Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
25.02.2018
Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
В презентации раскрывается актуальность вопроса формирования пространственно-временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрен вопрос диагностики сформированности пространственно-временных представлений у детей дошкольного и младшешкольного возраста. А так же предлагается подборка коррекционный-развивающих игр направленных на формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ.
пространственно-временные представления.pptx

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
МАДОУ «Детский сад № 2 «Улыбка» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННО­ ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ. Пестово  2018 г.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
 Косинова Лидия  Сергеевна  педагог­психолог

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СОДЕРЖАНИЕ: 1.    Актуальность; 2.  Диагностика  сформированности  уровня  пространственно­временных  представлений у обучающихся с ОВЗ; 3.  Коррекционно  –  развивающие  игры  и  на  пространственно­  упражнения,  формирование  временных представлений; направленные  4. Выводы.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) –  это дети, имеющие недостатки в физическом и (или)  психическом развитии. В основе педагогической классификации таких  нарушений лежит характер особых образовательных  потребностей детей с нарушениями в развитии и  степень нарушения.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными  возможностями  здоровья  на  образование  рассматривается  как  одна  из  важнейших  задач  государственной  политики  не  только  в  области  образования,  но  и  в  области  демографического  и  социально­экономического развития Российской Федерации. Дети  с  ОВЗ  лишены  возможности  усваивать  новые  знания  и  навыки  наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к  обучению  психологической  поддержке и помощи.  воспитанники  нуждаются  в

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Всем известно, что базовыми составляющими развития  являются следующие:   произвольность психической активности,   пространственные и пространственно­временные  представления,   базовая аффективная регуляция В работах А.В. Семенович и других исследователей делается  правомерный вывод о том, что пространственно­ временные представления лежат в основе не только  формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни  ребенка. Как показывают исследования Семаго Н.Я., Семаго М.М.  недостаточность сформированности пространственных и  квазипространственных представлений у ребенка напрямую  влияет на уровень его актуального интеллектуального  развития.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Формирование  пространственных  представлений  является  важной  предпосылкой  для  социальной  адаптации  ребенка  и  его  дальнейшего  обучения  в  школе.  Недостаточно  сформированные  ребенка  пространственные  представления и ориентировки в  пространстве  напрямую  влияют  его  на  интеллектуального  развития.  Их  к  концу  дошкольного  возраста  является  одной  из  причин,  вызывающих  затруднения  при  овладении детьми школьными  навыками несформированность  у  уровень  занимались  Исследованием   пространственных  представлений   многие  ученые  и  специалисты  в  областях   психологии,  нейропсихологии,  психиатрии  и  дефектологии,  такие  как  Г.Экаен, М.С. Лебединский, А.Р.  Лурия,  Ж.  Пиаже,  Ф.Н.  Шемякин,  А.  В.  Семенович,  О.В.  Бурачевская.  Н.  Я.  Семаго,  М.  М.  Семаго,,  С.  Л.  Рубинштейн и др.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Несформированность пространственных  представлений проявляется: при  измерении,  при  обучении  математике  –  в  ошибочном  написании  цифр,  перестановке  разрядных  единиц  при  записи  многозначных  чисел,  в  трудностях  усвоения  числового  ряда  и  взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных  ошибках  неумении  расположить  симметрично  записи  примеров  в тетради при  обучении  рисованию  –  в  неумении  расположить  рисунок  в  пространстве  листа,  трудностях  в  рисунке;  ­  при  выполнении  двигательных  упражнений  выбора  -; направления движения при перестроении под  -. команду (правая – левая ориентировка, верх­ низ,  трудностях  переключения  с  одного  направления движения на другое пропорциями  трудностях  овладения  –  в  письме  при  обучении  письму  –  в  зеркальном  букв,  смешении  верхних  и  нижних  элементов  букв,  в  трудностях  построении  фразы,  подборе  слов при высказывании строчек,  при  обучении  чтению  –  в  сужении  объёма  различимого  пространства  что  одной  из  причин  является  замедленного  к  беглому  чтению,  в  ошибках  при  различении  сходных  по  форме  букв,  трудностях  понимания  логико­грамматических  конструкций перехода

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ  заключается  в  возможности  оказания  психолого­ педагогической помощи детям с ОВЗ в формировании  пространственно­временных  представлений,  и  как  следствие  высших психических функций, актуального  интеллектуального  развития  и  является  важной  предпосылкой  для  социальной  адаптации  ребенка  и его дальнейшего обучения в школе.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
2. ДИАГНОСТИКА  СФОРМИРОВАННОСТИ  УРОВНЯ  ПРОСТРАНСТВЕННО­  ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У  ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ  УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННО­ ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Специалист  сопровождающий  ребенка  должен  выявить  тот  уровень,  на  котором  произошел  «сбой»  в  развитии  ребенка,  и  определить  «исходную  точку»  и  объем  работы  с  базовыми  составляющими  для  их  дальнейшего  гармоничного  Это дает возможность реально «опредетить» «зону ближайшего развития» и  «привязать»  ее  к  границе  между  уже  «созревшими  и  еще  созревающими  процессами»,  в  соответствии  с  представлениями  Л.С. Выготского.  Это  же  позволяет  использовать  так  называемый  принцип  замещающего  развития  для построения адекватной программы работы с ребенком. формирования  и  развития.  Н.Я.Семаго  и  Н.Н.Семаго  выделили  4  основных  уровня  овладения  ребенком  пространственными  представлениями  на  протяжении  всего  его  развития  (все  эти  уровни  в  процессе  развития  ребенка  в  определенной  степени пересекаются между собой по времени):

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В  структуре  пространственных  представлений  можно  выделить  четыре  основных  уровня,  каждый  из  которых,  в  свою  очередь,  состоит из нескольких подуровней.  В  основе  выделения  уровней  в  структуре  пространственных  представлений  лежит  последовательность  овладения  ребенком  пространственными представлениями.  Безусловно,  все  эти  уровни  (и,  соответственно,  их  подуровни)  в  процессе  развития  ребенка  в  определенной  степени  пересекаются  между собой во времени.  Ни  в  коем  случае  нельзя  рассматривать  формирование  и  развертывание  во  времени  пространственных  представлений  вне  развития  произвольности  психической  активности  и  эмоционально­ аффективной сферы.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
1–Й  У Р О В Е Н Ь.  ОВЛАДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ  СОБСТВЕННОГО ТЕЛА сформированности  о  ребенка  взаимоотношениях    (Анализ  представлений  пространственных  «частей» собственного тела): Подуровнями являются: ­ ощущения, идущие от  проприоцептивных рецепторов (темное  мышечное чувство по Сеченову):  напряжение – расслабление; ­  ощущения, идущие от внутреннего  «мира» тела (например, голода, сытости); ­ ощущения от взаимодействия тела с  внешним от него пространством (границ  собственного тела): сырости – сухости,  тактильные ощущения.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
2–Й  У Р О В Е Н Ь . ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О  ВЗАИМООТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ И ТЕЛА (ПО  ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ). Его подуровни: ­ топологические представления (представления о том, где находится тот или  иной предмет); предмет). ­ координатные представления: о нахождении предметов с использованием  сочетания «верх­низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), т.е. сторонность; ­ метрические представления (представления, насколько далеко находится  Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в  восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой  (структурно­топологические представления). Развитие  пространственных  представлений  подчиняется  одному  из  главных  законов  развития  —  закону  основной  оси:  сначала  формируются  представления  вертикали,  затем  представления  горизонтали  «от  себя»  вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется  понятие «сзади».   Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина  мира  в  восприятии  пространственных  взаимоотношений  между  объектами  (структурно­топологические  и  представления). собственным  телом

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
3–Й   У Р О В Е Н Ь  УРОВЕНЬ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Данный уровень возникает на определенном  этапе  речевого  развития,  когда  у  ребенка  вначале  в  экспрессивном  появляется  возможность  вербализации  представлений  2­ го уровня.  в  импрессивном,  а  позже  плане  Появление  этих  представления  представлений  на  вербальном  уровне  соотносится  с  законами  развития  движения  в  онтогенезе  (закон  основной  оси).  То  есть  собственно  предлоги,  обозначающие  об  относительной  расположенности  объектов  как по отношению к телу, так и по отношению  друг  к  другу  (в,  над,  под,  за,  перед  и  т.п.)  появляются  в  речи  ребенка,  соответственно,  позже,  чем  этологически  более  ранние  представления  (верх,  низ,  близко,  далеко  и  т.п.).

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
4­Й  У Р О В Е Н Ь. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  (ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА) (ПРОСТРАНСТВЕННО­ВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ). . Этот  уровень  является  наиболее  сложным  и  поздно  формирующимся.  Он  уходит  корнями  в  пространственные  представления  «низшего»  порядка,  формируется  непосредственно  как  речевая  деятельность,  являясь  в  то  же  время  одной  из  основных  составляющих  стиля  мышления  и  собственно  когнитивного развития ребенка. Понимание  пространственно­временных  причинно­следственных  отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.  Временной  фактор  играет  значительную  роль,  определяя  стиль  мышления  и  собственно когнитивное развитие ребенка.  и  отдельных  процесса  Выделение  формирования  пространственных  детей  А.В.Семенович,  Н.Я.Семаго,  М.М.Семаго  имеет  не  только  теоретическое,  но  и  практическое  значение:  оно  позволяет  сделать  удобными,  технологичными  представления  о  базовых  составляющих для проведения диагностической и коррекционной работы.    представлений  составляющих  у

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Диагностика Е.И. Щербаковой по  определению уровня представления о  времени у детей старшего дошкольного  возраста. Вопросы к детям: 1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером?  2. Назови дни недели. 3. Какое сейчас время года? Какое было,  Уровень сформированности временных представлений детей. Достаточный уровень: ­ знать и называть дни недели по порядку; ­ понимать, из каких частей состоят сутки утро, день, вечер, ночь; ­ с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и  необратимость времени; ­ формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней,  месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и так далее; ­ ориентироваться во времени по часам. Показатели: ­ называть части суток, дни недели; ­ориентироваться во времени, пользоваться часами; ­ применять знания в самостоятельной деятельности. Высокий уровень: ­ осознанно использовать в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра; ­ знать дни недели, времена года по порядку; ­ уметь пользоваться моделями времени; ­ понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость  времени: после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро; ­ ориентироваться по часам. ­ ориентироваться во времени; ­ пользоваться часами. Показатели: Высокий уровень – 15 – 20 баллов Средний уровень – 8 – 16 баллов Низкий уровень – 0 – 9 баллов   Ночью? будет? 4. Когда бывает новый год? 5. Когда день твоего рождения? 6. Что можно сделать за одну минуту? За час? 7. Какое занятие у вас сегодня было? А  завтра? 8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а  какая медленнее? 9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер? 10. Назови месяцы зимы. За полный и правильный ответ – 2 балла За неверный ответ – 1 балл За отсутствие ответа – 0 баллов

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ДИАГНОСТИКА ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Диагностическая методика   временных представлений И.К. Куроптева, Г.Г. Хазиева . Методика ориентирована на детей  старшего  дошкольного  возраста  и  предполагает  выявление  уровня  сформированности  них  следующих  о  временах года, частях суток, днях  недели,  /  сегодня /завтра». представлений:  у  понятиях  «вчера  Ответы ребенка оцениваются по  пятибалльной шкале. Набранные ребенком за каждый  блок баллы суммируются, что  позволяет определить уровень  сформированности  представлений о времени:   Количество баллов Уровень ­ 15­20  Высокий                    10­15  Средний                     5­10   Низкий

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО ­  АНАЛИТИЧЕСКОЙ      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ОВЗ    Ошибки, допускаемые  детьми с ОВЗ  в процессе диагностики и обучения, в    следствии нарушения пространственных ориентировок:   Многие пространственные понятия  (спереди, сзади, вверху, внизу) дети с  ОВЗ осваивают только в процессе  обучения.  Яркой отличительной  особенностью детей с ОВЗ является  неспособность овладеть понятиями  слева ­ справа, левый ­ правый. Это  связано с нарушением восприятия  собственной схемы тела.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Примером   недостаточности  пространственных  представлений  могут  служить  затруднения  детей  при  конструировании,  когда  ребенку  не  удается  составить  целое  из  частей,  воспроизвести  заданную  форму,  т.е.  нарушается  графическая  деятельность.  У  большинства  детей  с  ОВЗ  страдает  восприятие  целостного  образа предмета. Они не могут сложить разрезную картинку,  не  выполняют  конструирование  по  образцу  из  палочек  и  строительного материала.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
предлогов  Особые  трудности  возникают  в  понимании  и  наречий,  отражающих  пространственные  отношения   (под,  над,  около).  В  связи  с  этим  дети  данной  категории  практически не употребляют их   в устной речи.  Нередко  встречается  смешивание  предлогов  «перед»  ­  «после»  ­  «за».  Например,  на  вопрос  «Где  стол?»,  часто  можно  услышать  ответ:  «Стол  стоит  после   вместо   «Стол стоит за шкафом».  шкафа»

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Недостаточность  пространственных  ориентировок  заметна  при  рассматривании  сюжетной  картинки.  Самостоятельный  рассказ  представляет  собой  описание  одного  фрагмента,  либо перечисление отдельных  деталей.  Это  объяснятся  фрагментарностью  восприятия и тем, что   дети с  ОВЗ   рассматривают   картинки   слева  направо  и  снизу вверх.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
В  появляются  проблемы,  дальнейшем  с  ориентировкой в схеме тетрадного листа. Допускаются ошибки в  пропуске  определенного  количества  клеток  или  строчек,  в  выделении красной строки, в соблюдении равномерного заполнения  листа текстом, в письме по столбикам и т. д.  связанные  Трудности в различении расположения в пространстве отдельных  элементов букв  и их конфигурации влекут за собой одну из самых  частых  ошибок  в  написании.  Это  зеркальное  отображение:  «З»  вместо «Е», «R» вместо «Я». А также нарушаются высота, ширина  и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
3. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И  УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО­ ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Дифференциация понятий вверх – вниз, спереди – сзади.  Рекомендуемые дидактические игры и упражнения:  Упражнение с мячом.  дети по команде педагога поднимают мяч вверх, затем опускают его вниз. Упражнения с движениями в заданных направлениях. При  команде  «вперед», «назад», «вверх» дети должны сделать шаг или прыжок на двух ногах  в  нужном направлении, «вниз» ­ приседание. Сначала дети выполняют упражнение вместе с педагогом,  затем по словесной инструкции самостоятельно. Дидактическая игра «Где мишка?»  Педагог  задает вопрос, то поднимая, то опуская игрушку.  Дидактическая игра «Что вверху? Что внизу?» Педагог предлагает детям поднять голову вверх и назвать то, что они видят вверху (потолок, люстру,  небо, солнце), затем опустить голову вниз и назвать, что видят внизу(пол, коврик, землю, песок, траву).  Дидактическая игра «Что впереди? Что сзади?» Детям предлагается перечислить предметы, расположенные  впереди и сзади них.  Дидактическая игра «Кто впереди? Кто сзади?» Стоя в колонне, дети поочередно должны назвать имена впереди и сзади стоящих товарищей.  Дидактическая игра «Где зайка? Педагог предлагает детям спрятать игрушку за спину и задает вопрос: «Где зайка?» Дети отвечают:  «Сзади». Затем  педагог просит вытянуть  руки с игрушкой вперед и спрашивает: «Где зайка?» Дети

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ (1 УРОВЕНЬ). «С кочки на кочку» На полу отмечено небольшое  пространство – болото. Там лежат  разноцветные кружочки ­ кочки.  Ребенку предлагают пройти через  болото по этим кочкам и, чтобы не  утонуть, нужно внимательно  слушать взрослого. Играющего  направляют по кружочкам: поставь  правую ногу на зеленый кружочек,  левую на красный, правую руку на  желтый, переставь левую ногу на  синий и т. п. «Кто быстрее» На полу расчерчены линии, все дети  стоят на первой линии. Детям  предлагается выполнить действия по  инструкции: подними вверх левое  плечо, прикрой правое ухо левой  ладонью, дотронься правой рукой до  левого колена, согни правую ногу и т.  п. Дети, выполнившие задание  правильно, делают шаг к следующей  линии, а дети, выполнившие задание  неправильно, остаются на месте. И  так, пока все дети не дойдут до конца.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Обучение детей правильно  определять  левую и правую руки. (1 уровень)  Ребенку необходимо предоставить зрительную опору с внешним пространством. Для  этого мы предлагаем использовать мягкий браслетик ­ напульсник красного цвета,  который надеваем на левую руку ребенка. Дети достаточно быстро запоминают, что  слева  –  это  «там,  где  красный  браслетик»,  что  от  «красного  браслетика»  нужно  начинать  перечислять  или  считать  предметы,  рассматривать  серии  картинок  с  последовательными  раскрашивании  горизонтального  ряда  предметов  и  т.  п.  Постепенно,  по  мере  усвоения  речевого  обозначения левой и правой руки, от зрительной опоры  избавляемся.  Дифференциация правых и левых частей тела. действиями,  работать  карандашом  при  Рекомендуемые задания:  1.Показать правую (левую) руку, назвать ее.  2.Показать (взять) предмет правой (левой) рукой. 3.Соотнести  части  тела  с  каждой  рукой  и  назвать  их  (правая  нога,  правое  ухо  или  левая нога, левое ухо).  4.Показать правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо. После  того,  как  дети  научатся  ориентироваться  в  схеме  собственного  тела,  следует  переходить к следующему этапу.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Упражнения  и игры на определение  направлений в пространстве (1 уровень).  1. Вытянуть в сторону правую руку и перечислить все  предметы, расположенные справа. Аналогично  проводится работа в противоположном направлении. 2. Повернуть голову влево, потом вправо. 3. Наклонить голову к  правому плечу, т.е. вправо, затем  наклонить голову к левому плечу, т.е. влево.  4. Повернуться налево, сделать шаг в этом  направлении. Вернуться в исходное положение.  Повернуться направо, сделать шаг в этом направлении.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
УПРАЖНЕНИЕ «РОБОТ». Ребенок     изображает  робота, точно и правильно  выполняющего  команды  человека:  «Один  шаг  вперед,  два  шага  направо,  прыжок  вверх,  два  шага  налево,  вниз  (присесть)  и  т.д.»

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Упражнения и игры  на обучение определению расположения предметов по отношению  к себе (вверху, внизу, впереди, перед, за, сзади, слева, справа) (2  уровень).  Дидактическая игра «Где  игрушки?» Педагог просит ребенка определить местоположение игрушек, находящихся  в противоположных направлениях (впереди – сзади, слева – справа и т.п.) Сначала используется два предмета, затем их количество увеличивается до  четырех. Упражнение «Отбей мяч».  Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и  т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка  расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к  собственному телу по вертикальной оси.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРА «ВРАТАРЬ» Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя,  развитие быстроты реакции, точности движения.  Оборудование: мяч  Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно  предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен  сделать вратарское движение в заданном направлении.  Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.  Воспитатель: Раз, два, три ­ Справа (слева, прямо) мяч, смотри!  Игры на ориентировку в пространстве  с помощью сохранных  анализаторов

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
С  целью  закрепления  понятий  о  направлениях   и  расположения  предметов  по  отношению  к  себе,  можно  использовать  упражнение   «Паровозики».     Дидактическая  цель:   закреплять  умения  определять  направления и ориентироваться в пространстве. Стоя в шеренге, согнув руки в локтях, дети имитируют движение  поезда.  При  этом  допускается  ходьба  на  месте  или  небольшие  приседания.  Ребенок  должен  повернуть,  наклонить  или  поднять  голову в соответствии с текстом стихотворения.  Мой веселый паровоз.  Он вперед меня повез. Смотрим налево,   Смотрим направо,  А впереди видна переправа.  Сзади озера, поля и леса. Внизу под ногами Слышим стук колеса. И кричат нам сверху птицы,  Что пора остановиться.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ  О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ И ТЕЛА. «Разложи» Ребенок располагает  геометрические фигуры  относительно сторон своего  тела: круг впереди себя  (перед собой, квадрат  позади себя (за собой,  треугольник слева от себя,  прямоугольник справа от  себя. Затем он рассказывает,  что где находится.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Игры и упражнения на на уточнение и  усвоение пространственных  взаимоотношений. 3 уровень.    1. Назвать имя товарища, стоящего справа и слева в шеренге.    2. Назвать имя товарища, стоящего впереди и сзади в колонне.    3. Сначала показать, а затем самостоятельно назвать правый и  левый, верхний и нижний края коврика (магнитной доски), висящего  на стене.    4 .Определить место предмета по отношению к себе, соотнеся  с рукой (« Окно справа от меня», «Стол слева от меня»).     5. Расположить по инструкции педагога предметы на столе  справа и слева от себя.    6. Определить местоположение трех предметов. Например:      ­положи перед собой красный кубик, справа от него положи  зеленый, а слева от него желтый кубик.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
..  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  (ПРОСТРАНСТВО ЯЗЫКА, ПРОСТРАНСТВЕННО­ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 4 УРОВЕНЬ. Здесь возможны задания и  игры следующего типа:  Какое время года наступает  после ...?  Какое время года бывает  перед ...? Перед каким временем  года бывает ...? После какого  времени года наступает ...? Я  задумал время года. Оно перед  (после) .........Какое время года я  задумал? Какое время  года  между зимой и летом? Какое  время года между летом и зимой?  Игра «Назови пропущенное  слово» Цель: активизация словаря детей за  счёт слов названий частей суток. Ход игры: Дети образуют  полукруг. Воспитатель катит кому­нибудь из  детей мяч. Начинает предложение,  пропуская названия частей суток: Мы завтракаем утром, а обедаем..  (дети называют пропущенное слово) Утром ты приходишь в детский сад,  а уходишь домой ... Днём ты обедаешь, а ужинаешь..

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СЕМАГО, Н. Я.  «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО  И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРАКТ. ПОСОБИЕ/ Н.Я.СЕМАГО.— М.: АЙРИС­ПРЕСС, 2007.  Предлагаемая программа существует в двух вариантах: развивающем  и коррекционном.   Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми  среднего и старшего дошкольных возрастов для адекватного и  своевременного формирования предпосылок овладения программным  материалом начальной школы.   Второй вариант ориентирован непосредственно на коррекционно­ развивающую работу в рамках начального обучения в  соответствующих типах специального (коррекционного) обучения и  массовых общеобразовательных школах, в том числе в классах 7­го  вида. Работа проводится с возможным включением игровых и  соревновательных заданий.   Для детей с выраженными нарушениями речевого развития и для  детей с нарушениями умственного развития данный комплекс  является коррекционно­развивающим, необходимым для подготовки  их к овладению программами соответствующего типа.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
Приведенные выше игры и упражнения, не смотря на  кажущуюся простоту, наполнены дидактическим смыслом  и побуждают детей с ОВЗ к более направленным  пространственно­ориентировочным действиям.  Они помогают решать многие коррекционные задачи,  поставленные перед педагогами в работе по  формированию пространственных представлений.  И если эти представления  сформированы у ребенка  недостаточно, это влияет на его уровень  интеллектуального развития.   Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко  в своих трудах отмечают,  что  «нет ни одного вида деятельности детей в процессе  обучения, в котором умение ориентироваться в  пространстве  не являлось бы важным условием для  усвоения знаний».

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.  Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно­временные представления как базовая  составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. — 2016. — №1. — С.  21­24 2. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший  школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.:  Айрис­пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого­медико­педагогическое обследование ребенка: Комплект  рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Аркти, 2001.­ 133 с.  4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф.  Особенности восприятия пространства у детей.­ М., 1964. 5. Вовчик ­ Блакитная  М.В.  Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте:  Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. – М., 1961. 6. Галкина О.И.  Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. – М.,  1961. 7. Моргачева  И.Н. Ребенок в пространстве. – СПб.: Издательство Детство­Пресс, 2009. 8. Семаго  Н.Я.  Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей  как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология,  №1., 2000. 9 Семенович А.В., Умрихин С.О.  Пространственные представления при отклоняющемся  развитии. ­ М., 1998. 10. Моргачева  И.Н. Ребенок в пространстве.. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием  речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. СПб;  «Дество­пресс», 2009. 11. Титова О.В. Справа­слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.­  М.:  «Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ

Презентация на тему: Формирование пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018