Презентация " Методы , приемы , технологии и особенности работы с одаренными детьми " . Практические методы работы с одаренными детьми . Технологии , формы работы с одаренными детьми . Проблемы взаимодействия с одаренными детьми . Особенности одаренных детей .
Методы, приемы, технологии
и особенности работы с
одаренными детьми.
Педагог: Н.А.Гостева
30.05.2019.
Практические методы
работы с одаренными детьми
Прием «Особое задание».
Данный прием заключается
в следующем: одаренные
дети получают от педагога
особо сложное задание. Как
правило, это
тренировочные и
творческие задания
повышенной сложности.
Практические методы
работы с одаренными детьми
Прием «Энциклопедист».
Заключается в
самостоятельном поиске
обучающимися
дополнительного материала, с
помощью которого можно
решить усложненные задачи. А
также такой информации, при
помощи которой можно
провести дополнительные
занятия.
Практические методы
работы с одаренными детьми
Прием «Три уровня домашнего
задания». Ребенок получает
одновременно задание двух или
трех уровней. Первый уровень –
задание, так называемый
обязательный минимум. Второй
уровень – тренировочное задание,
которое могут выполнить учащиеся,
которые стремятся хорошо знать
предмет и осваивают программу
без трудностей. Третий уровень –
творческое задание. Дети
выполняют его по желанию. В
Практические методы
работы с одаренными детьми
межпредметное сравнение;
диалоговое общение;
моделирование;
рецензирование;
ученик в роли учителя.
Технологии, используемые в
работе с одаренными детьми
Технология проблемного
обучения. Деятельность
одаренного ребенка может
быть наиболее эффективно
организована в процессе
выполнения заданий
проблемного характера.
Ребенок обнаруживает пробел
в знаниях и пытается решить
проблему, обращаясь к
дополнительным источникам
информации.
Технологии, используемые в
работе с одаренными детьми
Технология проектного
обучения. Самостоятельная
поисковая деятельность
обучающихся помогает им
творчески усваивать знания. В
ходе проектирования ребенок
реализует свой
познавательный интерес и в
конце получает некий
реальный продукт – проект.
Технологии, используемые в
работе с одаренными детьми
Здоровьесберегающие
технологии направлены на
сохранение и приумножение
физического, психического,
нравственного и духовного
здоровья. Создание безопасного
пространства, обеспечение
двигательной активности,
рациональная организация
учебного процесса в соответствие с
возрастными и индивидуальными
особенностями обеспечивают
ребенку условия для развития
Технологии, используемые в
работе с одаренными детьми
Игровые технологии
способствуют ускорению процесса
адаптации, межличностному
взаимодействию, выявлению
лидеров и аутсайдеров.
В ходе обучения одаренные дети
нуждаются в наличии
разнообразных источников
информации, которые можно
использовать для получения новых
знаний. Это компьютерные
технологии.
Технологии, используемые в
работе с одаренными детьми
Важно помнить, что процесс обучения
одаренных детей не возможен без
применения различных источников
информации, в том числе компьютерных
сетей. Компьютеризированные средства
обучения помогают удовлетворить
потребность детей в быстром получении
значительных объемов информации и
обратной связи о собственной
деятельности. Пользу могут принести и
такие средства, которые способны
обеспечить богатый зрительный ряд,
например, видео средства.
Формы работы с одаренными
детьми
Индивидуальное обучение (работа по
индивидуальному плану) или обучение в малых
группах по программам творческого развития в
определенной области.
Работа по исследовательским и творческим проектам в
режиме наставничества.
Очно-заочные школы.
Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы,
творческие лаборатории.
Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Детские научно-практические конференции и
семинары.
Сотрудничество со школами, учреждениями
дополнительного образования, ВУЗами.
одаренными детьми
Проблемы взаимодействия с
Любой из педагогов согласится с
тем, что одаренные дети на
протяжении всего своего детства
сильно отличаются от своих
сверстников. Многие из их
характерных черт могут легко
привести к возникновению
сложностей взаимодействия. Как
правило, те самые качества,
которые позволяют говорить об
одаренности ребенка, сами по себе
и являются источником внутренних
и межличностных проблем.
одаренными детьми
Проблемы взаимодействия с
Одаренные дети обладают большим
запасом знаний, поскольку у них
хорошо развита долговременная
память. И это может привести к
тому, что таким детям скучно на
уроках, занятиях.
Одаренные дети, обладая высоким
темпом мыслительной
деятельности, довольно быстро
разочаровываются в тех, кто
мыслит медленнее.
одаренными детьми
Проблемы взаимодействия с
Одаренный ребенок стремится
настолько глубоко проникнуть
в проблему, что не терпит
никаких ограничений по
срокам ее изучения. Поэтому
такой ребенок на уроке либо
старается за всех
одноклассников, либо вообще
не приступает к работе,
поскольку ему недостаточно
объема времени для
удовлетворения своего
Проблемы взаимодействия
с одаренными детьми
Одаренный ребенок очень
проницателен, поэтому сильно
тяготится низким уровнем
школьных работ, за что может
получить прозвище «ботаник».
Высокая концентрация внимания на
интересной деятельности может
вызвать слишком бурную реакцию
одаренного ребенка, когда
возникают преграды или его кто-то
пытается отвлечь.
Проблемы взаимодействия с
одаренными детьми
Поскольку одаренный ребенок
очень любопытен, он может
браться за множество дел
одновременно и в итоге не
доводить их до конца.
Настойчивость и
целеустремленность одаренного
ребенка со стороны выглядит как
упрямство.
Яркая креативность одаренного
ребенка может привести к
формированию девиантного
поведения, нигилизма и
Проблемы взаимодействия с
одаренными детьми
Нестабильная самооценка, часто
заниженная, делает одаренного
ребенка робким и застенчивым.
Слишком ранее развитие
абстрактного мышления и
моральная сензитивность приводят
к тому, что одаренные дети
задумываются над глубокими
философскими и этическими
проблемами. Они могут рассуждать
о смысле жизни, о вопросах веры и
смерти и т.д.
Особенности одаренных детей
Такие дети хотят добиваться
успехов в учебе и приобретать
знания, при этом учебную
деятельность не воспринимают как
насилие над собой;
способны действовать
самостоятельно в ряде учебных
ситуаций;
критически оценивают
окружающую действительность,
стремятся проникнуть в суть
вещей;
Особенности одаренных детей
достаточно рано интересуются
философскими проблемами,
касающимися вопросов смысла
жизни, религии и смерти;
не удовлетворяются
поверхностными объяснениями;
способны полностью погрузиться в
проблему;
применяют имеющийся у них опыт в
нестандартных и экстремальных
ситуациях;
Особенности одаренных детей
особенно интересуются поисковыми
и исследовательскими ситуациями;
лучше остальных детей способны
раскрывать суть явлений;
особо остро переживают
нарушения справедливости в сфере
отношений между людьми.
Педагог должен:
педагог должен быть чутким и
доброжелательным;
иметь высокий уровень
интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов;
иметь активную жизненную
позицию;
обладать хорошим чувством юмора;
быть гибким, готовым пересмотреть
собственные взгляды в случае
необходимости.
Три типа педагогов
Педагог, который настолько
увлечен своим предметом, что
способствует возникновению
интереса к нему у ребенка;
Педагог, который
отрабатывает с ребенком
технику исполнения заданий,
решения проблем, навыки
работы с информацией;
Педагог, способный вывести
ребенка на
высокопрофессиональный
Литература для педагога
Бабаева Ю.Д. Психология
одаренности детей и подростков /
Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.:
Академия, 1996. – 408 с.
Богоявленская Д.Б. Одаренность и
проблемы ее идентификации / Д.Б.
Богоявленская, М.Е.
Богоявленская // Психологическая
наука и образование. – 2000. – №4. –
С. 5-13.
Литература для педагога
Доровский А.И. Сто советов по
развитию одаренности детей.
Родителям, воспитателям, учителям
/ А.И. Доровский. – М.: Рос. пед.
агентство, 1997. – 309 с.
Гиппиус С.В. Тренинг развития
креативности. Психогимнастика
чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь,
2001. – 346 с.
Литература для педагога
Лейтес Н.С. Возрастная
одаренность и индивидуальные
различия: избр. тр. / Н.С. Лейтес. –
М.: Изд-во Моск. психол. –соц.
института; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2003. – 464 с.
Малахова И.А. Развитие личности.
Способность к творчеству,
одаренность, талант / И.А.
Малахова. – Минск: Белорусская
наука, 2002. – 158 с.
Литература для педагога
Маркелов Е.В. Организация школы
для особо одаренных детей и
подростков / Е.В. Маркелов, В.С.
Юркевич // Психологическая наука и
образование. – 2004. - №2. – С. 92-
96.
Матюшкин А.М. Концепция
творческой одаренности / А.М.
Матюшкин // Вопросы психологии. –
1989. - №6. – С. 29-33.
Литература для педагога
Ничишина Т.В. Основы социально-
педагогической работы с
одаренными детьми / Т.В.
Ничишина. – Брест: Изд-во БрГУ,
2006. – 109 с.
Одаренность и возраст. Развитие
творческого потенциала одаренных
детей: учеб. пособие / под ред. А. М.
Матюшкина. – М.: Изд-во Моск.
психол. –соц. института; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
Литература для педагога
Одаренные дети / под ред. Г.В.
Бурменской, В.М. Слуцкого. –
М.: Прогресс, 1991. – 381 с.
Пекелис В. Твои возможности,
человек! / В. Пекелис. – изд. 5-
е, перераб. и доп. – М.: Знание,
1986. – 272 с.