Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Оценка 5
Документация
pptx
дефектология
Детсад
06.06.2019
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.
Народная сказка.pptx
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ФОРМИРОВАНИЕ
РЕЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО
С РУССКИМИ
НАРОДНЫМИ
СКАЗКАМИ
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Народная сказка –
одно из первых
произведений
искусства слова,
которые слышит
ребёнок в раннем
детстве.
Сказка воспитывает в
детях лучшие черты
характера, обогащает
словарный запас,
развивает речь,
воображение,
мышление. Она
помогает им в первые
годы жизни.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Разобраться в таких сложных вопросах, как
взаимоотношения людей, помогает оценить их
поступки; вызывает либо сочувствие, либо
осуждение; формирует правильное представление
о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и
оказывает огромное влияние на формирование
речевых компетенций (речевых умений и навыков)
детей дошкольного возраста.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Главный момент методики - это
подготовка детей к полноценному
восприятию литературного
произведения. Проводится по двум
линиям, тесно связанных между
собой:
организация и методические приёмы
проведения речевой деятельности;
подведение детей к осмыслению
содержания литературного текста с
помощью рассматривания
иллюстраций, объяснения
незнакомых слов.
Что значит для ребёнка, это
понятие, «осмыслить содержание
текста»?
- Это умение детей подхватывать
слова и строки знакомых сказок,
отрывков с опорой на наглядность, и
слышать сказку, т.е. понимать её,
представлять все образы.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Интонации народной речи в устной
передаче звучат убедительнее, чем в
чтении по книге, поэтому сказку
следует рассказывать детям в её
подлиннике, не искажая текста
свободным пересказом. Такие сказки,
как «Репка», «Заюшкина избушка»,
«Снегурочка», и многие др.,
рассказчик должен знать наизусть.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Большие по объёму сказки,
как например, «Царевна -
лягушка», лучше читать по
книге, чтобы не исказить
текст, не снизить их
художественную ценность.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Народная сказка
широко использует
диалог. Многие
сказки построены
исключительно на
диалоге.
«Теремок»,
«Петушок и бобовое
зёрнышко», «Лиса и
козёл», «Лисичка со
скалочкой» и др.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Изложение повествования во многих
сказках ритмично. Приём
троекратного, а иногда и
многократного повторения уже
придаёт ритмичность развитию
действия.
«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»
и др
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Внимательная, вдумчивая работа рассказчика
поможет ребёнку понять подтекст сказки, наметить
выразительные средства для её устного звучания,
направленные на формирование у детей речевых
компетенций (т.е. речевых умений и навыков).
Проведение речевой деятельности.
Специфика данного вида занятий требует создания
особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не
отвлекало детей от слушания.
Нужно быстро организовать занятие, провести его в
бодром, жизнерадостном тоне, с показом ярких
картинок, чтением небольшого стихотворения,
народной песенки, загадыванием загадки, присказки.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Концовка
занятия, так же
как и его
начало, может
носить самый
разнообразный
характер, в
зависимости от
содержания
литературного
материала.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
После исполнения
художественных
произведений, сильно
воздействующих на эмоции
детей, например русской
народной сказки
«Снегурочка», вопросы
рассказчика будут
неуместны; они разрушат
созданное сказкой
впечатление. Иногда дети
сами задают вопросы. В
таком случае на них
следует ответить,
используя по возможности
текст сказки.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Не следует морализировать по поводу
содержания литературно- художественного
материала, говорить о том, хорошо или дурно
поступил тот или иной герой.
После чтения сказки «Гуси-лебеди»
рассказчик говорит детям: «Как плохо
поступила девочка, что не послушалась
родителей, и оставила братца одного. И
случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и
папу?» Это
не что иное, как открытая мораль,
стирающая впечатление от слушания
литературного произведения.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Показ иллюстраций.
В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше
ребенок, которому предназначается книга, тем
большее место в ней отводится иллюстрациям: они
облегчают детям усвоение содержания прочитанного.
Иллюстрации рассказчик показывает детям во время
чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем
читается соответствующий текст; после чтения
картинку рассматривают ещё раз.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения
большого количества незнакомых слов, связанных с
прошлой исторической эпохой.
Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика
лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом
стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен
только в прозе. Многие незнакомые слова в народных
сказках не мешают детям понять содержание
произведения, поэтому их можно не объяснять.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Ребёнок старшего дошкольного возраста
умеет употреблять в речи разные типы
предложений (простые, сложносочиненные,
сложноподчинённые). Способны
использовать слова в переносном,
иносказательном значении.
Это является условием для освоения детьми
средств языковой выразительности.
Вспомним их:
Эпитет.
Метафора.
Олицетворение.
Гипербола.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
«Эпитет - определение, прибавляемое к названию
предмета для большей изобразительности. (напр.,
в народной поэзии- синее море)»
Например, хмурое лицо - хмурое утро.
- Какое словосочетание здесь будет являться
эпитетом? (Хмурое утро.)
- Совершенно верно. Мы создаём образ серого,
дождливого, бессолнечного утра или передаём
своё отношение к тому, что нам неприятно утро
без солнца.
Так как русские народные сказки- фольклорный
жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно
стали устойчивыми выражениями. Так что, читая
сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные
образы.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Например, «синее море», «добрый
молодец», «красна девица», «злато
солнышко», «мать сыра земля», «конь
мой вороной», «сизый голубь»,
«чёрная тоска», «живая вода». Важно
объяснить детям значение этих
эпитетов. (Через визуальный ряд -
иллюстрации.)
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
СИНЕЕ МОРЕ
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
КРАСНА ДЕВИЦА
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЗЛАТО СОЛНЫШКО
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЧЁРНАЯ ТОСКА
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЖИВАЯ ВОДА
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ПОЧЕМУ ДЕВИЦА КРАСНАЯ? ЛИЦО КРАСНОЕ? САРАФАН КРАСНЫЙ? ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ! (КРАСИВАЯ.)
МОЛОДЕЦ ДОБРЫЙ ПОЧЕМУ? ( ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЕ ДЕЛА ДЕЛАЕТ. СМЕЛЫЙ И СИЛЬНЫЙ. НЕ БОИТСЯ
КАЩЕЯ И Т.Д.)
Вывод.
Что развивает подобная работа?
(Развивает образное мышление)
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Метафора- это употребление слова в переносном
значении, на основе сходства, сравнения. («Глаз-
алмаз», «Финист-ясный сокол»). Метафора использует
сравнительное сходство для переноса значения.
Вывод.
Метафоры тоже позволяют создать в воображении
ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что
мыслительный процесс напрямую связан с речевой
деятельностью. Учёными установлено, что когда
человек думает – у него колеблются голосовые связки.
Воображение-колебание голосовых связок - речь.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Олицетворение - это воплощение чего-
нибудь в образе живого существа. Это
весьма распространённый
стилистический приём, состоящий в
том, что при описании животных или
неодушевлённых предметов они
наделяются человеческими чувствами,
мыслями, речью. Вспомним хорошо
известную сказку «Колобок». Приведем
примеры олицетворения из этой сказки.
(Сам Колобок - говорящий шарик теста.)
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Сказка «Гуси- лебеди»(Говорящая
печка, яблоня, речка и т.д.)
Олицетворение - образ, в
который вживается ребёнок-
слова персонажа-формирование
речевых навыков.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Гипербола - это преувеличение. Например,
«бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три
дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой
человек не может сражаться так долго. Сила
героя преувеличена.
Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать
силу Ивана- царевича, добра молодца.)
Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и
эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых
умений и навыков дошкольников.
Вывод.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
После чтения русских
народных сказок полезно
предложить детям
разнообразные речевые
игры и упражнения,
мотивирующие развитие
речевой компетенции.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
1.Дидактическая игра «Шляпа
фокусника».
Материал: кукольный театр
(несколько кукол, шляпа или коробка
фокусника, платок).
Взрослый показывает шляпу и
платок.
Это шляпа (или коробка) фокусника.
В ней спрятаны герои сказок. Вам
надо по очереди на ощупь отгадать
героя, назвать его и сказать из какой
он сказки.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
2. Речевая игра-
упражнение. «Я назову, а
вы продолжите». Взрослый
называет одного из героев,
а дети добавляют его
сказочное название.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
3. «Сказочная путаница». Картинка с
изображением двух разных сказок.
Взрослый показывает картинку. Дети
должны назвать какие сказки
перепутались.
4. «Собери и расскажи сказку».
(Картинки с изображением сюжетов
сказки.) Ребёнок должен сложить
последовательно сюжетные картинки
от начала до конца сказки, затем
рассказать сказку с опорой на
сюжетные картинки.
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
5. Речевая игра «Добавлялки». (Дети
идут по кругу, можно включить
русскую народную мелодию.)
Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).
Ок-ок-ок- покатился… (колобок).
Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).
Су-су-су- петушок прогнал… (лису).
Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.