Презентация на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА" раскрывает стратегические цели и задачи образовательной политики России в условиях цифровизации образования, дает характеристику Массовых Открытых онлайн-курсов и сравнивает традиционный формат обучения и новые тренды в образовании, такие как инновационность и технологичность.
О БРАЗО ВАТЕЛЬН Ы Е ТЕХН О Л ОГИ И.
Ц И Ф РО ВАЯ О БРАЗО ВАТЕЛЬНАЯ
И Н Н О ВА Ц И О Н Н Ы Е
СРЕД А
Орлова Елена Викторовна
04.02.19
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
Повышение доступности качественного
образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики и
современными потребностями общества и каждого
гражданина, задачами геополитической
конкурентоспособности России в глобальном мире.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г.
04.02.19
2
В целях осуществления прорывного научно-
технологического и социально-экономического
развития Российской Федерации, увеличения
численности населения страны, повышения
уровня жизни граждан, создания комфортных
условий для их проживания, а также условий и
возможностей для самореализации и раскрытия
таланта каждого человека постановляю:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 мая 2018 года
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
04.02.19
3
5. Правительству Российской Федерации при разработке
национального проекта в сфере образования исходить
из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
А ) достижение следующих целей и целевых
показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности
российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-
нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных
традиций;
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 мая 2018 года
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
04.02.19
4
б) решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования
новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений,
повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в
образовательный процесс, а также обновление содержания и
совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах
справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет,
реализация программы психолого-педагогической, методической и
консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное
образование в семье;
создание современной и безопасной цифровой
образовательной среды, обеспечивающей высокое
качество и доступность образования всех видов и уровней;
04.02.19
5
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических
работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей
общеобразовательных организаций;
модернизация профессионального образования, в том числе
посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и
гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами
своих профессиональных знаний и приобретения ими новых
профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области
цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления
гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных
инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан,
обучающихся в образовательных организациях высшего образования и
научных организациях, а также реализация комплекса мер по
трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
04.02.19
6
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Квалификация – уровень знаний,
умений, навыков и
компетенций, характеризующий
подготовленность к
выполнению определенного
вида профессиональной
деятельности
04.02.19
7
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
реализации ФГОС являются
Главными целевыми установками в
компетенции, полученные учащимся
термином компетенция понимается
умения и личностные качества для
в ходе обучения, при этом под
способность применять знания,
успешной деятельности в
определенной области.
04.02.19
8
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ –
СФОРМИРОВАННЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурные
Общепрофессиональн
ые
Профессиональные
04.02.19
9
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СПО – общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
04.02.19
выполнения профессиональных
задач,
ВО – общекультурные
компетенции
ОК 1. Способность использовать
основы философских знаний для
формирования
мировоззренческой позиции.
ОК 2. Способность анализировать
основные этапы и
закономерности исторического
развития общества
для формирования гражданской
позиции.
ОК 3. Способность использовать
основы экономических знаний в
различных сферах
жизнедеятельности.
ОК 4. Способность использовать
основы правовых знаний в
различных сферах
жизнедеятельности.
10
СПО
ОК 5. Использовать
информационно-
коммуникационные технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу
членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно
04.02.19
планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
ВО
ОК 5. Способность к коммуникации
в устной и письменной формах на
русском и иностранном языках для
решения задач межличностного и
межкультурного взаимодействия.
ОК 6. Способность работать в
команде, толерантно
воспринимая социальные,
этнические, конфессиональные
и культурные различия.
ОК 7. Способность к
самоорганизации
самообразованию.
ОК 8. Способность использовать
методы и средства физической
культуры для обеспечения
полноценной социальной и
профессиональной деятельности.
ОК 9. Способность использовать
приемы первой помощи, методы
защиты в условиях чрезвычайных
11
ситуаций.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА
информационной (умение искать, анализировать,
преобразовывать, применять информацию для
решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать
с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать,
ответственно относиться к здоровью, полноценно
использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и
осуществлять собственную образовательную
траекторию на протяжении всей жизни,
обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
04.02.19
12
ИННОВАЦИЯ
Инновация – это не всякое
новшество или нововведение,
а только такое, которое
серьезно повышает
эффективность действующей
системы.
04.02.19
13
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
Инновация педагогическая –
целенаправленное изменение,
вносящее в образовательную среду
стабильные элементы (новшества),
улучшающие характеристики
отдельных частей, компонентов и
самой образовательной системы в
целом; поиск идеальных методик и
программ, их внедрение в
образовательный процесс.
04.02.19
14
AGILE – СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ИННОВАЦИЙ.
Манифест Agile
Люди и их взаимодействия важнее процессов и
инструментов
Реальный результат важнее исчерпывающей документации
Сотрудничество между участниками процесса важнее
постоянных согласований/переговоров
Готовность к изменениям важнее следования
первоначальному плану
04.02.19
15
ТРЕНД НА ИННОВАЦИОННОСТЬ И
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Электронная информационно-образовательная среда
должна обеспечивать
04.02.19
16
ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ – СОЗДАНИЕ
МООК
Массовые открытые онлайн курсы
Создание МООК – профессиональный
рост преподавателя
04.02.19
17
МООК ----- традиционный формат
* Необходимость по-разному
проектировать программу дисциплины
(курса) в формате МООК и традиционном
формате «парадигма обратного дизайна»
backward desing:
1. Результат обучения
2. Как достичь результата
3. Как применить на практике
04.02.19
24
ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ В МООК
Особенности
1. МООК может быть реализован
• Синхронно (как в очном обучении) – групповой формат
• On-demand («по требованию») – индивидуальный формат
2. Ограничения в участии преподавателя при проверке
работ (минимальное участие)
• Количество участников курса может быть от 10 до 10 000
(и более человек)
04.02.19
25
ТЕСТИРОВАНИЕ
Легко автоматизировать
Участие преподавателя не требуется
Легко масштабировать на тысячи
обучающихся
Можно проходить синхронно
Можно применять как при групповых, так и при
индивидуальных форматах
04.02.19
26
ТЕКСТОВЫЕ ОТВЕТЫ: ЭССЕ, ТВОРЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ, КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Индивидуальный формат и небольшие группы –
возможность проверки работ преподавателем
формат взаимопроверки – peer-review
Групповой формат (от нескольких сотен и более) –
Ограничения
Необходимо продумывать четкие, измеримые критерии
качества выполняемой работы (сложно в гуманитарных
дисциплинах)
Подходит для более взрослой аудитории (не для
школьников)
Сложности с мотивацией некоторых обучающихся (не
всегда охотно выполняют peer-review)
04.02.19
27
ИТОГИ
• Разработка проверочных заданий в МООК
имеет свою специфику
• Выбор заданий определяется многими
факторами, в том числе количеством
обучающихся на курсе
• В онлайн формате возможно применение
различных инструментов оценки –
тестирование, задания на взаимную
оценку, лаборатории в формате
виртуальной реальности и др.
04.02.19
28
БЛАГОДАРЮ ЗА
ВНИМАНИЕ!
04.02.19
29