Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
25.02.2018
В презентации раскрывается актуальность вопроса формирования пространственно-временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрен вопрос диагностики сформированности пространственно-временных представлений у детей дошкольного и младшешкольного возраста. А так же предлагается подборка коррекционный-развивающих игр направленных на формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ.
пространственно-временные представления.pptx
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
МАДОУ «Детский сад № 2 «Улыбка»
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Пестово
2018 г.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Косинова Лидия
Сергеевна
педагогпсихолог
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность;
2. Диагностика сформированности уровня
пространственновременных
представлений у обучающихся с ОВЗ;
3. Коррекционно – развивающие игры и
на
пространственно
упражнения,
формирование
временных представлений;
направленные
4. Выводы.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) –
это дети, имеющие недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких
нарушений лежит характер особых образовательных
потребностей детей с нарушениями в развитии и
степень нарушения.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна
из важнейших задач государственной политики не только в
области образования, но и в области демографического и
социальноэкономического развития Российской Федерации.
Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки
наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к
обучению
психологической
поддержке и помощи.
воспитанники
нуждаются
в
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Всем известно, что базовыми составляющими развития
являются следующие:
произвольность психической активности,
пространственные и пространственновременные
представления,
базовая аффективная регуляция
В работах А.В. Семенович и других исследователей делается
правомерный вывод о том, что пространственно
временные представления лежат в основе не только
формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни
ребенка.
Как показывают исследования Семаго Н.Я., Семаго М.М.
недостаточность сформированности пространственных и
квазипространственных представлений у ребенка напрямую
влияет на уровень его актуального интеллектуального
развития.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Формирование
пространственных
представлений является важной
предпосылкой для социальной
адаптации ребенка и
его
дальнейшего
обучения
в
школе.
Недостаточно
сформированные
ребенка
пространственные
представления и ориентировки в
пространстве напрямую влияют
его
на
интеллектуального развития.
Их
к
концу дошкольного возраста
является одной из причин,
вызывающих затруднения при
овладении детьми школьными
навыками
несформированность
у
уровень
занимались
Исследованием
пространственных
представлений
многие
ученые и специалисты в областях
психологии,
нейропсихологии,
психиатрии и дефектологии, такие
как Г.Экаен, М.С. Лебединский, А.Р.
Лурия, Ж. Пиаже, Ф.Н. Шемякин, А.
В. Семенович, О.В. Бурачевская. Н.
Я. Семаго, М. М. Семаго,, С. Л.
Рубинштейн и др.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Несформированность пространственных
представлений проявляется:
при
измерении,
при обучении математике – в ошибочном
написании цифр, перестановке разрядных
единиц при записи многозначных чисел, в
трудностях усвоения числового ряда и
взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных
ошибках
неумении
расположить симметрично записи примеров
в тетради
при обучении рисованию – в неумении
расположить рисунок в пространстве листа,
трудностях
в
рисунке; при выполнении двигательных
упражнений
выбора
-;
направления движения при перестроении под
-.
команду (правая – левая ориентировка, верх
низ, трудностях переключения с одного
направления движения на другое
пропорциями
трудностях
овладения
–
в
письме
при обучении письму – в
зеркальном
букв,
смешении верхних и нижних
элементов букв, в трудностях
построении фразы, подборе
слов при высказывании
строчек,
при обучении чтению – в
сужении объёма различимого
пространства
что
одной из причин
является
замедленного
к
беглому чтению, в ошибках при
различении сходных по форме
букв, трудностях понимания
логикограмматических
конструкций
перехода
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
заключается в возможности оказания психолого
педагогической помощи детям с ОВЗ в формировании
пространственновременных представлений, и как
следствие высших психических функций, актуального
интеллектуального развития и является важной
предпосылкой для социальной адаптации ребенка
и его дальнейшего обучения в школе.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
2. ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ
УРОВНЯ
ПРОСТРАНСТВЕННО
ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Специалист сопровождающий ребенка должен выявить тот уровень, на
котором произошел «сбой» в развитии ребенка, и определить «исходную
точку» и объем работы с базовыми составляющими для их дальнейшего
гармоничного
Это дает возможность реально «опредетить» «зону ближайшего развития» и
«привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими
процессами», в соответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же
позволяет использовать так называемый принцип замещающего развития
для построения адекватной программы работы с ребенком.
формирования
и
развития.
Н.Я.Семаго и Н.Н.Семаго выделили 4 основных уровня овладения
ребенком пространственными представлениями на протяжении всего его
развития (все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной
степени пересекаются между собой по времени):
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В структуре пространственных представлений можно выделить
четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь,
состоит из нескольких подуровней.
В основе выделения уровней в структуре пространственных
представлений лежит последовательность овладения ребенком
пространственными представлениями.
Безусловно, все эти уровни (и, соответственно, их подуровни) в
процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются
между собой во времени.
Ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и
развертывание во времени пространственных представлений вне
развития произвольности психической активности и эмоционально
аффективной сферы.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
1–Й У Р О В Е Н Ь.
ОВЛАДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ
СОБСТВЕННОГО ТЕЛА
сформированности
о
ребенка
взаимоотношениях
(Анализ
представлений
пространственных
«частей» собственного тела):
Подуровнями являются:
ощущения, идущие от
проприоцептивных рецепторов (темное
мышечное чувство по Сеченову):
напряжение – расслабление;
ощущения, идущие от внутреннего
«мира» тела (например, голода, сытости);
ощущения от взаимодействия тела с
внешним от него пространством (границ
собственного тела): сырости – сухости,
тактильные ощущения.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
2–Й У Р О В Е Н Ь . ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ВЗАИМООТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ И ТЕЛА (ПО
ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ).
Его подуровни:
топологические представления (представления о том, где находится тот или
иной предмет);
предмет).
координатные представления: о нахождении предметов с использованием
сочетания «верхниз», с понятием «с какой стороны» (от тела), т.е. сторонность;
метрические представления (представления, насколько далеко находится
Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в
восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой
(структурнотопологические представления).
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из
главных законов развития — закону основной оси: сначала формируются
представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя»
вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется
понятие «сзади».
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина
мира в восприятии пространственных взаимоотношений между
объектами
(структурнотопологические
и
представления).
собственным
телом
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
3–Й У Р О В Е Н Ь УРОВЕНЬ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Данный уровень возникает на определенном
этапе речевого развития, когда у ребенка
вначале
в
экспрессивном
появляется
возможность вербализации представлений 2
го уровня.
в импрессивном,
а позже
плане
Появление
этих
представления
представлений
на
вербальном уровне соотносится с законами
развития движения в онтогенезе
(закон
основной оси). То есть собственно предлоги,
обозначающие
об
относительной расположенности объектов
как по отношению к телу, так и по отношению
друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.)
появляются в речи ребенка, соответственно,
позже, чем этологически более ранние
представления (верх, низ, близко, далеко и
т.п.).
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
4Й У Р О В Е Н Ь. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА) (ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ).
.
Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он
уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка,
формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же
время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно
когнитивного развития ребенка.
Понимание
пространственновременных
причинноследственных
отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.
Временной фактор играет значительную роль, определяя стиль мышления и
собственно когнитивное развитие ребенка.
и
отдельных
процесса
Выделение
формирования
пространственных
детей А.В.Семенович, Н.Я.Семаго,
М.М.Семаго имеет не только теоретическое, но и практическое значение: оно
позволяет сделать удобными, технологичными представления о базовых
составляющих для проведения диагностической и коррекционной работы.
представлений
составляющих
у
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Диагностика Е.И. Щербаковой по
определению уровня представления о
времени у детей старшего дошкольного
возраста.
Вопросы к детям:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было,
Уровень сформированности временных представлений детей.
Достаточный уровень:
знать и называть дни недели по порядку;
понимать, из каких частей состоят сутки утро, день, вечер, ночь;
с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и
необратимость времени;
формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней,
месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и так далее;
ориентироваться во времени по часам.
Показатели:
называть части суток, дни недели;
ориентироваться во времени, пользоваться часами;
применять знания в самостоятельной деятельности.
Высокий уровень:
осознанно использовать в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;
знать дни недели, времена года по порядку;
уметь пользоваться моделями времени;
понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость
времени: после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро;
ориентироваться по часам.
ориентироваться во времени;
пользоваться часами.
Показатели:
Высокий уровень – 15 – 20 баллов
Средний уровень – 8 – 16 баллов
Низкий уровень – 0 – 9 баллов
Ночью?
будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А
завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а
какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы.
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Диагностическая методика
временных представлений
И.К. Куроптева, Г.Г. Хазиева .
Методика ориентирована на детей
старшего дошкольного возраста и
предполагает выявление уровня
сформированности
них
следующих
о
временах года, частях суток, днях
недели,
/
сегодня /завтра».
представлений:
у
понятиях
«вчера
Ответы ребенка оцениваются по
пятибалльной шкале.
Набранные ребенком за каждый
блок баллы суммируются, что
позволяет определить уровень
сформированности
представлений о времени:
Количество баллов
Уровень 1520 Высокий
1015 Средний
510 Низкий
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Ошибки, допускаемые детьми с ОВЗ в процессе диагностики и обучения, в
следствии нарушения пространственных ориентировок:
Многие пространственные понятия
(спереди, сзади, вверху, внизу) дети с
ОВЗ осваивают только в процессе
обучения. Яркой отличительной
особенностью детей с ОВЗ является
неспособность овладеть понятиями
слева справа, левый правый. Это
связано с нарушением восприятия
собственной схемы тела.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Примером недостаточности пространственных представлений
могут служить затруднения детей при конструировании,
когда ребенку не удается составить целое из частей,
воспроизвести заданную форму, т.е. нарушается графическая
деятельность.
У большинства детей с ОВЗ страдает восприятие целостного
образа предмета. Они не могут сложить разрезную картинку,
не выполняют конструирование по образцу из палочек и
строительного материала.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
предлогов
Особые трудности возникают в
понимании
и
наречий,
отражающих
пространственные отношения
(под, над, около). В связи с
этим дети данной категории
практически не употребляют их
в устной речи.
Нередко
встречается
смешивание предлогов «перед»
«после» «за». Например, на
вопрос «Где
стол?», часто
можно услышать ответ: «Стол
стоит после
вместо
«Стол стоит за шкафом».
шкафа»
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Недостаточность
пространственных
ориентировок заметна при
рассматривании
сюжетной
картинки. Самостоятельный
рассказ представляет собой
описание одного фрагмента,
либо перечисление отдельных
деталей. Это
объяснятся
фрагментарностью
восприятия и тем, что дети с
ОВЗ
рассматривают
картинки слева направо и
снизу вверх.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
В
появляются
проблемы,
дальнейшем
с
ориентировкой в схеме тетрадного листа. Допускаются ошибки в
пропуске определенного количества клеток или строчек, в
выделении красной строки, в соблюдении равномерного заполнения
листа текстом, в письме по столбикам и т. д.
связанные
Трудности в различении расположения в пространстве отдельных
элементов букв и их конфигурации влекут за собой одну из самых
частых ошибок в написании. Это зеркальное отображение: «З»
вместо «Е», «R» вместо «Я». А также нарушаются высота, ширина
и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
3. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Дифференциация понятий вверх – вниз, спереди – сзади.
Рекомендуемые дидактические игры и упражнения:
Упражнение с мячом.
дети по команде педагога поднимают мяч вверх, затем опускают его вниз.
Упражнения с движениями в заданных направлениях.
При команде «вперед», «назад», «вверх» дети должны сделать шаг или прыжок на двух ногах в
нужном направлении, «вниз» приседание. Сначала дети выполняют упражнение вместе с педагогом,
затем по словесной инструкции самостоятельно.
Дидактическая игра «Где мишка?»
Педагог задает вопрос, то поднимая, то опуская игрушку.
Дидактическая игра «Что вверху? Что внизу?»
Педагог предлагает детям поднять голову вверх и назвать то, что они видят вверху (потолок, люстру,
небо, солнце), затем опустить голову вниз и назвать, что видят внизу(пол, коврик, землю, песок, траву).
Дидактическая игра «Что впереди? Что сзади?»
Детям предлагается перечислить предметы, расположенные впереди и сзади них.
Дидактическая игра «Кто впереди? Кто сзади?»
Стоя в колонне, дети поочередно должны назвать имена впереди и сзади стоящих товарищей.
Дидактическая игра «Где зайка?
Педагог предлагает детям спрятать игрушку за спину и задает вопрос: «Где зайка?» Дети отвечают:
«Сзади». Затем педагог просит вытянуть руки с игрушкой вперед и спрашивает: «Где зайка?» Дети
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ (1 УРОВЕНЬ).
«С кочки на кочку»
На полу отмечено небольшое
пространство – болото. Там лежат
разноцветные кружочки кочки.
Ребенку предлагают пройти через
болото по этим кочкам и, чтобы не
утонуть, нужно внимательно
слушать взрослого. Играющего
направляют по кружочкам: поставь
правую ногу на зеленый кружочек,
левую на красный, правую руку на
желтый, переставь левую ногу на
синий и т. п.
«Кто быстрее»
На полу расчерчены линии, все дети
стоят на первой линии. Детям
предлагается выполнить действия по
инструкции: подними вверх левое
плечо, прикрой правое ухо левой
ладонью, дотронься правой рукой до
левого колена, согни правую ногу и т.
п. Дети, выполнившие задание
правильно, делают шаг к следующей
линии, а дети, выполнившие задание
неправильно, остаются на месте. И
так, пока все дети не дойдут до конца.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Обучение детей правильно определять
левую и правую руки. (1 уровень)
Ребенку необходимо предоставить зрительную опору с внешним пространством. Для
этого мы предлагаем использовать мягкий браслетик напульсник красного цвета,
который надеваем на левую руку ребенка. Дети достаточно быстро запоминают, что
слева – это «там, где красный браслетик», что от «красного браслетика» нужно
начинать перечислять или считать предметы, рассматривать серии картинок с
последовательными
раскрашивании
горизонтального ряда предметов и т. п. Постепенно, по мере усвоения речевого
обозначения левой и правой руки, от зрительной опоры избавляемся.
Дифференциация правых и левых частей тела.
действиями,
работать
карандашом
при
Рекомендуемые задания:
1.Показать правую (левую) руку, назвать ее.
2.Показать (взять) предмет правой (левой) рукой.
3.Соотнести части тела с каждой рукой и назвать их (правая нога, правое ухо или
левая нога, левое ухо).
4.Показать правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо.
После того, как дети научатся ориентироваться в схеме собственного тела, следует
переходить к следующему этапу.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Упражнения и игры на определение
направлений в пространстве (1 уровень).
1. Вытянуть в сторону правую руку и перечислить все
предметы, расположенные справа. Аналогично
проводится работа в противоположном направлении.
2. Повернуть голову влево, потом вправо.
3. Наклонить голову к правому плечу, т.е. вправо, затем
наклонить голову к левому плечу, т.е. влево.
4. Повернуться налево, сделать шаг в этом
направлении. Вернуться в исходное положение.
Повернуться направо, сделать шаг в этом направлении.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
УПРАЖНЕНИЕ «РОБОТ».
Ребенок
изображает
робота, точно и правильно
выполняющего
команды
человека:
«Один шаг
вперед, два шага направо,
прыжок вверх, два шага
налево, вниз (присесть) и
т.д.»
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Упражнения и игры
на обучение определению расположения предметов по отношению
к себе (вверху, внизу, впереди, перед, за, сзади, слева, справа) (2
уровень).
Дидактическая игра «Где игрушки?»
Педагог просит ребенка определить местоположение игрушек, находящихся
в противоположных направлениях (впереди – сзади, слева – справа и т.п.)
Сначала используется два предмета, затем их количество увеличивается до
четырех.
Упражнение «Отбей мяч».
Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и
т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка
расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к
собственному телу по вертикальной оси.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРА «ВРАТАРЬ»
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя,
развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно
предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен
сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных
анализаторов
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
С целью закрепления понятий о направлениях и расположения
предметов по отношению к себе, можно использовать упражнение
«Паровозики».
Дидактическая
цель:
закреплять
умения
определять
направления и ориентироваться в пространстве.
Стоя в шеренге, согнув руки в локтях, дети имитируют движение
поезда. При этом допускается ходьба на месте или небольшие
приседания. Ребенок должен повернуть, наклонить или поднять
голову в соответствии с текстом стихотворения.
Мой веселый паровоз.
Он вперед меня повез.
Смотрим налево,
Смотрим направо,
А впереди видна переправа.
Сзади озера, поля и леса.
Внизу под ногами
Слышим стук колеса.
И кричат нам сверху птицы,
Что пора остановиться.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ И ТЕЛА.
«Разложи»
Ребенок располагает
геометрические фигуры
относительно сторон своего
тела: круг впереди себя
(перед собой, квадрат
позади себя (за собой,
треугольник слева от себя,
прямоугольник справа от
себя. Затем он рассказывает,
что где находится.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Игры и упражнения на на уточнение и
усвоение пространственных
взаимоотношений. 3 уровень.
1. Назвать имя товарища, стоящего справа и слева в шеренге.
2. Назвать имя товарища, стоящего впереди и сзади в колонне.
3. Сначала показать, а затем самостоятельно назвать правый и
левый, верхний и нижний края коврика (магнитной доски), висящего
на стене.
4 .Определить место предмета по отношению к себе, соотнеся
с рукой (« Окно справа от меня», «Стол слева от меня»).
5. Расположить по инструкции педагога предметы на столе
справа и слева от себя.
6. Определить местоположение трех предметов. Например:
положи перед собой красный кубик, справа от него положи
зеленый, а слева от него желтый кубик.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
..
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА, ПРОСТРАНСТВЕННО
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 4 УРОВЕНЬ.
Здесь возможны задания и
игры следующего типа:
Какое время года наступает
после ...?
Какое время года бывает
перед ...? Перед каким временем
года бывает ...? После какого
времени года наступает ...? Я
задумал время года. Оно перед
(после) .........Какое время года я
задумал? Какое время года
между зимой и летом? Какое
время года между летом и зимой?
Игра «Назови пропущенное
слово»
Цель: активизация словаря детей за
счёт слов названий частей суток.
Ход игры: Дети образуют
полукруг.
Воспитатель катит комунибудь из
детей мяч. Начинает предложение,
пропуская названия частей суток:
Мы завтракаем утром, а обедаем..
(дети называют пропущенное слово)
Утром ты приходишь в детский сад,
а уходишь домой ...
Днём ты обедаешь, а ужинаешь..
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СЕМАГО, Н. Я. «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРАКТ. ПОСОБИЕ/ Н.Я.СЕМАГО.— М.: АЙРИСПРЕСС, 2007.
Предлагаемая программа существует в двух вариантах: развивающем
и коррекционном.
Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми
среднего и старшего дошкольных возрастов для адекватного и
своевременного формирования предпосылок овладения программным
материалом начальной школы.
Второй вариант ориентирован непосредственно на коррекционно
развивающую работу в рамках начального обучения в
соответствующих типах специального (коррекционного) обучения и
массовых общеобразовательных школах, в том числе в классах 7го
вида. Работа проводится с возможным включением игровых и
соревновательных заданий.
Для детей с выраженными нарушениями речевого развития и для
детей с нарушениями умственного развития данный комплекс
является коррекционноразвивающим, необходимым для подготовки
их к овладению программами соответствующего типа.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Приведенные выше игры и упражнения, не смотря на
кажущуюся простоту, наполнены дидактическим смыслом
и побуждают детей с ОВЗ к более направленным
пространственноориентировочным действиям.
Они помогают решать многие коррекционные задачи,
поставленные перед педагогами в работе по
формированию пространственных представлений.
И если эти представления сформированы у ребенка
недостаточно, это влияет на его уровень
интеллектуального развития.
Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко в своих трудах отмечают,
что «нет ни одного вида деятельности детей в процессе
обучения, в котором умение ориентироваться в
пространстве не являлось бы важным условием для
усвоения знаний».
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственновременные представления как базовая
составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С.
2124
2. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший
школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.:
Айриспресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психологомедикопедагогическое обследование ребенка: Комплект
рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Аркти, 2001. 133 с.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
5. Вовчик Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте:
Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М., 1961.
6. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. – М.,
1961.
7. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. – СПб.: Издательство ДетствоПресс, 2009.
8. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей
как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология,
№1., 2000.
9 Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся
развитии. М., 1998.
10. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве.. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием
речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. СПб;
«Дествопресс», 2009.
11. Титова О.В. Справаслева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.
М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.