Презентация на тему "Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка"

  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • ppt
  • 18.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация содержит в себе теоретическую и практическую часть. В первой рассказывается о видах УУД,наиболее подробно о регулятивных, а далее приводятся примеры интересных приемов и способов формирования УУД на уроках русского языка, с целью вовлечь ребенка в процесс урока,сделать занятия разнообразными, запоминающимися.Презентация
Иконка файла материала 000689e9-e5c10847.ppt
ФОРМИРОВАНИЕ  РЕГУЛЯТИВНЫХ  УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА
Ученики – это пчёлы, которых нужно суметь  научить получать мёд, а не давать готовый.    Стандарт нового поколения – это стандарт,  который помогает научить учиться, научить  «собирать мёд», а тем самым, овладеть  универсальными учебными  действиями, без которых ничего не может  быть, и которые формируют фундаментальное  ядро образования.
ЗАПРОС  ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА   Обществу нужен человек  обучаемый, способный  самостоятельно учиться и  многократно переучиваться и в  течение постоянно удлиняющейся  жизни, готовый к  самостоятельным действиям и  принятию решений.
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: развитие у ученика способности  самостоятельно ставить учебную  задачу,   проектировать пути их  контролировать и оценивать свои  реализации, достижения.
КАК ДОСТИЧЬ ЭТУ ЦЕЛЬ? Путём формирования  универсальных учебных действий:  1) личностных;  2) коммуникативных;  3) познавательных (включая  логические, познавательные и знаково­ символические);  4) регулятивных.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Позволяют сделать учение осмысленным,  обеспечивают ученику значимость решения  учебных задач, увязывая их с реальными  жизненными целями и ситуациями.   Направлены на осознание, исследование и  принятие жизненных ценностей и смыслов,  позволяют сориентироваться в нравственных  нормах, правилах, оценках, выработать свою  жизненную позицию в отношении мира,  людей, самого себя и своего будущего.
КОММУНИКАТИВНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮТ возможности сотрудничества умение слышать,  слушать и понимать партнера,  планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность,  распределять роли,  взаимно контролировать действия друг друга,  уметь договариваться,  вести дискуссию,  правильно выражать свои мысли в речи,  уважать в общении и сотрудничества партнера и  самого себя.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ ВКЛЮЧАЮТ  действия исследования, поиска и отбора  необходимой информации, ее структурирования;   моделирования изучаемого содержания,  логические действия и операции, способы  решения задач.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ  Обеспечивают возможность управления  познавательной и учебной деятельностью  посредством постановки целей, планирования,  контроля, коррекции своих действий и оценки  успешности усвоения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД  ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОРГАНИЗАЦИЮ ТАКИХ ЭТАПОВ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Целеполагание; Планирование; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ    постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
ПЛАНИРОВАНИЕ составление плана и последовательности действий
ОЦЕНКА выделение и осознание Учащимся ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
САМОРЕГУЛЯЦИЯ способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
КОРРЕКЦИЯ внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
КОНТРОЛЬ сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОТРАЖАЮТ способность обучающегося строить учебно­ познавательную деятельность,  учитывая все её компоненты:  ЦЕЛЬ  МОТИВ  ПРОГНОЗ  СРЕДСТВА  КОНТРОЛЬ  ОЦЕНКА
ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС  ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС уроки «открытия» нового уроки «открытия» нового знания; знания; уроки рефлексии; уроки рефлексии; уроки общеметодологической уроки общеметодологической направленности; направленности; уроки развивающего контроля. уроки развивающего контроля.
Урок по ФГОС включает этапы:  Урок по ФГОС включает этапы: Мотивацию к учебной деятельности;  Актуализацию знаний;  Проблемное объяснение нового знания;  Первичное закрепление во внешней речи;  Самостоятельную работу с самопроверкой  (внутренняя речь);  Включение нового знания в систему знаний  и повторение;  Рефлексию.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД  ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД  РЕГУЛЯТИВНЫМИ УУД: РЕГУЛЯТИВНЫМИ УУД:  Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во  всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении  творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик  ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения,  выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо,  корректирует свою работу.  В этом помогают различные творческие учебные задания, практические  работы. Необходимо создавать проблемные ситуации, которые учащиеся  решают на уроке.  Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует  постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности  учеников, или в организационных формах и отношениях ученик – учитель,  ученик – ученик, ученик – группа.  Работа направлена на успешное овладение всеми учащимися понятий,  правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе  выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с  вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение  новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из  направлений в работе по формированию регулятивных УУД.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ПО ФГОС  1. Прием “Нестандартный вход в урок”  Учитель предваряет сообщение готовой темы либо  интригующим материалом, либо характеристикой  значимости темы для самих учащихся. Для этого  существуют спе­циальные приемы, условно  называемые "яркое пятно".  В качестве "яркого пятна" могут быть  использованы сказки, легенды, фрагменты из  художественной литературы, случаи из истории  науки, культуры и повседневной жизни,  репродукции картин, т.е. любой ма­териал,  способный заинтриговать и за­хватить внимание,  но при этом все­таки связанный с темой урока.  Также можно начать урок с противоречивого  факта, который трудно объяснить на основе  имеющихся знаний.
2. Прием «Корзина» идей, понятий, имен...  Прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой  теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет  собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, 1­2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики должны  выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли  разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое­то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к  теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или  мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
 .Приём «Толстый и тонкий вопрос»  Это прием из технологии развития критического  мышления используется для организации  взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:  умение формулировать вопросы; умение соотносить  понятия.   Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий  ответ. Толстый вопрос предполагает ответ  развернутый.   После изучения темы учащимся предлагается  сформулировать по три «тонких» и три «толстых»  вопроса», связанных с пройденным материалом.  Затем они опрашивают друг друга, используя  таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
 Приём  “Лови ошибку”  Учитель предлагает учащимся информацию,  содержащую неизвестное количество ошибок.  Учащиеся ищут ошибку группой,парой или  индивидуально, спорят, совещаются.   Группа передает результаты учителю или  оглашает задание и результат его решения  перед всем классом. Чтобы обсуждение не  затянулось, заранее определите на него время.   Пример.Русский язык. Учитель дает  несколько грамматических (синтаксических  или др.) правил. Одно или несколько из них  — неверны. Найти и доказать ошибочность.
 Верные – неверные утверждения  Предлагаем ученикам несколько  утверждений по ещё не изученной теме.  Дети выбирают верные утверждения,  полагаясь на собственный опыт или  просто угадывая. На стадии рефлексии  выясняем, какие утверждения были  верными.
 Приём « Буквенный диктант»  Описание: Требуется отгадать  зашифрованное слово, расшифровывая его  по буквам. Буквы закодированы в вопросах  по изученной или изучаемой теме. Ученики  записывают только указанную букву из  отгадываемого слова. Прием развивает  навыки работы в аудиальной модальности,  активизирует внимание.
  Приём “Жокей и лошадь”. Приём интерактивного обучения..  Класс делится на две группы: «жокеев»  и «лошадей». Первые получают  карточки с вопросами, вторые – с  правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою  «лошадь». Эта игра применима даже  на уроках изучения нового материала.
 . Инсерт (чтение с пометами)  Инсерт ­ это приём такой маркировки текста, когда  учащиеся значками отмечают на полях то, что  известно, что противоречит их представлениям, что  является интересным и неожиданным, а также то,  о чём хочется узнать более подробно. Маркировка  производится с помощью специальных значков:  «+» – Я это знал.   «­» – Вызывает сомнение(не знал)  «!» – Новое для меня.  «?» – Вопрос.
 Упражнение «Комплимент»  (Комплимент­похвала, Комплимент  деловым качествам, Комплимент в  чувствах)  Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок  и благодарят друг друга и учителя за  проведенный урок.  Такой вариант окончания урока дает  возможность удовлетворения потребности в  признании личностной значимости каждого. 

Посмотрите также