Презентация "Модель урока в технологии развития критического мышления" теоретический аспект

  • Педсоветы
  • pptx
  • 19.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С точки зрения традиционного урока, этапы урока развития критического мышления не представляют исключительной новизны: «вызов» – введение в проблему или актуализация имеющихся знаний; «осмысление» – изучение нового материала; «рефлексия» – закрепление материала, проверка усвоения знаний. Элемент новизны – это методические приемы учебной работы.Презентация "Модель урока в технологии развития критического мышления" теоретический аспект
Иконка файла материала РМО.pptx
Муниципальное бюджетное образовательное «Северо-Енисейская средняя школа № 2» учреждение Модель урока в технологии развития критического мышления теоретический аспект Ионова Андрианна Орестовна учитель истории и обществознания высшая квалификационная категория Северо-Енисейский, 2017
в технологии развития критического Базовая модель состоит из 3 мышления Модель урока фаз: Базовая модель состоит из 3 фаз:
С точки зрения традиционного урока работы. этапы урока не представляют исключительной новизны: «вызов» – введение в проблему или актуализация имеющихся знаний; «осмысление» – изучение нового материала; «рефлексия» – закрепление материала, проверка усвоения знаний.Элемент новизны – это методические приёмы учебной
СТАДИЯ ВЫЗОВА ПОЗВОЛЯЕТ:  актуализировать и обобщить знания по теме;  вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;  мотивировать к учебной деятельности;  побудить к активной работе не только дома, но и на уроке.
Вызов:  познавательная задача,  полемичные слова (цитата),  обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера («корзины идей» при ответе на вопрос: «Что вы знаете о… ?»),  мозаика понятий,  ассоциативный ряд.
Приёмы и методы:  рассказ-предположение по ключевым словам;  графическая систематизация в кластеры;  верные и неверные утверждения;  перепутанные логические цепочки;  рассматривание иллюстраций;  «мозговой штурм»;  плюс-минус-интересно;  плюс-минус-вопрос;  КРОССЕНС.
Результаты:  актуализированный опыт;  активизированное знание;  сформированный мотив.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:  получить новую информацию,  освоить различные способы работы с ней;  осмыслить информацию;  соотнести новые знания с уже имеющимися.
Приёмы и методы:  чтение текста с маркировкой по методу insert;  ведение различных записей по типу двойных, тройных дневников и бортовых журналов, схем и таблиц;  выделение ключевых слов;  новый кластер;  сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).  КРОССЕНС
Результаты:  систематизированное новое знание;  укрепление связей, заявленных на стадии вызова.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ ПОЗВОЛЯЕТ:  осмыслить и обобщить полученную информацию;  осознать новое знание;  расширить предметное поле;  сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Приёмы и методы:  синквейн;  эссе;  сказка;  телеграмма.
Результаты:  присвоение знания;  сформированное целостное представление о предмете;  поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ Трехчастный дневник РАБОТЫ: Двухчастный дневник 2 столбика: цитаты комментарии комментарии вопросы к учителю – «письма к 3 столбика: цитата учителю» Лекция со «стопами»  читается дозировано;  после каждой смысловой части обязательно делается остановка;  во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, или дается какое-то задание (в группах или индивидуально) ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ РАБОТЫ:
Древо знаний Форма работы - индивидуальная. Предварительная работа: подготовка карточек 3-х цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок, развешивание их древе знаний. На каждой карточке вопрос одного из 3-х уровней сложностей. Предлагается «собрать урожай», учитывая, что «красные яблоки уже созрели» - они висят высоко, сорвать их тяжело, поэтому вопросы на них самые трудные; «желтые яблоки»- висят ниже, сорвать легче - вопросы тоже легче; «зеленые яблоки» - висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые. Ответы на вопросы заносят в тетради, а учитель получает хороший материал для диагностики не только в освоении темы, но и уровня самооценки учащихся.
Ключевые (опорные) слова На стадии вызова с ключевыми словами можно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности. На стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя объем изучаемого материала. На стадии рефлексии можно использовать прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».
Что лишнее? Что общее? Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание текста, темы. Учащимся нужно найти лишнее понятие или общее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
Вопрос к тексту Заранее познакомить с различными видами вопросов. Простые вопросы – отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно- следственных связей. Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Дискуссия Проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной неоднозначной. Правила ведения дискуссии: 1) Будьте открытыми и годовыми к обсуждению проблемы. 2) Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим. 3) Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят. 4) Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен». 5) Споря об очевидном, не теряйте время. 6) Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому!
Перекрестная дискуссия Дает возможность работать с текстом на уровне его идеи и проблематики, позволяет избежать учащимся однозначной трактовки событий и явлений. Она позволяет овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Технология включает следующие этапы: 1. Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа. 2. Формулировка аргументов «за» и «против». 3. Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против».
Лови ошибку Заранее подготовлен текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учитель загадывает нечто (предмет, понятие, исторического персонажа и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Да-нетка На эти вопросы учитель отвечает только словами: « да», «нет», «и да, и нет». После игры обязательное краткое обсуждение: Какие вопросы были сильными? Какие - слабыми и почему?
КРОССЕНС Стандартное поле из 9 квадратиков (МОЖНО МЕНЬШЕ), в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завернутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !