Данная презентация на тему "Древний китайский календарь" предназначена для 10-11 классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Древний
китайский
календарь
Работу выполнила: Качанова Диана
Преподаватель: Деменин Л. Н.
Зарождение астрономии в Китае.
• Астрономия зародилась почти
одновременно, но независимо в Китае,
Египте, Вавилоне и Индии. Зачатки
астрономических знаний появились
уже за несколько тысяч лет до н. э.
• В одной из старейших китайских
летописей сообщается о легенде,
относящейся к полному солнечному
затмению, которое, согласно
позднейшим вычислениям, произошло
22 октября 2137 г. до н. э.
• В историческом источнике «Шуцзин»
(«Книга истории») говорится, что
китайские жрецы, бывшие в то время и
хранителями астрономических знаний,
умели предсказывать затмения – это
было их обязанностью. За
невыполнение своих обязанностей
астрономы платили жизнью.
Зарождение астрономии в Китае.
•Развитие астрономии в Китае, как и в
других странах, было продиктовано
практическими потребностями человека.
В 1100 г. до н. э. китайские астрономы
использовали гномон для определения
наклонения экватора к эклиптике. Гномон
— это инструмент, представляющий
собой вертикальный стержень на
горизонтальной площадке. По длине тени
в полдень устанавливались дни
солнцестояний и равноденствий, а также
даты смены времен года.
•Примерно за 360 лет до н. э., т. е. почти на
целое столетие раньше, чем в Египте,
китайцы составили первый звездный
каталог. Их летописи содержат записи о
появлении комет, о вспышках новых
звезд, о появлении на Солнце пятен и о
многих других наблюдениях.
Первые китайские календари.
• Однако самым важным достижением древней китайской науки является
создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н.
э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.
• Согласно некоторым источникам китайский календарь был создан в 2697
году до н.э. во времена правления Желтого императора Хуан Ди, то есть
почти через 500 лет после того, как появился календарь Майя. Датой
отсчета считалось первое новолуние во время зимнего солнцестояния,
когда "первый знак небесного цикла совпал со знаком земной
последовательности".
• Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных
свидетельствует о том, что уже в эпоху ШанИнь (XVIII—XII вв. до н. э.)
была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был
разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли
добавочные месяцы.
• Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год
нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных
наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность
лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5
суток, а солнечный год — в 365,25 суток. Па этой основе были созданы
сначала лунные, а впоследствии лунносолнечные и солнечные календари.
Древние китайские календари.
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечный
(сельскохозяйственный) и солнечнолунный. Второй из них исторически
известен в двух вариантах: календарь Ся, отсчитывающий год по весне; а также
календарь Чжуань, отсчитывающий год по осени.
• Лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения
дат традиционных праздников: «Праздник весны» (китайский Новый год),
Праздник середины осени и других, и для определения дат начала тех или
иных видов сельскохозяйственных работ.
Календари разных эпох:
Календарь эпохи Шан
Древнейшие надписи на гадательных костях эпохи Шан (XVI—XI века до н. э.)
описывают год из 12 лунных месяцев, в котором проводились эмпирические вставки
тринадцатого и иногда даже четырнадцатого месяцев чтобы избежать сползания календаря
и сохранить его привязку к временам года и солнцестояниям. Уже тогда
использовался шестидесятилетний цикл для отсчёта лет и дней.
Календари эпохи Чжоу
Календарь династии Цинь
Календари Хань
1)Тайчу 2)Саньтун ли 3)Хань ли 4)Цяньсян ли
Лунносолнечный календарь.
• В лунносолнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых
попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней.
Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10
дней 21 час, семь раз в течение 19летнего периода вставлялся добавочный, 13й
месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12
мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле
(промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования
продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунносолнечном календаре.
Предложен в 433 году до н. э. афинским астрономом Метоном). Месяцы по этому
календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние,
предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится
на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним
равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно
повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.
• Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй,
третий и т. д. Они делились на 10дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались
особыми иероглифами и являлись днями отдыха.
• Описанный календарь, известный под названием «Чжуаньсюй ли», являлся одним из
шести древнейших календарей и широко применялся более чем за два столетия до н. э.
По своей точности он не уступал юлианскому календарю, введенному в Европе
полутора столетиями позже.
Сезонный сельскохозяйственный календарь.
• В период династии Цинь (246 201 г.г до н.э.) был
разработан и начал применяться сезонный
сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год
был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца
на эклиптике.
• Следует иметь в виду, что деление года на сезоны
существовало независимо от деления на месяцы, связанные с
особенностями движения Луны. При помощи такого календаря
крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая
и выполнять другие сельскохозяйственные работы.
• Деление календарного года на климатические сезоны является
одной из особенностей китайского календаря. И в наше время
сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим
календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся
на основании многовековых наблюдений за явлениями
природы.
Дальнейшее развитие календаря.
• Дальнейшее развитие теории
календаря связано с именами Ло
Сяхуна, Дэн Пина, Сыма Цяня,
Чжан Хэна, Цзу Чунчжи, Го
Шоуцзина и многих других.
• В 104 г. до н. э. в Китае была
произведена календарная реформа и
был введен календарь «Тайчу ли»,
прозванный в дальнейшем
«Саньтунским». В создании его
принимали участие выдающиеся
ученые Ло Сяхун, Дэн Пин и Сыма
Цянь. Они установили более точно
продолжительность тропического
года, определили начало каждого из
сельскохозяйственных сезонов и
длительность синодического месяца
Луны.
• Это период фаз Луны, так как вид
Луны зависит от положения Луны
относительно Солнца для
наблюдателя, находящегося на
Земле. Используется при расчете
времени солнечных затмений.
• Средняя продолжительность лунного
месяца была принята равной 29 и
43/81 суток. Это всего на 24 секунды,
отличается от современного
значения. Продолжительность же
года осталась без изменений, т. е.
365,25 суток. Саньтунский календарь
просуществовал почти два столетия,
а затем подвергся некоторым
незначительным исправлениям.
Дальнейшее развитие календаря.
• Развитию календарных систем способствовали
наблюдения выдающегося китайского астронома
Чжан Хэна. Ему принадлежит большой научный
труд «Линьсянь», что значит «Строение
Вселенной». В нем Чжан Хэн не только описал
существовавшие в то время взгляды на
мироздание, но и изложил ряд своих выдающихся
открытий. Так, в книге приводятся данные о
количестве звезд и сообщается, что только в
северном полушарии неба их имеется около
2500. Ученый высказывает мысль об отсутствии
у Луны своего света, а также излагает свои
соображения о шарообразности Земли.
• Чжан Хэн был также крупным изобретателем.
Он создал одну из первых армиллярных сфер —
прибор, с помощью которого можно было
определять экваториальные координаты
небесных светил.
Выдающийся
китайским астроном
Чжан Хен (78—139)
Дальнейшее развитие календаря.
Важные работы по теории календаря выполнил
выдающийся астроном и математик Цзу Чун
чжи. Наблюдая за видимым движением Солнца,
он установил неточность Саньтунского
календаря. Одним из первых в Китае Цзу Чун
чжи определил различие между тропическим
годом, представляющим, как известно,
промежуток между двумя последовательными
прохождениями центра солнечного диска через
точку весеннего равноденствия, и звездным
годом, т. е. периодом полного оборота Земли
вокруг Солнца. Различие объясняется, как об
этом уже говорилось, прецессией, которую
учел Цзу Чунчжи в разработанном им
календаре «Дамин ли», введенном после его
смерти и просуществовавшем около столетия.
Выдающийся астроном
и математик Цзу Чун
чжи (420—500)
Дальнейшее развитие календаря.
• В эпоху Юаньской династии прославился Го
Шоуцзин. В 1281 г. он составил «Шоуши
ли», что значит «Календарь, дающий время».
В нем продолжительность тропического года
определена в 365,2425 средних суток, т. е.
всего на 26 секунд, больше принятой в
настоящее время. Интересно отметить, что
календарь Го Шоуцзина имел такую же
точность, как и григорианский календарь,
введенный в Европе тремя столетиями
позже.
• Го Шоуцзин также был выдающимся
конструктором астрономических
инструментов. Он изобрел тринадцать видов
астрономических приборов, не уступавших
по точности и изяществу выполнения тем,
которые были вновь изобретены и
изготовлены через триста лет после него
датским астрономом Тихо Браге.
Великий китайский
астроном и математик Го
Шоуцзин (1231—1316)
Циклический, или бытовой, календарь.
Описанные выше астрономические календари
применялись большей частью в гражданской жизни. Но
одновременно с ними в Древнем Китае существовала так
называемая «циклическая» календарная система,
нашедшая широкое применение также в Японии, Корее,
Монголии и Тибете. Она отличается от других
календарных систем своим своеобразным построением. В
ней годы объединены в «циклы», каждый из которых
охватывал 60 лет. Каждый год внутри одного полного
цикла получал свое иероглифическое обозначение,
которое не имело особого смыслового характера. Весь
цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих
пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали
следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту),
металл (Цзинь) и вода (Шуй).
Циклический, или бытовой, календарь.
Зна
к
Пе
ри
од
ы
Му
«Небесные ветви»
Цзинь
Хо
(металл)
(земля)
Ту
Шуй
(вода)
(огонь)
(дерево)
Цзя И Бин Дин У Цзи Гэн Синь Жень Гуй
1
10
2
3
7
4
5
6
8
9
Животн
ые
1
I Цзы
II Чоу
51
III Инь
IV Мао
V Чэнь 41
VI Сы
31
VII У
VIII Вэй
IX Шэнь 21
2
52
42
32
13
3
53
43
33
14
4
54
44
25
15
5
55
45
26
16
6
56
37
27
17
7
57
38
28
18
8
49
39
29
19
9
Ху (тигр)
Ту (заяц)
Ш у (мышь)
50 Ню (корова)
40
Лун (дракон)
30 Шэ (змея)
Ма (конь)
20
Ян (овца)
Хоу
Каждая стихия была представлена в двух
состояниях: мужском (нечетные столбцы, т.
е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы,
т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом,
получалось 10 вертикальных столбцов, или
«небесных ветвей», каждый из которых
обозначался одним из следующих
циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У,
Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.
Весь 60летний цикл делился на 12
периодов, которые также имели свои знаки,
представляющие собой «земные ветви».
Около двух тысяч лет назад к знакам
периодов, т. е. к «земным ветвям», были
прибавлены еще названия животных. Так, к
периоду с циклическим знаком «Цзы» было
прикреплено название «мышь» (Шу), к
периоду со знаком «Чоу» — название
«корова» (Ню), к периоду «Инь» — «тигр»
(Ху) и т. д. Позже названия периодов стали
обозначать только знаками
соответствующих животных.
З
е
м
н
ы
е
(обезьяна)
10 Цзи (курица)
Гоу (собака)
60 Чжу (свинья)
Х Ю
11
XI Сюй
XII Хай
22
12
23
34
24
35
46
36
47
58
48
59
в
е
т
в
и
60летний китайский циклический календарь
Циклический, или бытовой, календарь.
• Древний китайский зодиак — один из основных элементов циклического
календаря. В нем иероглифические знаки 12 животных служили для
обозначения «земных ветвей» 60летнего календарного цикла, а также для
обозначения месяцев. Впоследствии эти знаки применялись также для
определения времени суток.
• Таким образом, десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный
цикл «земных ветвей» были объединены в общую таблицу, составившую 60
летний китайский календарный цикл. Годы в нем обозначаются следующим
образом. Первый год цикла находится в первом периоде и обозначается
циклическим знаком земной ветви «Цзы». Это — год мыши. Таким же
образом получается, что второй год — год коровы, третий — тигра, десятый
— курицы и т. д. Однако под знаком мыши, кроме первого года, находятся
еще и другие года. Поэтому для большей определенности датировок стали
обозначать годы цикла обоими циклическими знаками — как небесной
ветвью, так и земной. Тогда первый год цикла, расположенный на
пересечении небесной ветви «Цзя» и земной ветви «Цзы» будет обозначаться
знаками «ЦзяЦзы» и называться годом «дерева и мыши», 2й год будет
обозначаться знаками «ИЧоу» и называться годом «дерева и коровы», 3й —
знаками «БинИнь» и называться годом «огня и тигра» и т.д.