Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Оценка 5

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Оценка 5
Документация
pptx
дефектология
Детсад
06.06.2019
Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок. Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления. Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.
Народная сказка.pptx

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.  Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Главный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:  организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;  подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов.   Что значит для ребёнка, это понятие, «осмыслить содержание текста»?  - Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик должен знать наизусть.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Большие по объёму сказки, как например, «Царевна - лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.  «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.  «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ребёнку понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).  Проведение речевой деятельности.  Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.  Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне, с показом ярких картинок, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, например русской народной сказки «Снегурочка», вопросы рассказчика будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Не следует морализировать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.  После чтения сказки «Гуси-лебеди» рассказчик говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?» Это не что иное, как открытая мораль, стирающая впечатление от слушания литературного произведения.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Показ иллюстраций.  В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации рассказчик показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.  Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Ребёнок старшего дошкольного возраста умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,  сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.  Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.      Вспомним их: Эпитет. Метафора. Олицетворение. Гипербола.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 «Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии- синее море)»  Например, хмурое лицо - хмурое утро.  - Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)  - Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.  Так как русские народные сказки- фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Например, «синее море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд - иллюстрации.)

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
СИНЕЕ МОРЕ

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ КРАСНА ДЕВИЦА

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЗЛАТО СОЛНЫШКО

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЧЁРНАЯ ТОСКА

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ЖИВАЯ ВОДА

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
ПОЧЕМУ ДЕВИЦА КРАСНАЯ? ЛИЦО КРАСНОЕ? САРАФАН КРАСНЫЙ? ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ! (КРАСИВАЯ.) МОЛОДЕЦ ДОБРЫЙ ПОЧЕМУ? ( ПОТОМУ ЧТО ДОБРЫЕ ДЕЛА ДЕЛАЕТ. СМЕЛЫЙ И СИЛЬНЫЙ. НЕ БОИТСЯ КАЩЕЯ И Т.Д.) Вывод. Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление)

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Метафора- это употребление слова в переносном значении, на основе сходства, сравнения. («Глаз- алмаз», «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Вывод. Метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью. Учёными установлено, что когда человек думает – у него колеблются голосовые связки. Воображение-колебание голосовых связок - речь.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Олицетворение - это воплощение чего- нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки. (Сам Колобок - говорящий шарик теста.)

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Сказка «Гуси- лебеди»(Говорящая печка, яблоня, речка и т.д.) Олицетворение - образ, в который вживается ребёнок- слова персонажа-формирование речевых навыков.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Гипербола - это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена. Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.) Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников. Вывод.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».  Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).  Взрослый показывает шляпу и платок.  Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Младший и средний возраст. Мышка…(норушка) Лягушка…(квакушка) Зайчик…(побегайчик) Лисичка (сестричка) Волчок…(серый бочок)                Баба…(Яга, костяная нога) Коза…(Дереза) Медведь …(косолапый) Петушок…(золотой гребешок) Гуси… (лебеди) Сестрица…(Алёнушка) Братец… (Иванушка Курочка …(Ряба) Серый... (волк)

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 Никита… (Кожемяка)  Добрыня… (Никитич)  Иван… (Царевич)  Сивка… (бурка)  Старший дошкольный возраст.  Крошечка…(Хаврошечка)  Финист… (Ясный Сокол)  Василиса…(Прекрасная)  Мальчик…(с пальчик)

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.  4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
 5. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу, можно включить русскую народную мелодию.)  Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).  Ок-ок-ок- покатился… (колобок).  Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).  Су-су-су- петушок прогнал… (лису).  Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Презентация на тему "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2019