Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Развитие связной речи в
ДОУ
Задача логопедической
работы формирование
у дошкольников связной
монологической речи.
Цель – научить детей
связно и последовательно,
грамматически и
фонетически правильно
излагать свои мысли,
рассказывать о событиях
окружающей жизни.
В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или
развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Обучение детей созданию
образных характеристик объектов
Ребенок достаточно быстро может
научиться использовать такие части
речи, как существительное, глагол,
наречие, но прилагательные не часто
используются детьми. А ведь именно
с их помощью значительно глубже
и отражается
воспринимается
окружающий мир.
Технология обучения детей
составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений
необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся
не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
- цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце
(объект № 2).
На пятом году жизни упражнения усложняются.
Коррекционно –
загадок:
развивающие возможности
Воспитание находчивости,
сообразительности, быстроты
реакции;
Стимуляция умственной
активности;
Развитие мышления, речи,
памяти, внимания,
воображения;
Расширение запаса знаний и
представлений об окружающем
Технология обучения детей составлению загадок
• Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением
модели составления загадки и предлагает детям составить
загадку про какойлибо объект.
• Для составления загадки выбран объект (самовар).
Далее детьми даются образные характеристики по
заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
• Воспитатель записывает это слово в первой строчке
левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется
вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья
строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным
значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой?
Что бывает таким же?
Блестящий
Шипящий
Круглый
Монета
Вулкан
Арбуз
Образная характеристика объекта
Какой?
Что бывает таким же?
Блестящий
Начищенная монета
Шипящий
Проснувшийся вулкан
Круглый
Спелый арбуз
Какой?
Что бывает
таким же?
Блестящий
Шипящий
Круглый
Итоговая загадка про самовар:
,
,
«Блестящий, как
начищенная
монета;
шипящий, как
проснувшийся
вулкан;
круглый, но не
спелый
арбуз».
Обучение детей составлению творческих
рассказов по картине
• Какое время года нарисовал
художник? — Почему ты так
считаешь? Сколько в году зимних
месяцев? — Назови их по порядку.
Какого цвета больше всего на
картинке? — Почему больше
всего белого?
Тебе нравится, когда зимой
выпадает много снега? — Хорошо,
когда зима снежная? — Почему?
• А для кого это может быть плохо?
(Для зверей, птиц.) О чем бы ты
спросил птичек? Почему птицам
зимой голодно?
Есть птицы зимующие, а есть
перелетные. Объясни, почему они
так называются.
•
•
• Каких зимующих птиц ты знаешь?
Прослушай рассказ и перескажи.
Щенок
Закончи предложения
Щенок не большой, а ... .
Шёрстка не жёсткая, а ... ,
Глаза не грустные, а ... .
• Кате подарили ....
• Он помещался ....
• Шерсть у щенка .... не пушистая, а ... .
• Глазки ....
• Назвали щенка ....
• Катя наливает....
• Катя отбирает ....
• Катя вытирает ...
•
. Теперь у Кати ....
Щенок не белый, а ... .
Изографическое
моделирование
Изографическое моделирование
Лошадь Лана и яблоня
Стоял теплый летний день. По небу плыли белые облака.
Лошадь Лана захотела поесть яблок, и пошла к большой
яблоне.
«Угости меня яблочком», попросила Лана. Но яблоня сказала:
«Сначала полей меня, а потом я тебя угощу яблоками».
«Как же я смогу тебя полить?» — удивилась лошадь Лана.
«Гляди, на лавке стоит лейка, В нее нужно набрать воды из
колодца и полить мои корни. Тогда я смогу угостить тебя ябло
ками» — ответила яблоня
Лошадь Лана взяла лейку и пошла к колодцу. Там она набрала
воды, принесла к яблоне и полила ее. Посла этого яблоня
угостила Лану своими яблочками. Яблоки показались Лане
очень вкусными.
«Учите ребёнка какимнибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на
лету»
К.Д. Ушинский