Презентация давно стала необходимым инструментом подачи информации. Выступление с презентацией особенно актуально для администратора школы, так как позволяет за короткое время сообщить большой объем информации, демонстрирую при этом сравнительные таблицы, диаграммы, графики. Большой набор инструментов, анимация, дизайн позволяют сделать сообщение администратора красочным, ярким, интересным и запоминающимся.
Определения педагогических технологий
• Модель совместной
• Совокупность приемов,
применяемых в каком-то
деле, мастерстве (толковый
словарь)
• Содержательная техника
реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько)
• Составная процессуальная
часть дидактической
системы (М.Чошанов)
• Системная совокупность и
порядок функционирования
всех личностных,
инструментальных и
методологических средств,
используемых для
достижения педагогических
целей (М.В.Кларин)
педагогической деятельности по
проектированию, организации и
проведению учебного процесса,
обеспечивающего комфортность
условий для учителя и учащихся
(В.М.Монахов)
• Описание процесса достижения
планируемых результатов
обучения (И.П.Волков)
• Система, включающая
некоторое представление
ПРО, средств диагностики
состояния обучаемых и
прогнозтрования их
ближайшего развития,
множество моделей обучения
и критерии выбора
оптимальной модели для
конкретных условий (В.В.
Гузеев)
Как же может быть организовано образовательное
пространство развивающего типа?
При анализе мирового опыта выявлены подходы к
организации образовательного пространства
развивающего типа
...исследовател
ьская
(проблемно-
поисковая)
педагогиче
ские
технологии:
коммуникативн
ая
(дискуссионная
)
имитационног
о
моделирован
ия (игровая)
психологическ
ая
(самоопредел
ен-ческая)
рефлексивная
деятельностн
ая
Исследовательс
кая (проблемно-
поисковая)
Коммуникативн
ая
(дискуссионная
)
Имитационного
моделирования
(игровая)
Психологическа
я
(самоопределен
-ческая)
Деятельностная
Рефлексивная
Т
Е
Х
Н
О
Л
О
Г
И
И
Характерной чертой этой технологии является
реализация педагогом модели "обучение через
открытие".
Особенностью этой технологии является наличие
дискуссий, характеризующихся различными
точками зрения по изучаемым вопросам,
сопоставлением их, поиском за счет обсуждения
истинной точки зрения.
Характерной чертой этой технологии является
моделирование жизненно важных
профессиональных затруднений в
образовательном пространстве и поиск путей их
решения.
Характерной чертой этой технологии является
самоопределение обучаемого к выполнению той
или иной образовательной деятельности.
Характерной чертой этой технологии является
способность ученика проектировать
предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Особенностью этой технологии является
осознание учеником деятельности: того как,
каким способом получен результат, какие при
этом встречались затруднения , как они были
устранены, и что чувствовал ученик при этом.
1.Понятие.
Что
включает
?
2. Модель
организации
учебного
процесса.
Как назвать?
Проблемно – поисковая
(исследовательская)
педагогическая технология
Проблемно – поисковая технология в
обучении включает в себя создание особого
пространства учебной деятельности, в котором
ученик в учебном процессе совершает
субъективное открытие закона, явления,
закономерности; осваивает способ познания и
механизм приобретения новых знаний о
действительности.
Модель организации учебного процесса
называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса
строится на реализации принципа
проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого
содержания в учебном процессе.
3.
Технологическ
ие приемы
организации
учебного
процесса.
Как создать?
4.Результативн
ость
применения в
учебном
процессе.
Как оценить?
а) создать в пространстве деятельности
ученика значимую для него проблемную
ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию
противоречивостью в состоянии
исследуемого объекта и создать условия
для осознания этого противоречия
учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного
(или творческого) типа, вытекающую из
осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью
критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к
деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои
силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту
ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных
изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от
деятельности, мне это интересно, могу
усилием воли концентрировать свое
внимание...")
4.Результативн
ость
применения в
учебном
процессе.
(продолжение)
Как оценить?
5. Признаки
применения
подхода в
учебном
процессе.
Как отличить?
в) переживание учащимися субъективного
открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам
справился с этой проблемой, я? вывел
закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как
личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться
решать эти ситуации, мне будут эти знания
нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода
к решению проблемных ситуаций: анализом
Методы обучения — проблемные:
фактов, выдвижением гипотез для их
а) проблемного изложения;
объяснения, проверкой их правильности и
б) частично-поисковый;
получением результата деятельности.
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства
коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Система Е.Н. Ильина:
• преподавание литературы как
предмета, формирующего человека;
• Нравственное и эмоциональное
воспитание личности, в процессе
которого осуществляется
необходимое обучение;
• Преподавание литературы как
искусства.
Проблемное обучение
(Дж. Дьюи)
• Приобретение ЗУН;
• Усвоение способов
самостоятельной деятельности
• Развитие познавательных и
творческих способностей.
содержит
содержит
ТРИ
ТРИ
главных
главных
компонента:
компонента:
а) потребность
а) потребность
учащегося в новом
учащегося в новом
знании или
знании или
способе действия
способе действия
("хочу узнать...,
("хочу узнать...,
научиться ...")
научиться ...")
б) неизвестное
б) неизвестное
знание, которое
знание, которое
учащийся должен
учащийся должен
усвоить по
усвоить по
проекту
проекту
педагогических
педагогических
целей урока
целей урока
Создается на материале
Создается на материале
в) известные знания
в) известные знания
и сформированные
и сформированные
умения (могу сам,
умения (могу сам,
без педагога),
без педагога),
усвоенные в ходе
усвоенные в ходе
предшествующей
предшествующей
учебы
учебы
из истории
из истории
науки
науки
и
и
промышленно
промышленно
сти
сти
описаний
описаний
экстремальных
экстремальных
ситуаций
ситуаций
профессиональной
профессиональной
деятельности
деятельности
альтернативн
альтернативн
ых методов
ых методов
решения
решения
профессионал
профессионал
ьных задач
ьных задач
Проблемная ситуация
побуждает его искать
новый способ объяснения
или действия.
Ученик не может достичь
цели с помощью
известных ему (из ранее
изученных) способов
действия.
Интеллектуальное
затруднение, которое
возникает у ученика, когда он
не знает, как объяснить какое -
либо явление, факт, процесс
действительности и как
действовать при этом.
Проблемная ситуация
создается проблемным
формулированием вопросов,
задач, заданий поискового
характера.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
включает в себя
включает в себя
положение,
положение,
содержащее
содержащее
противоречие и не
противоречие и не
имеющее однозначного
имеющее однозначного
решения; особое
решения; особое
психологическое
психологическое
состояние познающей
состояние познающей
личности,
личности,
характеризующееся
характеризующееся
возникновением
возникновением
познавательной
познавательной
Коммуникативное
обучение иноязычной
культуре
(Е.И. Пассов)
• Обучение иноязычному общению с
помощью общения;
• Усвоение иноязычной культуры;
• «Погружение» в языковую среду.
Разноуровневое
обучение
(Н.П.Гузик, В.В. Фирсов,
• Обучение каждого на уровне его
И.Н. Закатова)
возможностей и способностей;
• Приспособление (адаптация)
обучения к особенностям
различных групп обучающихся.
Информационно-
коммуникационные
технологии
• Эффективное обучение на основе научно
разработанной программы;
• Обучение, учитывающее
индивидуальные данные ребенка;
• Формирование умений работать с
информацией, развитие
коммуникативных способностей;
общества»;
умений, умений принимать оптимальные
решения.
• Подготовка личности «информационного
• Формирование исследовательских
Коллективный способ
обучения КСО
(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
• Усвоение ЗУН;
• Развитие коммуникативных
качеств личности;
• Включение в учебный процесс
естественной структуры общения
между людьми – диалогических
пар.
дидактических единиц
УДЕ (П.М. Эрдниев)
• Достижение целостности
Укрупнение
математических знаний как главное
условие развития и саморазвития
интеллекта учащихся;
• Создание информационно более
совершенной последовательности
разделов и тем школьных
предметов, обеспечивающее их
единство и целостность.
совершенствования
общеучебных умений в
начальной школе (В.Н.
Зайцев)
классах (120 слов в минуту);
• Достичь оптимального чтения во 2-3-
• Повысить быстроту письма в 3-м классе;
• Повысить орфографическую грамотность в
2 раза (1-7 классы);
• Обучить пересказу (перевод 90%
двоечников на нормативный уровень);
• Совершенствовать вычислительные умения
до уровня 30 цифр в минуту (4, 5 классы);
• Сохранить учебные умения (4, 5 классы) в
период каникул (90%).
Технология мастерских
• Предоставить учащимся
психологические средства,
позволяющие им личностно
саморазвиваться, осознать самих себя и
свое место в мире, понимать других
людей, а также закономерности мира, в
котором они живут, перспективы
«будущего», которые затронут их самих;
• Проделать путь от культуры полезности
к культуре достоинства (человек
самоценен).
Система развивающего
обучения
(Л.В. Занков)
• Высокое общее развитие личности;
• Создание основы для всестороннего
гармонического развития
(гармонизация содержания);
• Раннее интенсифицированное
всестороннее развитие личности;
• Ведущая роль теоретических знаний.
Методика коллективных
творческих дел (И.П.
Иванов)
• Свободные группы, в которых ребенок чувствует
себя раскованно, не чувствует подчинения
учителю;
• Педагогика сотрудничества, сотворчество
ученика и учителя;
• Применение методик коллективной работы:
мозговая атака, организационно-деятельностная
игра, свободная творческая дискуссия;
• Игровые методики;
• Мотивация: стремление личности к творчеству, к
самовыражению, самоутверждению,
самореализации.
Личностно
ориентированное
развивающее обучение
• Развить индивидуальные познавательные
(И.С. Якиманская)
способности каждого ребенка;
• Максимально выявить, инициировать,
использовать, «окультурить»
индивидуальный (субъектный) опыт
ребенка;
• Помочь личности познать себя,
самоопределиться и самореализоваться, а не
формировать заранее заданные свойства.
Теория Решения
Изобретательских Задач
ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер)
• механизмы преобразования проблемы в
образ будущего решения;
• механизмы подавления психологической
инерции, препятствующей поиску решений
(неординарные решения трудно находить
без преодоления наших устойчивых
представлений и стереотипов);
• обширный информационный фонд —
концентрированный опыт решения проблем.
Адаптивная система
обучения
• Обучение приемам самостоятельной
работы, самоконтролю,
взаимоконтролю, приемам
исследовательской деятельности,
умению самостоятельно добывать
знания;
• Учащиеся работают в трех режимах:
совместно с педагогом, с педагогом
индивидуально, самостоятельно.
Технология полного
усвоения знаний
• Уровень знаний единый, а время,
методы, формы и условия труда
для каждого ученика различны
(спортивные секции, группы
театрального, хореографического
коллективов).
Технология
ученика своя партия.
разноуровневого обучения
• Для ученика отводится
определенное время, которое
соответствует его личным
возможностям и способностям для
усвоения учебной программы;
• Педагог-дирижер, а у каждого
Технология модульного
обучения
• Самостоятельное достижение цели
учебно-познавательной деятельности в
процессе работы с модулем;
• Модуль – это функциональный узел, в
качестве которого выступает программа
обучения, индивидуализированная по
выполняемой деятельности;
• Содержание обучения представляется в
законченных блоках;
• Максимум самостоятельной работы.
Технология
исследовательского
обучения
• Деятельность педагога заключается
в подборе заданий, управлении
деятельностью обучающихся.
• Деятельность обучающихся —
самостоятельный поиск новых
знаний.
• Достоинства: развитие мышления,
творческих способностей,
коммуникативных навыков (при
групповой работе).
Проектные методы
• Совокупность исследовательских,
обучения
поисковых (эвристических),
проблемных методов (в период
выполнения проектов), творческих по
самой своей сути в сочетании с
использованием традиционных
информационно-рецептивных и
репродуктивных методов обучения (в
период обучения технологии
выполнения проекта).
Технология «дебаты»
• Развитие речи при подготовке выступления;
• Развитие умения выделять проблему и
• развитие умения сравнивать, анализировать
• Развитие умения доказывать и опровергать
• Развитие двигательных систем: умение
предлагать пути ее решения;
и синтезировать полученные данные;
различные теории и тезисы при выступлении ;
управлять своими двигательными действиями
при выступлении перед аудиторией;
• развитие умения дискутировать,
придерживаясь ровного эмоционального
тона, развитие умения создавать
положительный эмоциональный настрой при
выступлении перед аудиторией.
Лекционно-семинарско-
зачетная система
• Зачет - форма проверки знаний и
• Лекция – форма устного изложения и
• Семинар – короткий учебный курс или
обучения
объяснения какого-либо вопроса или темы
(академические, публичные);
конференция специалистов, посвященные
какому-то одному вопросу или проблеме,
при обсуждении которых широко
используются активные методы поиска
оптимального решения в данной области
теории и практики;
навыков, полученных на семинарских и
практических занятиях.
Технология развития
• Фазы этой технологии (вызов, осмысление,
"критического мышления"
• Учебный процесс строится на научно-
обоснованных закономерностях взаимодействия
личности и информации;
рефлексия) инструментально обеспечены таким
образом, что преподаватель может быть
максимально гибким и аутентичным каждой
учебной ситуации в каждый момент времени:
визуальные формы и стратегии работы с
текстом, организация дискуссий, процесс
реализации проектов;
проводить на основе принципов сотрудничества,
совместного планирования и осмысленности.
• Стратегии технологии позволяют все обучение
Здоровьесберегающие
технологии
• Условия обучения ребенка в школе (отсутствие
стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
• Рациональная организация учебного
процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными
особенностями и
гигиеническими требованиями);
• Соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• Необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный
режим.
Система инновационной
оценки «портфолио»
• Способ фиксирования, накопления и оценки
(включая самооценку) индивидуальных
достижений обучающегося в определенный
период обучения;
• Коллекция работ и результатов учащегося,
демонстрирующая усилия, прогресс и
достижения в различных избранных им
областях;
• Систематический и специально
организованный сбор доказательств,
используемых учителем и обучающимися для
мониторинга знаний, навыков и отношений
школьников.
Технология
дистанционного обучения
• Интеграция информационных и педагогических
технологий, обеспечивающих интерактивность
взаимодействия субъектов образования и
продуктивность учебного процесса;
• Обучение происходит синхронно в реальном
времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных
учеников и педагога, «виртуальные доски» с
графикой и т. п.), а также асинхронно
(телеконференции на основе электронной
почты);
телекоммуникативный характер образования -
основные черты дистанционного обучения этого
типа, а его цель - творческое самовыражение
удаленного ученика.
• Личностный, креативный и
Синквейн – прием технологии
развития критического мышления на
стадии рефлексии
• 1 строчка – одно слово (существительное) -
название;
описание темы;
• 2 строчка – два слова (прилагательные) -
• 3 строчка – три слова (глаголы) - действия,
относящиеся к теме;
• 4 строчка – четыре слова – фраза, которая
показывает отношение автора к теме в 1
строчке;
• 5 строчка – одно слово (существительное) –
ассоциация, синоним, который повторяет
суть темы в 1 строчке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.