Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся
Оценка 4.6

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
физика
Взрослым
05.02.2017
Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся
ИССЛЕДОВАНИЕ.doc
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный  Перелюбского муниципального района Саратовской области» Тема:   Исследование­ как фактор активизации образовательной                         деятельности учащихся.                                                              Выполнила учитель физики                 первой квалификационной категории                                          Павленко Нейля Булатовна.                                                                                                                                                                2016 Содержание 1. Введение____________________________________________4 2. Проектная и научно­исследовательская деятельность ___7 3. Заключение   _______________________________________17 4. Приложение    ______________________________________19 5. Литература_________________________________________33 2 Тема:   Исследование ­ как фактор активизации образовательной                    деятельности учащихся. В работе поставлены задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической  теории и практике школьного обучения. 2. Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную  деятельность учащихся посредством развития их познавательного  интереса. Цель работы:   разработка   методики   исследования   приемов   и   средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на уроках физики.   развитие   учебно­познавательного   энтузиазма   учащихся   на   уроках, которое   достигается   интеллектуальной   и   эмоциональной   подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.  вооружение   своих   учеников   системой   прочных   знаний   и   умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.  воспитание у учащихся мотивов учения Объектом   исследования  является   процесс   активизации   познавательной деятельности учащихся при изучении физики. 3 1.Введение. Повышение качества образования и формирование у учащихся  ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного  образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию  учащихся  в учении;  развитие общеучебных умений и навыков: в первую  очередь исследовательских, рефлексивных,  самооценочных; Формирование  не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно  сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности,  приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся,  реализацию принципа связи обучения с жизнью. Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к снижению уровня  знаний учащихся и качества преподавания предмета.             Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной  приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную  деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у  учащихся тягу к знаниям?             Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя, на место учёного или  первооткрывателя.                   Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и  опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при  изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес  к  физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и  4 осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно.  Для  успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у  учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к  исследовательской работе.               Важно научить учащихся: •          Ставить цель; •         Составлять план исследований; •         Подбирать необходимые приборы и материалы; •         Собирать необходимые установки; •         Проводить исследования и формулировать выводы.        Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике,  который можно представить в виде следующей цепочки: ­теоретическое предвидение ­разработка рабочей гипотезы ­наблюдения ­эксперимент ­анализ экспериментальных фактов и выводы из них ­проверка выводов на практике.         Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих  исследований.                   Например:                                ∙        Почему жужжит пчела? 5 ∙        Что поднимает в воздух самолёт? ∙        В чём причина полярных сияний? ∙        Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает  светиться?             Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить  величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или  экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся  обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо,  ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко  начинают работу на пустом месте.        Исследовательская деятельность учащихся многогранна и  я организую её на любом этапе обучения физике: ∙        При изучении физической теории; ∙        При решении задач; ∙        При проведении демонстрационного эксперимента; ∙        При выполнении лабораторных работ.           А также провожу: ∙        Исследования в рассказах; ∙        Исследования практических вопросов; ∙        Исследования с помощью самодельных приборов; ∙        Исследования дома и на улице;  ∙        Проектную исследовательскую деятельность учащихся. 6 2.Проектная и научно­исследовательская деятельность.  Ведущим направлением в преподавании физики для меня остаётся  отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. В условиях  школы для меня оптимальными являются проектная и научно­ исследовательская деятельность. Общими характеристиками  технологического направления в преподавании физики являются учет  субъективного опыта школьников.   В процессе преподавания физики главной задачей для меня остаётся  качественная подготовка к уроку, поэтому методическое совершенствование  и реализация творческого подхода к обучению немыслимо без анализа  особенностей современного урока физики. В результате сравнительного  анализа целеполагания традиционного и современного уроков я пришла к  выводу, что  я ранее ориентировалась на предметные цели (результаты), т.е.,  на формирование знаний, умений и навыков. Но они отражали систему  действий только меня как учителя и формулировались следующим образом:  “Вывести формулу…”, “познакомить учащихся…”, “показать  демонстрационный эксперимент…”, “провести физический практикум…” и  т.д. При таком подходе ученики – это объекты воздействия учителя, а не  равноправные партнеры.  В настоящее время я всегда представляю цели  собственной деятельности и цели деятельности обучаемых. Мои уроки  физики ориентированы на те внутренние изменения в развитии личности  7 ученика не только в когнитивной сфере, но и в равной степени в  эмоционально­волевой и поведенческой. В связи с этим, цели урока физики,  ориентированные на развитие личности ученика я представляю следующим  образом:   цели, ориентированные на развитие отношения учащихся (личностно­ смысловое отношение к физике; ценностные отношения к окружающей  действительности: учебно­познавательной деятельности, к другому человеку,  к себе…);   цели, ориентированные на развитие культуры школьников  (интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной и т.д.).          На сегодня для всех педагогов современная теория и практика  преподавания физики предлагает большой арсенал активных форм обучения:  уроки­проекты, лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы,  деловые игры, тренинги и т.д.         Программа модернизации образования в Российской Федерации  ориентирована не только на усвоение каждым школьником определённой  суммы знаний, но и на развитие личностной сущности ученика, его  познавательных и созидательных способностей, его творческой  самореализации.  Таким образом учебные исследования дают возможность   раскрыться ученику, проявить свои способности ,  интегрируют   теоретические знания и практические навыки, полученных в школьных  учебных курсах, путем творческого исследования под моим руководством.  Учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности,  навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях,  активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.        Умения, которые формируются в процессе проведения учебного  8 исследования, являются способами установления, описания и объяснения  фактов: наблюдение, измерении, проведение экспериментов, построение  эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.  Формируется умение планировать и формировать собственное  информационное пространство на основе использования компьютеров и  информационно­телекоммуникационных сетей.         Выделим следующие общеучебные умения и навыки :  1.Учения к навыкам планирования учебной деятельности;  2. Умения и навыки организации своей работы;  3. Умения и навыки восприятия информации (работа с различными  источниками);  4. Умения и навыки мыслительной деятельности;  5. Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий.             Процессу развития общеучебных умений и навыков предшествует  процесс их формирования. Я стараюсь не забывать, что успешное  формирование умений и навыков зависит:  1) от осознанности учащимися значения овладения умениями выполнять  данное действие;  2) от наличия определённой цели действия;  3) от уяснения научных основ действия;  4) от определения основных структурных компонентов действия (такие  структурные компоненты играют роль опорных пунктов действия);  5) от определения наиболее рациональной последовательности выполнения  операций, т.е., от построения модели (алгоритма) действия (путём  коллективных или самостоятельных поисков);  6) от организации небольшого количества устранений, в которых действия  подлежат контролю со стороны учителя;  7) от наличия различных форм обучения учащихся методом самоконтроля;  8) от наличия организации упражнений, требующих от учащихся  9 самостоятельного выполнения данного действия, если условия меняются;  9) от эффективности использования определенного умения при выполнении  действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.            На мой взгляд, последние 4 пункта свидетельствуют не только о  формировании умений и навыков, но и об их развитии.           Одной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных  умений и навыков, на уроке физики, является использование лабораторного  метода обучения.  Причем этот метод является наиболее эффективным для развития умений и  навыков.  лабораторный метод пригоден, в равной степени, для развития таких качеств  личности, как мышление, познавательный интерес, активность память, волю,  способность выражать свои мысли, а также эмоции.          Убеждаясь в своей практической деятельности в справедливости этих  утверждений, я использую лабораторный метод обучения для развития  общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай –  через исследовательские лабораторные работы.           Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что  он предусматривает творчество в деятельности учащихся. Элементы  исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и  навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать  различные этапы творчества.         Исследовательские лабораторные работы, проводимые как  индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:  1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится  лабораторная работа.  2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в  процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся  10 выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.  3. Учитель управляет процессом исследований. Например, исследовательская работа в 7 классе. «Определение  плотности твердого тела. Есть ли внутри тела воздушная полость или  уплотнение?» Для данной работы каждой группе (паре учеников) выдаётся  два тела. Одно из тел является «эталонным», то есть оно не имеет ни  воздушной полости, ни уплотнения. Именно сравнивая плотность второго тела с «эталонным», ученики и отвечают на поставленный вопрос.  Цель  работы:___________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приборы и материалы:  __________________________________________________ __________________________________________________ Гипотеза:  ______________________________________________________________ ______________________________________________________________   Задание. Для двух тел выполните следующее действия и заполните таблицу. 1. Измерьте массу тела на весах.  2. Измерьте размеры тела, вычислите его объем. 3. Рассчитайте плотность тела  № Масса тела m, г a, см Размеры тела b, см с, см Объем тела V, см³ Плотность вещества , г/см³  11 Сделайте вывод и объясните его на основе полученных данных: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Заключение. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оцените свою работу в Вашей группе и работу своих товарищей по группе,  для этого поставьте галочку в нужной клеточке  Таблицы.   Оценка и самооценка исследования.   Работа всей моей группы Моя работа в группе Мое отношение к этому исследованию 4       5        Иная оценка                Телами для данной работы являются бруски прямоугольной формы из  различных пород древесины. Каждая группа исследует два тела из одинаковой древесины: одно – «эталон», другое – исследуемое. В последнем теле  необходимо высверлить отверстие большого диаметра и обклеить картоном  так, чтобы грани оставались гладкими. Некоторые полости заполняем  металлическими шайбами (можно монетами) и тело также обклеиваем  картоном. Таким образом, результаты измерений и ответ на вопрос у каждой  группы будет свой, что позволит качественно проверить усвоение темы. При  12 этом размеры брусков желательно выбрать заметно отличающимися друг от  друга, тогда гипотеза о том, что же в исследуемом теле, полость или  уплотнение, становится просто предположением. Обязательно надо  предупредите детей, что оценка не снижается в том случае, если  предположение не подтвердилось. Важно то, что дети учатся сравнивать  результаты измерений и вычислений с первоначальным предположением.       В конце работы, ученики могут написать свои комментарии и предложить  варианты дальнейшего исследования темы. Кому­то покажется интересным  перейти к изучению плотности жидкостей (например, различных напитков),  для кого­то вариантом продолжения работы может быть измерение плотности тел сложной формы.       В конце урока записываются три варианта формул, связывающих три  величины: массу, объём и плотность тела. Домашнее задание состоит из нескольких типовых задач по расчёту  массы и объёма тела по его плотности. Творческое задание: составить «задачи из жизни» для одноклассников, при  решении которых будут использованы записанные формулы.  (например, найти массу воды в аквариуме объемом 50 литров; найти массу  льда, который можно вместить в морозильную камеру объёмом 20 литров;  принести упаковку мороженого, на которой указана масса и объём,  соответственно найти плотность; задачи на определение материалов, которые  можно перевезти в автомобиле с известным объёмом кузова (или багажника) и грузоподъёмностью). Я провожу и домашнии лабораторные работы в 7 классе, с целью  активизации мыслительной деятельности учащихся, прививая интерес к  предмету на начальной стадии обучения физики. ( см. приложение 1) 13 Таким образом, лабораторный исследовательский метод проведения  занятий по физике помогает учащимся развить следующие общеучебные  умения и навыки:  1) Познавательные умения и навыки :   анализа и синтеза;   описания наблюдаемых явлений;   формулировка целей и задач;   выдвижение гипотезы и предсказание результата;   использование математических символов;   установление причинно­следственных связей.  2) Организационные умения и навыки:   планирование эксперимента;   рациональное использование времени;   правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных  работ.  3) Технические умения и навыки:   пользование измерительными приборами и измерение физических величин;   математическая обработка результата;   подбор материала к лабораторным работам;   сборка установки, схема эксперимента;   использование учебной и технической литературы;   учет правил ТБ;   расчет погрешности вычисления;   оформление результатов (схемы, таблицы, графики).  4) Умения и навыки сотрудничества:   обсуждение задания и распределение обязанностей;   взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);  14  обсуждение результатов и формулировка вывода.   Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть  различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.   Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.   Главное ­ не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а  доказательность выводов, результативность исследований.   Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в  результате собственного поиска, становятся средством обогащения  творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.   Познавательная самостоятельность­качество социально активной личности,  необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли  производства.   Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение  знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней  потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых  мотивов учения, образования.         Под исследовательской работой понимают деятельность учащихся,  связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее  неизвестным решением. Примером такой работы может служить учебное  исследование на уроке «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7  классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать  давление в разных практических ситуациях. На пяти столах располагается  оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием).  Ребята выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям в  карточке и результаты записывают в таблицу и самостоятельно делают вывод  от чего завист давление. ( см. приложение 2). 15 На своих уроках я провожу работу по исследованию практических  вопросов. При изучении темы «Масса», перед учащимися 7 класса стояла  задача: Узнать, где в нашем селе есть весы и для чего они нужны. Ребята  самостоятельно прошли по тем местам в нашем селе, где имеются весы,  узнали сами для чего они там нужны. И предоставили отчет о своей  деятельности в форме презентации. Работы подобного типа стимулируют и  повышают интерес к предмету, а также имеют практическое значение.    Так   же   мною   в   10   классе     был   проведен   конкурс   проектов, посвященный     полета   человека   в   космос.   Была   проведена   большая исследовательская   работа   ученицей   10   класса перед,   которой   стояла цель:  Познакомится   с   историей   развития   космонавтики   в   нашей   стране, узнать   об   интересных   фактах   освоения   галактики,   узнать   имена   великих космонавтов,   открывших   путь   за   пределы   Земли.   Отчетом   о   проделанной работе   стала   презентация     под   названием   «Освоение   космоса».   Подобные задания формируют у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных   источников   информации,   анализировать,   отбирать   нужное   и конечно, прививает интерес к науке в целом.    16 3.Заключение. …Для того, чтобы усовершенствовать ум,  надо больше размышлять, чем заучивать.                                                  Р.Декарт            Современная система образования переживает период переосмысления  направлений развития образования, общих целевых установок, а также  методов и средств их достижения. На смену индустриальному обществу идет  информационное общество. Поэтому умение работать с информацией,  находить нужную информацию становится жизненно важным для любого  специалиста. Умение работать с информацией предполагает умение оценить  17 ее значимость, умение выявлять с ее помощью новые проблемы, выдвигать  гипотезы, определять методы и средства решения проблем. Другими словами,  это означает владеть современными технологиями исследовательской  деятельности. Отсюда важность приобщения к исследовательской, поисковой  деятельности уже в общеобразовательной школе.     Овладение учащимися навыками исследовательской деятельности  происходит поэтапно. Приобщаясь к научному поиску, ребёнок учится  ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий, что   непосредственно помогает при подготовки к сдачи  ЕГЭ по физике. Он  овладевает методикой лабораторных исследований. Учится  классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его,  обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на  бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы,  Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою  успешность в этом процессе, а это во многом зависит от учителя, его умения  организовать деятельность, показать её ценность, признать значимость  достигнутых результатов ученика в глазах сверстников, окружающих. 4.Приложение. Приложение 1 Домашние лабораторные работы по физике в 7­м классе Тема: Первоначальные сведения о строении вещества Название работы 18 1 Взаимное притяжение молекул. 2 Как впитывают влагу различные ткани? 3 Смешиваем несмешивающиеся. 4 Рост кристаллов. Тема: Взаимодействие тел 5 Определение пройденного пути из дома в школу. 6 Взаимодействие тел. 7 Определение плотности куска мыла. 8 Тяжел ли воздух? 9 Определение массы и веса воздуха в твоей комнате. 10 Почувствуй трение. Тема: Давление  11 Определение зависимости давления газа от температуры. 12 Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. 13 Плавает или тонет. Тема: Работа и мощность 14 Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице. 15 Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме. 16 Выяснение условия равновесия рычага. Правила выполнения домашних лабораторных работ 1. Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут тебе лучше  узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах  предосторожности. 2. Если в описании работы необходима помощь родителей, то попроси их  остаться с тобой до конца опыта. 3. Подготовь все необходимо заранее. 4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми  химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стекло. 19 5. По окончании эксперимента убери все приборы. Домашняя лабораторная работа № 1 Тема: “Взаимное притяжение молекул” Оборудование: картон, ножницы, миска с ватой, жидкость для мытья посуды. Ход работы: 1. Вырезать из картона лодочку в виде треугольной стрелы.  2. Налить в миску воды. З Осторожно положить лодочку на поверхность воды.  4. Окунуть палец в жидкость для мытья посуды.  5. Осторожно погрузить палец в воду сразу за лодочкой. 6. Описать наблюдения.  7. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 2 Тема: “Как впитывает влагу различные ткани” Оборудование: разные лоскутки ткани,вода, столовая ложка, стакан, круглая резинка,ножницы. Ход работы: 1. Вырезать из различных кусочков ткани квадрат размером 10x10 см. 2. Накрыть стакан этими кусочкам. 3. Закрепить их на стакане круглой резинкой. 4. Осторожно налить на каждый лоскуток ложку воды. 5. Снять лоскуты, обратить внимание на количество воды в стакане. 6. Сделать выводы. Домашняя лабораторная работа № 3 Тема: “Смешиваем несмешивающиеся” Оборудование: пластиковая бутылка или прозрачный одноразовый стакан,  растительное масло, вода, ложка, жидкость для мытья посуды.  Ход работы: 20 1. Налить в стакан или бутылку немного масла и воды. 2. Тщательно перемешать масло и воду.  3. Добавить немного жидкости для мытья посуды.Размешать.  4. Описать наблюдения.  5. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 4 Тема: “Рост кристаллов” Оборудование: стакан, вода, кастрюли,карандаш, нить, сахар, стакан. Ход работы: 1. Взять две части воды и одну часть сахара.Перемешать. 2. Попроси родителей помочь тебе нагреть раствор. 3. Перелить раствор в стакан. 4. Привязать к карандашу нить так, чтобы она опустилась в раствор. 5. Положить карандаш сверху стакана. 6. Оставить стакан на несколько дней. 7. Посмотреть, что образовалось на нити. 8. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 5 Тема: “Определение пройденного пути из дома в школу” Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы: 1. Выбрать маршрут движения. 2. Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты  длину одного шага. (S’) 3. Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту (n).  4. Вычислить длину пути: S = S’.n, в метрах, километрах, заполнить таблицу. 5. Изобразить в масштабе маршрут движения.  N S, см N, шт. S, см S, м S, км 6. Сделать вывод.  21 Домашняя лабораторная работа № 6 Тема: “Взаимодействие тел” Оборудование: стакан, картон. Ход работы:  1. Поставить стакан на картон. 2. Медленно потянуть за картон. 3. Быстро выдернуть картон. 4. Описать движение стакана в обоих случаях. 5. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 7 Тема: “Вычисление плотности куска мыла” Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка. Ход работы:  1. Взять новый кусок мыла. 2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска(в граммах) 3. С помощью линейки определите длину, ширину,высоту куска (в см) 4. Вычислить объем куска мыла: V = a.b. c (в см3) 5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p= m/V 6. Заполнить таблицу: m, г а, см b, см с, см V, см 3 р, г/см 3 7. Перевести плотность, выраженную в г/см 3,в кг/м 3 8. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 8 Тема: “Тяжел ли воздух?” Оборудование: два одинаковых воздушных шара, проволочная вешалка, две  прищепки, булавка, нить. Ход работы: 22 1. Надуть два шарика до одиночного размера и завязать ниткой. 2. Повесить вешалку на поручень. (Можно положить палку или швабру на  спинки двух стульев и прицепить вешалку к ней.) 3. К каждому концу вешалки прикрепить прищепкой  воздушныйшарик.Уравновесить. 4. Проткнуть один шарик булавкой. 5. Описать наблюдаемые явления. 6. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа №9 Тема: “Определение массы и веса в моей комнате” Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.  Ход работы: 1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры  комнаты: длину, ширину,высоту, выразить в метрах.  2. Вычислить объем комнаты: V = a. b. c. 3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m = р.V.  4. Вычислить вес воздуха: р = mg. 5. Заполнить таблицу: а, м b,м c, м V, м 3 Р, кг/м 3 т, кг P, H 6. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 10 Тема: “Почувствуй трение” Оборудование: жидкость для мытья посуды. Ход работы: 1. Вымыть руки и вытереть их насухо. 2. Быстро потереть ладони друг о друга в течение1–2 мин. 3. Нанести на ладони немного жидкости для мытья посуды. Снова потереть  ладони в течении 1–2 мин. 23 4. Описать наблюдаемые явления. 5. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 11 Тема: “Определение зависимости давления газа от температуры” Оборудование: воздушный шар, нить. Ход работы: 1. Надуйть шарик, завязать его нитью. 2. Повесить шарик на балкон. 3. Через некоторое время обратить внимание на форму шарика. 4. Объяснить почему: а) Направляя струю воздуха при надувании шара в одном направлении, мы  заставляем его раздуваться сразу во все стороны. б) Почему не все шары принимают сферическую форму. в) Почему при понижении температуры шарик изменяет свою форму. 5. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 12 Тема: “Вычисление силы с которой атмосфера давит на поверхность стола?” Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы: 1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты вычислить длину и ширину  стола, выразить в метрах. 2. Вычислить площадь стола: S = a. b 3. Принять давление со стороны атмосферы равным Рат = 760 мм рт.ст.  перевести Па. 4. Вычислить силу, действующую со стороны атмосферы на стол: P = F/S F = P.S F = P. a. b 5. Заполнить таблицу. 24 a, м b, м S, м2 P, Па F, Н 6. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 13 Тема: “Плавает или тонет?” Оборудование: большая миска, вода,скрепка, кусочек яблока, карандаш,  монета, пробка,картофелина, соль, стакан. Ход работы: 1. Налить в миску или таз воды. 2. Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы. 3. Взять стакан с водой, растворить в нем 2столовые ложки соли. 4. Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом. 5. Описать наблюдения. 6. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 14 Тема: “Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на  второй этаж школы или дома” Оборудование: рулетка. Ход работы: 1. С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки: Sо. 2. Вычислить число ступенек: n 3. Определить высоту лестницы: S = Sо 4. Если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять  приблизительные данные: m,кг. 5. Вычислить силу тяжести своего тела: F = mg 6. Определить работу: А = F.S. 7. Заполнить таблицу: .n. Sо, м n, шт. S, м m, кг F, Н А, Дж 25 8. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 15 Тема: “Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно  поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж школы или дома” Оборудование: данные л/р. № 14,секундомер. Ход работы: 1. Используя данные л/р. № 14 определить работу,совершаемую при подъеме  по лестнице: А. 2. С помощью секундомера определить время,затраченное на медленное  поднятие по лестнице: t1. 3. С помощью секундомера определить время,затраченное на быстрое  поднятие по лестнице: t2. 4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/t2 5. Результаты записать в таблицу: N А t1, c t2, с N1, Вт N2, Вт 6. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 16 Тема: “Выяснение условия равновесия рычага” Оборудование: линейка, карандаш,резинка, монеты старого образца (1 к, 2 к,  З к, 5 к). Ход работы: 1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в  равновесии. 2. Положить на один конец линейки резинку. 3. Уравновесить рычаг с помощью монет. 4. Учитывая, что масса монет старого образца 1 к – 1г, 2 к – 2 г, З к – З г, 5 к – 5 г. Вычислить массу резинки , m1, кг. 5. Сместить карандаш к одному из концов линейки. 6. Измерить плечи l1 и l2, м. 7. Уравновесить рычаг с помощью монет m2,кг. 26 8. Определить силы, действующие на концы рычага F1= m1g, F2 = m2g 9. Вычислите момент сил M1 = F1l1,М2 = Р212 10. Заполните таблицу. l1, м l2, м m 1, кг m 2, кг F 1, Н.м F2, Н.м М1 , Н.м M 2, Н.м 11. Сделать вывод. Приложение 2 Урок физики 7 класс Тема урока: “Способы уменьшения и увеличения давления”. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: урок­исследование. Цели урока: Образовательные:  •    сформировать умение находить давление в разных случаях;  •    сравнивать давление в разных практических ситуациях;  •    обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Развивающие:  •    способствовать развитию познавательной активности учащихся, их  критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,  •    создать условия для расширения кругозора учащихся,  •    способствовать формированию речевой культуры. Воспитательные:  •    создать условия для воспитания чувства взаимопонимания и  взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания; •    воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия. Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и  сравнивать результаты опытов, делать выводы. Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер,  проектор, экран, учебная презентация. 27  План урока. I.    Организационный момент (объявление темы урока, определение задач  урока). II.    Повторение изученного материала. На пяти столах располагается оборудование (деревянные бруски,  динамометры и карточки с заданием). Ребята выполняют экспериментальное  задание, согласно указаниям в карточке и результаты записывают в таблицу : Грань Широкая Широкая Грань Широкая Узкая Наименьшая  Площадь, кв.м  0,004 0,004 Площадь, кв.м  ­ ­ ­ Вес,Н ­ ­ Вес,Н 3 3 3 Давление,Па ­ ­ Давление,Па ­ ­ ­ Фронтальный опрос. Что называется давлением? Вставить в формулы недостающие физические  величины, назвать эти величины, назвать единицы их измерения. Назвать  основные и неосновные единицы измерения давления, выполнить перевод.    Чем создаётся давление? Что вы можете сказать о силе давления? (точка  приложения, направление) Покажите её на чертеже. 28  III. Изучение нового материала.  Посмотрите внимательно на полученные результаты эксперимента 1.    Какие особенности в данных таблицах можно заметить?  2.    Рассмотрим таблицу, где сила действующая на опору одинакова. А что  можно сказать о давлении?  3.    Почему?  4.    Какую зависимость можно выявить из этой таблицы?  5.    Как в математике называют такую зависимость?  6.    Проанализируем вторую таблицу.  Итак, ребята, мы с вами проанализировав результаты экспериментов, пришли  к выводу о том, как зависит давление от силы давления и площади опоры.  Запишем его в тетрадь: 29 ­ для того чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь  опоры или уменьшить силу давления,  ­ для того чтобы увеличить давление ­ необходимо уменьшить площадь опоры  или увеличить силу давления.  IV. Закрепление пройденного материала.  Применение давление в природе, технике и жизни человека Иногда следует давление делать меньше, а иногда бывает необходимо  давление увеличивать. Знания о способах изменения давления очень широко  используются и в природе и в деятельности человека. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально  увеличивали или уменьшали давление в технике, быту или в природе?  30 А когда человек производит большее давление на опору, когда стоит или  когда идёт? 31 32 V. Рефлексия (тест). Тест 1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А. меняй силу и площадь поверхности тела; Б. смазывай поверхность разными смазками; В. меняй цвет тела. 2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы  … А. Увеличить давление на почву. Б. Не испачкаться. 33 В. Уменьшить давление на почву. 3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога  школы. Что ты ей посоветуешь? А. надеть туфли на каблуках; Б. надеть лыжи 4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте … А. Чтобы увеличить давление на грунт. Б. Чтобы уменьшить давление на грунт. В. Для красоты. 5. Кто оказывает большее давление на гамак? VI. Домашнее задание: §34, стоя на лыжах, определить какое давление вы  оказываете на снег.                                                       5. Литература  1. Зверева Н.М.  Активизация  мышления учащихся на уроках       физики. – Москва: Просвещение, 1980.   2.  Ланина И.Я. «Формирование познавательных интересов учащихся на  уроках физики», М. «Просвещение», 1985, с.67 ­71 Лымарева Н.А. – сост. Физика 9­11 классы. Проектная деятельность  учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.­ 187 с. 3. Методика преподавания физики в 7­8 классах средней школы.      //     Под ред. А. В.      Усовой. – Москва: Просвещение, 1990.             4. Организация исследовательской деятельности учащихся на базе             межпредметной связи физики и астрономии», «Физика в школе»,  34 №6,2003, с.55           5. Ресурсы Интернет.     6.  Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, ­ М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.       7.   Степанова   Г.Н.   Сборник   вопросов   и   задач   по   физике   (для   7­8 классов),­ Санкт­Петербург.: Специальная литература, 1995 г.   35

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся

Презентация на тему: Исследование -как фактор активизации образовательной деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017