНАЯ СТОЙКА
Обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.
ВЫСОКАЯ СТОЙКА
Отличается от основной более выпрямленным положением туловища, ноги слегка согнуты для амортизации неровностей спуска, одна лыжа немного выдвинута вперед для удержания равновесия в переднезаднем направлении. Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах.
НИЗКАЯ СТОЙКА
Применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. В низкой стойке лыжника ноги сильно согнуты, туловище наклонено вперед, руки с палками вытягивают вперед. Вес тела равномерно загружает стопу ног.
Серия учебных заданий | Действия | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок. | Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз). | Уметь правильно выполнять названную стойку по команде. |
Вторая | Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок. | 1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз). | Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку. |
Третья | Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок. | 1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз). | Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку. |
Четвертая | Выполнение на склонах заданий с использованием предметов. | 1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза). | Уметь удерживать равновесие. |
Пятая | Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками. | Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз). | Уметь правильно выполнять названную стойку по команде. |
Шестая | Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками. | 1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз). | Выполнить упражнение на оценку. |
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ
I. ПОДЪЕМ СТУПАЮЩИМ ШАГОМ
Применяется в тех случаях, когда подниматься скользящим шагом уже невозможно, а применять «полуелочку» или «елочку» еще нецелесообразно. Координация движений этим способом в принципе та же, что и в попеременном двухшажном ходе, только отсутствует фаза скольжения и меняется ритм работы рук. Делается по возможности широкий шаг с прихлопыванием лыжи, этим самым улучшается сцепление со снегом. Туловище наклоняется вперед, палки ставятся под небольшим углом к склону горы, увеличивается сила и продолжительность отталкивания ими. Перерывы в опорных положениях рук исчезают.
II. ПОДЪЕМ СКОЛЬЗЯЩИМ ШАГОМ
Является по существу разновидностью попеременного двухшажного хода и применяется на пологих склонах. Передвигаясь на равнине этим способом и переходя на подъем, сохраняется общая координация движений, но в структуре хода происходит перестройка: ликвидируется прокат и создается непрерывное приложение усилий; еще не окончили толчок рука и нога, как уже вступают в работу другая нога и рука. Нога выносится стопой и наклоненной вперед голенью, лыжа выносимой ноги нагружается весом тела как можно позже.
Учащиеся должны знать, что при спуске:
а) нужно сгибать ноги в коленных суставах;
б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;
в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;
г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.
Учащиеся должны знать, что при подъеме:
а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;
б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;
в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).
Серия учебных заданий | Действие | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Подъем ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнений на ровной площадке. | 1. Передвигаясь в медленном темпе по лыжне (шеренгой), выполнить упражнение ступающим шагом (ходьба) (3-4 раза) (20-25 м). | |
Вторая | Передвижение на лыжах – подъем по отлогому склону. | 1. Передвижение «в подъем» «ступающим шагом» (3-5 раз) (15-20 м). | Выполнить упражнение на оценку. |
III. ПОДЪЕМ «ЁЛОЧКОЙ»
Применяется на более крутых склонах, когда ступающим шагом преодолеть подъем трудно. Чтобы избежать скатывания вниз, необходимо увеличить сцепление лыж со снегом за счет разведения носков лыж в стороны. След от лыж напоминает ветки елочки, поэтому способ получил такое название. Лыжи ставятся на внутренние ребра. При этом пятки лыж не должны перекрещиваться. Палки ставятся по бокам и сзади лыж.
IV. ПОДЪЕМ «ПОЛУЁЛОЧКОЙ»
Применяется при преодолении склонов наискось. Лыжник одной лыжей (опорной) шагает по склону, разводя носок лыжи в сторону, а другой скользит по лыжне прямо. Шаг верхней ноги всегда длиннее, нижней. Палки работают так же, как и при подъеме ступающим шагом.
а) нужно лыжи ставить на внутреннюю часть;
б) должна быть достаточная опора на палки;
в) при подъёме «ёлочкой» носки лыж нужно достаточно широко разводить в стороны;
г) нельзя низко наклонять туловище.
Серия учебных заданий | Действие | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Подъем «елочкой» и «полуелочкой». Выполнение упражнений на ровной площадке. | 1. Стоя на месте, по команде принять положение «полуелочки», «елочки» (3-5 раз). | Уметь правильно разводить носки лыж, палки ставить сзади. |
Вторая | Выполнение упражнений на склоне крутизной до 10 ° протяженностью до 15-20 м. | 1. Выполнить подъем «елочкой» и «полуелочкой» в медленном темпе (3-5 раз каждый). | Выполнить на оценку. |
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЫЖАМИ
ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»
Применяется на прямых спусках со склонов малой и средней крутизны. «Плуг» начинается с разведения лыж в стороны и давления на них каблуками ботинок; носки лыж остаются вместе, пятки лыж широко разведены в стороны, лыжи ставятся на внутренние ребра; колени сводятся вместе, туловище и руки принимают положение, как и при спуске в основной стойке; вес тела распределен равномерно на обе лыжи.
а) торможение «плугом» применяется для уменьшения скорости на спусках или полной остановки;
б) во время торможения носки лыж должны быть вместе, пятки лыж разведены в стороны;
в) лыжи необходимо поставить на внутренние ребра, вес тела распределить равномерно на обе лыжи;
г) положение туловища и рук с палками должно быть, как при спуске в основной стойке.
Серия учебных заданий | Действие | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке. | Из основной стойки принять положение «плуга» (8-10 раз). | Уметь правильно поставить лыжи и равномерно распределить вес тела. |
Вторая | Разучивание торможения «плугом» при спуске по пологому склону. | 1. Во время спуска сохраняется принятое положение, как и на равнине (5-7 раз). | Уметь ставить лыжи на ребро и правильно выполнять стойку при спуске. |
Третья | Разучивание торможения «плугом» на выкате после спуска. | 1. После спуска на выкате принять положение «плуга» до полной остановки (4-6 раз). | Уметь достаточно широко разводить пятки лыж и выполнять равномерное давление на обе лыжи. |
ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ ТОРМОЖЕНИЯ УПОРОМ («ПОЛУПЛУГОМ»)
Применяется на косых спусках малой и средней крутизны. Нужно перенести вес тела на верхнюю лыжу, а нижнюю поставить на ребро в положение упора. Носки лыж удерживаются на одном уровне. При необходимости увеличения торможения нижнюю лыжу ставят больше в сторону.
а) при торможении нельзя выводить нижнюю лыжу далеко вперед, создавая перекрещивающиеся лыжи.
б) нельзя выпрямлять ногу с верхней лыжей, на которой происходит скольжение, и, наоборот, нельзя сгибать отведенную в сторону (в упор) ногу с нижней (упоровой) лыжей.
Серия учебных заданий | Действие | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке. | Из основной стойки принять положение упора («полуплуга») (5-7 раз). | Уметь правильно поставить лыжи и распределить вес тела. |
Вторая | Разучивание стойки упора на пологом ровном склоне. | 1. Учащиеся стоят боком к склону. При движении перейти к положению торможения упором, правой и левой ногами (5-7 раз). | Уметь выполнять торможение правой и левой лыжей. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.