презентация на тему "формирование орфографической зоркости у младших школьников"

  • Научные работы
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 06.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная Методическая разработка доступна как к выступлению на педагогических советах так и метод объединениях. Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках у детей младшего школьного возраста. Надеюсь, что данный материал будет полезен учителям как со стажем так и начинающим молодым специалистам.
Иконка файла материала орфографическая зоркость.ppt
Тема работы по  самообразованию: «Развитие  орфографической зоркости   у младших школьников.» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ №14  Лаптева Татьяна Александровна
Цели:
Задачи: • 1. Развитие оперативной памяти; • 2. Расширение словарного запаса; • 3. Развитие орфографической  зоркости; • 4. Развитие речи, внимания, мышления; •1. Развитие оперативной памяти;•2. Расширение словарного запаса;•3. Развитие орфографической зоркости;•4. Развитие речи, внимания, мышления;
Вечная проблема орфографической  зоркости Замочик? Замочек?
Орфографическая зоркость   это  способность,  умение  быстро  обнаруживать  в  тексте,  в  словах  и  их  сочетаниях  орфограммы,  а  также  определять  их  типы.
Орфографическая зоркость  формируется • в  процессе  языкового  анализа  и   синтеза, • выделения звуков  и  букв, морфем    при  чтении,  при письме  диктантов,   просто  списывании.
Причины падения  орфографической зоркости учащихся Снижение читательского интереса. Понижение уровня познавательного интереса  низкая концентрация внимания; ограниченный словарный запас; низкая продуктивность мыслительной  деятельности (анализ, синтез,  абстрагирование, сравнение, сопоставление,  классификация) особенности памяти ­ "медленное  запоминание, быстрое забывание." .
Упражнения, способствующие  формированию орфографического  навыка списывани е Орфографическ ие минутки Конструирован ие  предложений Восстановление  деформированн ых текстов Диктанты ­ словарные ­ сплошные ­ выборочные­ предупредительн ые ­ объяснительные ­ творческие ­ «Проверяю  себя» Комменти руемое  письмо
.  При комментировании, или орфографическом  разборе,  ученик должен прежде всего найти орфограмму, поэтому комментированное  письмо  развивает орфографическую зоркость  учащихся.  Комментированное письмо развивает  мышление,  память, внимание, речь учащихся; они  приучаются  говорить четко, лаконично, обоснованно;  у детей формируется хорошая дикция
Алгоритм правильного и  самостоятельного списывания  текста Прочитай предложение.  Назови в предложении все орфограммы.  Повтори еще раз предложение,  орфографически проговаривая все звуки. Внимательно прочитай предложение. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по  слогам и подчеркивая орфограммы. Сверь написанное с текстом. Особое внимание  обрати на орфограммы.
Словарная работа  написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета   составление ребусов
Правила в стихотворной форме Мягкий знак и твердый знак • Было “сели”, • Стало “съели”, Догадаться вы сумели, • Почему случилось так? • Кто виновник? • – Твердый знак. • Твердый знак нам нужен  тоже • Без него писать не сможем: Съезд, съедобный,  объявление, • И подъезд, и объяснение.   ЧК­­­­ЧН • Козочка, горочка,  • 33 пригорочка • Ой! ЧК, ЧК, ЧК! • Кочка, почка, звездочка • Речка, ночка, строчка, • Точка, кочка, дочка, • Строчный, булочный,  ночной, • Точный, шуточный, речной. • Знаем мы наверняка, • Где ЧН, а где ЧК!
ЖИ­ШИ, ЧА­ЩА, ЧУ­ЩУ • В сочетаниях жи­ши • Букву И всегда пиши. • В сочетаниях ча­ща • Пишем только букву  А. • В сочетаниях чу­щу • Пишем только букву У
Орфограммы в загадках Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи , А зовут их лыжи                               Ночь .Но если захочу                       Щелкну раз и день включу.                                                                                                                                   (выключатель)
ИГРЫ: 1. «Кто больше напишет слов» например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный; Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность. 06.12.18 15
2. Игра «Наоборотки». 3. Диктант – игра «Запоминайка» одлодлодл •Чуткий – нечуткий •Внимательный – невнимательный. 4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» • обЕжать - обИжать •примЕрять – примИрять •полАскать – полОскать •посЕдел- посИдел 06.12.18 16
5.Игра « Как назвать одним словом?» 6.Расшифруйте слова. а)замените одним словом: 2,6,18,7,9,1 (береза) 12,13,7,15 ( клен) 16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень) б) расшифруйте слова: 18,16,9,1 (роза) 1,19,20,18,1 (астра) 20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан) 4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы 06.12.18 17
7. Запишите слова с безударной гласной Я: • Монета в пять копеек (пятак), ( пять) • Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина) • Школьная отметка (пятерка) • Детская игра (пятнашки), ( пятна) 06.12.18 18
Список литературы Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.  Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.  Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.  Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках  русского языка.. –2001. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.  Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия  развития”,