ЮНЕСКО считает, что качество образования можно описывать и улучшать через характеристики:
- учащихся, воспитанников (здоровье, мотивация к обучению, результаты обучения, результаты воспитания);
- процессов (использование технологий активного обучения, здоровьесберегающая деятельность и т.д.);
- содержания (адекватные учебные планы, программы и т.д.);
- систем (эффективное управление, адекватное распределение и использование ресурсов).
С.Е. Шишов, В.А. Кальней
Качество образования – степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ОУ образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач, что является достаточно общим определением этого понятия.
Т.Д. Макарова
Качество образования – это совокупность показателей, определяющих, насколько конечный «продукт» или образовательная услуга соответствуют определенным стандартам или ожиданиям заинтересованных сторон.
В.П. Панасюк
Качество школьного образования – совокупность свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
М.М. Поташник
Качество образования личности – это соотношение цели и результата образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития ребенка.
Т.М. Давыденко
Качество образования – целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющих специфику того или иного предмета.
Н.А. Селезнёва
Качество образования – сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Системная совокупность иерархически организованных, социально значи-мых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы).
Эффективный менеджмент качества образования рассматривается через призму процессного подхода, который базируется на следующих положениях:
- деятельность образовательного учреждения представляется в виде сети взаимодействующих между собой процессов (проектирование основных образовательных программ, разработка педагогических тестовых материалов и т.д.);
- управление деятельностью образовательного учреждения основывается на управлении сетью процессов, которые «формируют» качество конечной продукции.
Эффективность управления качеством образования зависит от учёта факторов, влияющих на качество образования:
- отношение общества к образованию, востребованность интеллекта в обществе, экономике, производстве, культуре и т.п.;
- современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных (учебных) программ, их соответствие государственным и общественным требованиям, продолжению образования, личностному развитию выпускника школы;
- статус учителя в обществе, адекватность оценки его труда;
- уровень партнерства участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, общественности;
- общая профессиональная подготовка учителей;
- организационные и методические нововведения последних лет;
- свобода учителей в выборе технологий и методик, опора на яркие личности;
- мотивация педагогов на качество образования;
- эффективность управления и системы контроля качества образования;
- стимулирующая роль системы педагогического контроля;
- материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса;
- реализация в обучении принципов дифференциации и индивидуализации, поощрение одаренных учащихся, профилизация;
- общая организация учебы в школе (ритмичность, продуманность рас-писания, учет интеллектуальных нагрузок и психофизического состояния обучающихся, социально-медико-педагогические условия и т.п.);
- состояние внеучебной деятельности учащихся.
Задачами мониторинга являются:
непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, факторов, вызывающих их;
предупреждение негативных тенденций;
оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Реализуемые в процессе мониторинга задачи:
1.Неуклонное формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся, местного сообщества.
2. Организация накопления и оформления практических знаний и опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.
3. Проведение семинаров, педагогических и методических советов по проблемам мониторинга.
4. Контроль качества используемых средств сбора информации.
5. Организация в школе целенаправленного процесса по освоению мониторинговых технологий.
Основные функции педагогического мониторинга
в построении образовательного процесса
1. Информационная:
- выявление результативности педагогического процесса;
- получение сведений о состоянии объекта;
- обеспечение обратной связи;
- выявление самого образовательного процесса, его трудностей, искажений;
Требования к собираемой информации:
- полнота;
- конкретность;
- объективность;
- своевременность.
2. Побудительная (мотивационная):
- интерес к воспитанию, обучению;
- побуждение к более глубокому изучению детей;
- самоанализ своего педагогического труда;
- исследовательская установка учителей.
3. Формирующая:
- воздействие на «зону ближайшего развития»;
- выявление сильных и слабых сторон личности ученика;
- индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого ученика;
исключение возможности выпадения учеников из зоны внимания педагога.
4. Коррекционная:
- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых, неожиданных результатов;
- принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.