Презентация на тему: ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Средние века – эпоха интересная и крайне увлекательная . Она охватывает 12 веков – более тысячи лет. И философия средневековья играет не последнюю роль в формировании мировоззрения средневекового человека. Средневековая философия не просто тесно связана с античной, она является ее непосредственным продолжением на протяжении многих веков. Беря за основу философскую мысль античного мира, она долгое время заимствовала многое из трудов древних мыслителей.
Иконка файла материала философия Фомы Аквинского.pptx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО. ЗНАЧЕНИЕ  СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.                                                                       Выполнила: Егорихина Екатерина Евгеньевна                   Группа: ДО­15                                                                        Преподаватель: Янушене Наталья Викторовна
Средние века – эпоха интересная и крайне  увлекательная . Она охватывает 12 веков – более  тысячи лет.  И философия средневековья играет не  последнюю роль в формировании мировоззрения  средневекового человека. Средневековая философия не просто тесно  связана с античной, она является ее  непосредственным продолжением на протяжении  многих веков. Беря за основу философскую  мысль античного мира, она долгое время  заимствовала многое из трудов древних  мыслителей.
В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных  этапа – патристику и схоластику .  Патристика – это период деятельности  «отцов Церкви», заложивших основы  христианского богословия и догматики.  Схоластика – это период философии,  стремящийся дать рациональное  теоретическое обоснование религиозному  мировоззрению путём применения  логических методов и доказательств. Для  этого этапа характерно обращение к  Библии как к основному источнику  знания.
Аквинский Фома (1225 – 1274)  Теолог  Основатель томизма  Был самым крупным  схоластом, гением метафизики  и восхитительным по  масштабу умом. Его  логическая система поражает  прозрачной ясностью и  органичностью связей.
Гармония веры и разума  Фома Аквинский признаёт правомерность не  только теологии, но и науки, и логики. Он  предлагает новое решение « Концепции двух  истин» (истины веры и истины разума).  По методу познания истины наука и теология  отличаются друг от друга. Наука опирается на  опыт и разум, теология – на откровение и  Священное писание.  Предмет же познания у них общий – мир  сотворённый Богом. Они идут в познании мира  – каждый своим путём, и должны дополнять  друг друга.
 Положения христианского вероучения по  возможности должны подкрепляться  рационально­логическим обоснованием.  Некоторые учения поддаются такому  обоснованию (существование Бога,  бессмертие души), а некоторые   ( возникновение мира из «нечего»,  воскрешение из мёртвых). Но это не означает,  что последние неразумны, наоборот, они  сверх разумны, так как не под силу уму  человеческому , но очевидны для ума  Божественного.  Фома пытается сгладить противоречие между  верой и разумом.
Пять доказательств бытия Бога Для того, чтобы убедить сомневающихся в вере, нужно  прибегнуть к философии, которая выполняет служебную  роль, в частности, она может помочь доказать  существование Бога, которое неочевидно. Поэтому  человек должен для своего спасения постигнуть путем,  который для него более доходчив. Методы естественного  постижения истины могут быть двояки.  Фома Аквинский  демонстрирует,  пять доказательств бытия Бога.  Первое доказательство состоит в том, что дается в опыте  каждому человеку — в движении. Одно сообщает  движение другому, другое третьему и т.д. Но  невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности.  Необходимо помыслить некий перводвигатель, который  сам не движим ничем. Это и есть Бог.
Второй путь, также основанный на чувственных данных,  обращается к производящим причинам, которые имеют  свои следствия. Цепь причин и следствий также не может  уходить в бесконечность, поэтому «есть первая  производящая причина, которую все называют Богом».  Третье доказательство исходит из понятий возможности  и необходимости. Мир полон случайностей и  бесчисленных возможностей, но за ними стоит некая  абсолютная необходимость, то есть Бог. Четвертое доказательство касается степеней  совершенства, истинности и благородства разных вещей.  Чтобы определить эту степень, необходимо иметь некую  сущность, которая будет предельной степенью всех благ и  совершенств. И это Бог.
     Пятое доказательство исходит из «распорядка  природы». Все вещи в природе, лишенные разума, все­ таки устроены целесообразно. Отсюда следует, что их  деятельность направляет «некто одаренный разумом и  пониманием». Следовательно, есть разумное существо,  которое предусматривает цели для всего, что  происходит в природе. Это разумное существо — Бог.       Это метафизическое восприятие, прекрасно  сочеталось с христианским мировоззрением,  считающим Бога началом и концом всего.       Фома Аквинский , так сказать, поставил веру на  научную основу. Верующим, и, прежде всего, своим  коллегам, он доказывал необходимость использования  научных аргументов в обосновании учениям веры. А  ученым показывал, что их научные открытия  необъяснимы без искренней веры во Всевышнего.
О человеке и свободе  Фома считает, что человек является единством тела  и души. Тело творится Богом для каждой общей  души. А потому тело не является рабством души,  напротив, их соединение – благополучны .      Тело – основа для её (души) индивидуальности и  бессмертия.  Он признаёт свободную волю человека, которая дана  ему Творцом. Благодаря этой свободной воле  человек:        ­ несёт ответственность за свои поступки;        ­ делает выбор между добром и злом, моральными и  аморальными  поступками.
Значение средневековой философии  Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив  особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание, а  также подготовила правила практического поведения христианина в  мире, « измени не внешний мир, а самого себя, свою душу» ­ таково  требование представленного к человеку.  В творчестве ряда мыслителей, философия обрела более тесную связь с  естественными науками: астрономией, физикой, математикой,  медициной.  Пробудило интерес к уяснений исторического процесса, выдвинуло  идею в истории и идею противоречий, двойственной сущности  человека (тело и душа), идею оптимизма (вера в победу добра над  злом и воскрешение).  Способствовала  разделению идеализма на объективное и субъективное.
Список литературы      1. Алексеев П.В., Панин А.В. Фидлософия: учеб.­4­е изд.,  перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2007.­592 с. 2. История философии: учебник для высших учебных  заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3­е  изд.­ Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 736 с. 3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. ­ 2­е изд. М.:  Гардарики, 2002. – 736 с. 4. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция:  А.Л. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.:  Сов. Энциклопедия, 1983.­ 840 с. 5. Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия