Презентация "Молодежь в современном обществе" 10 класс обществознание базовый уровень УМК Боголюбова Л.Н.
Тема: Социальное развитие.
Тема: Социальное развитие.
Тема урока: Социальное
Тема урока: Социальное
развитие и молодежь.
развитие и молодежь.
Обществознание 10 класс
МБОУ СШ № 1
г. Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
План:
План:
1. Социальные процессы в современной
России.
2. Молодежь как социальная группа.
3. Развитие социальных ролей в юношеском
возрасте.
4. Молодежная субкультура.
5. Практикум.
Домашнее задание:
§ 19
*Презентация
« Неформальные молодежные
группы и движения( сатанисты,
готы и т.п)»
1. Социальные процессы в
1. Социальные процессы в
современной России.
современной России.
Задание: стр.207209.
Определите
характеристики
современной России.
Выделите наиболее значимые с вашей точки
зрения.
выпишите
социальных
и
основные
процессов
Характеристика социальных процессов современной
России.
• социальное расслоение на богатых и бедных,
• тяжелое положение групп социального риска,
• падение социального статуса работников интеллекту
ального труда,
• усложнение социальной структуры, появление различ
ных слоев «собственников»,
• нарастание региональной социальной дифферен
циации,
• маргинализация общества,
• большая доля молодежи среди маргиналов: разные
возможности в получении образования и
самореализации, криминализация молодежи, участие
молодежи в тоталитарных сектах, экстремистских
политических организациях.
2. Молодежь как социальная группа.
2. Молодежь как социальная группа.
Молодежь – это социально
демографическая
группа,
выделяемая на основе совокупности
возрастных
характеристик,
особенностей
социального
положения и обусловленных тем и
другим
социальнопсихологических
определяются
свойств,
общественным
культурой,
социализации,
закономерностями
воспитания данного общества.
которые
строем,
молодежи
сопряжена
как
с
Современные возрастные границы молодежи в
широком понимании от 1416 до 2530 лет.
неопределенность
Характеристика
социальной
группы
особыми трудностями:
• определение возрастных границ,
•
статуса,
• социальнопсихологические качества
молодого человека, определенные как
возрастными особенностями, так и
социального
особенностями
положения.
социального
Особенно заметные изменения при переходе из мира
детства в мир юности происходят в возрасте 13 – 19 лет.
этого возраста часто называют
Молодых людей
тинэйджерами.
В этом возрасте происходят важные физиологические
изменения( одно из них – наступление половой зрелости),
которые влекут за собой определенные психологические
сдвиги:
• влечение к противоположному полу,
• усиление агрессивности( зачастую немотивированной),
• склонность к неоправданному
риску,
• неумение оценить степень
опасности,
• подчеркнутое стремление
к независимости и
самостоятельности.
Эти изменения изменяют ход и содержание
социализации.
• склонность к
инноватике и
творчеству
• подчеркнутая
автономия и
независимость,
• непризнание всех и
Всяких авторитетов
Молодежная
субкультура
• склонность к инноватике итворчеству• подчеркнутая автономия и независимость,• непризнание всех и Всяких авторитетовМолодежная субкультура
этот
круг
период
В
заканчивается
формирование
фунда
мента
личности,
достраиваются
её
верхние,
мировоз
зренческие,
этажи.
Осознание
своего «Я»
происходит
как
осмысление своего места в
жизни родителей, друзей,
Одновременно идет поиск нравственных ориентиров,
окружающего социума.
связанных с переоценкой смысла жизни. Вырабатывается
особая социальная символика (одежда, внешний вид, поведе
знакомств), неприятие которой взрослыми
ние,
воспринимается крайне враждебно. Мировоззрение
молодых людей этого возраста характеризуется крайним
максимализмом – «хорошо» и «правильно» только то, что
им нравится.
Высокий уровень
притязаний
Старый стиль
родительства
(сын или дочь для матери
всегда ребенок)
Усиление ориентации
на самостоятельность
Низкий социальный
статус
Новые потенциальные
возможности молодежи
в современном мире
Усиление зависимости
от мнения и поведения
сверстников
Высокий уровеньпритязанийНизкий социальныйстатусСтарый стиль родительства(сын или дочь для материвсегда ребенок)Новые потенциальныевозможности молодежив современном миреУсиление ориентациина самостоятельностьУсиление зависимостиот мнения и поведениясверстников
меняет
тинэйджеров.
в
Социальные
Психофизиологическое повзросление практически
ничего
социальноэкономическом
не
статусы
положении
родителей и юношей попрежнему несовместимы.
Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и
правовую ответственность за детей, участвуют в
общественной
А
тинэйджеры экономически несамостоятельны, они
требуют
выступают
участниками правоотношений. Их ролевой диапазон
крайне ограничен. В связи с этим социологи говорят о
ролевом бесправии – меньшем объеме прав и
обязанностей по сравнению со взрослыми.
производственной жизни.
и
социальной
защиты и
не
Недостаток жизненного опыта вынуждает молодых
людей совершать гораздо больше ошибок, чем это
делают взрослые. Особую проблему составляет
качество этих ошибок:
• преступность,
• употребление наркотиков,
• алкоголизм,
• половая распущенность,
• насилие над личностью.
сразу
Социологи
полагают,
что
знаний
сказывается
Многие подростки бросают школу, в результате чего
нарушается естественный процесс социализации.
Недостаток
на
экономическом положении, подростки и юноши
оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В
развитых странах безработица среди 18летних в 3
раза выше, чем у взрослых.
сексуальная
распущенность,
и
лихачество – не что иное как попытки играть роль
взрослых. Вероятно, что эта же причина побуждает
молодых людей бросать школу. Статус школьника
считается «невзрослым»
злоупотребление
алкоголем
3. Развитие социальных ролей
3. Развитие социальных ролей
в юношеском возрасте.
в юношеском возрасте.
В юношеском возрасте формируются и развиваются
важнейшие социальные роли:
• работника
• студента
• семьянина
• гражданина
от
молодежь
«поколения
Современная
выгодно
отличается
«отцов»
наличием «достижительных мотиваций»,
которые, согласно современной теории
управления, резко повышают ценность
работника, даже при наличии у него такой
же квалификации, что и у остальных.
профессионального роста и
карьеры для молодежи и
Значение быстрого
взрослых(%)
Люди старшего поколения больше ориентированы на удобство
и комфортность работы – хорошие условия
труда и
неутомительность работы для них заметно важнее, чем для
молодежи.
Материалы
неоднократных
педагогических
исследований выпускников российских школ по поводу
того, какие качества должны быть у хорошего
гражданина, показали такой выбор:
• законопослушность – 93%
• трудолюбие – 85%
• хорошее знание истории своей страны – 78%
• патриотизм – 78%
• знание событий, происходящих в стране – 76%
• готовность к службе в армии – 75%
• участие в защите окружающей среды – 75%.
4. Молодежная субкультура.
4. Молодежная субкультура.
Субкультура – это часть общей культуры, системы
ценностей,
традиций, обычаев, присущих большой
социальной группе.
Субкультура отличается от доминирующей языком, взглядами
на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
У современной молодежи отдых и досуг – ведущая форма
жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую
потребность. От удовлетворения досугом теперь зависит
удовлетворенность жизнью в целом.
В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в
культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой
конформизм(соглашательство). Молодежная
субкультура
обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем
поведения. Все больше она становится неформальной
культурой, носителями которой выступают неформальные
подростковые группы.
группы,
потребность
в
молодежные
одиночество,
В конце прошлого века были исследованы
называемые
неформальные
«дворовыми тусовками». Они образованы по месту
жительства: 70% в них составили юноши,
30 % девушки.
«Уйти в неформалы» побудили молодых людей
друзьях,
внутренне
конфликты в школе, дома, недоверие к взрослым,
протест против вранья.
Наиболее распространенными способами проведения
свободного времени являются «тусовка на своей
площадке», посещение компьютерных салонов, игровых
залов, просмотр фильмов ужасов, комедий и эротики.
«Сидят в своем подвале» только 15 % опрошенных.
продленное
как
во
многом
субкультура
носит
Молодежная
суррогатный характер – она полна искусственными
заменителями реальных ценностей:
•
псевдосамостоятельность,
• подражание отношениям взрослых с системой
господства и доминирования сильных личностей,
• призрачное участие в приключениях экранных
героев вместо реализации собственных стремлений.
ученичество
Наконец, бегство или неприятие социальной действительности
вместо её переустройства и совершенствования.
Одним из самых заметных молодежных движений такого рода
стало движение хиппи в Северной Америке и Европе 196070х годов.
Оно никак не было оформлено организационно, но имело много
общего в разных странах: демонстративное отрицание общепринятых
нравственных норм, отказ от несения таких общественных
обязанностей, как служба
в армии, принципиальный
отказ от какой бы то ни
было постоянной работы,
отрицание семьи,
снисходительное отношение
к употреблению наркотиков
и др.
5. Практикум
5. Практикум
Задание: стр. 216217
Проанализировать документ на стр.216, выполнить
задания к документу.