Учебнометодический комплекс представляет собой сложную систему,
состоящую из множества взаимосвязанных элементов.
Современные УМК — это многокомпонентные образовательные
конструкции, которые представляют обучающимся возможность изучать
разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать
информационнокоммуникативные умения. Они также меняют роль и
функции преподавателя: от носителя и транслятора информации — к
организатору учебной деятельности, и обучающихся: от пассивного
слушателя — к активному исследователю.
Структурными компонентами УМК являются инвариантное ядро и
вариативные оболочки, число которых в общем случае N и зависит от многих
факторов, в том числе от специфики изучаемого предмета, дидактических
особенностей его преподавания и изучения.
Компонентами ядра являются учебная программа, учебник, практикум,
контрольноизмерительные материалы. Первая оболочка содержит сборник
задач (упражнений), коллекцию оценочных материалов, пособие к учебнику.
Примерными структурными компонентами второй оболочки являются
дидактические материалы, учебник для факультатива, энциклопедический
словарь, коллекция методических материалов, хрестоматия. В состав третьей
оболочки могут входить учебные пособия (региональный компонент),
коллекция книг для чтения по различным предметным областям, коллекция
фото, видеоматериалов, цифровых копий художественных и научно
популярных фильмов, произведений искусства и других материалов,
химических,
коллекция CD (интерактивные модели физических,
биологических явлений и процессов), задачники, журналы (периодическая
печать).
Ядром – инвариантом УМК выступает федеральный государственный
образовательный стандарт. Стандарт является ядром всякого УМК, пособия,
учебника, независимо от программы, его основная функция – управление и координация содержанием образования. Следующий компонент «ядра» –
учебная программа. Учебная программа регулирует и координирует весь
учебный процесс и как нормативный документ, выделяет и указывает
обязательные и необязательные знания и умения, уровни овладения ими,
формулирует требования, фиксирует умения, лежащие в основе опыта по
воспроизведению и сохранению, добытого человечеством. Учебная программа
фиксирует содержание и формы контроля знаний и умений, ориентируясь на
принцип дифференцированного подхода к оценке знаний и умений, в
зависимости от того, обязательные или дополнительные, итоговые или
промежуточные знания им оцениваются.
В результате учебнометодический комплекс представляет собой
индивидуализированный обучающий пакет студента, отражающий процесс
освоения студентом той или иной дисциплины профессионально
образовательной программы.
Опыт показывает, что использование учебнометодического комплекса
придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что
повышает у студентов мотивацию к обучению и способствует приобретению
более глубоких знаний.
наиболее удачным является определение, данное Душенковым П.А. и
соавторами в свете реализации ФГОС СПО нового поколения: УМК (учебно
методический комплекс) – совокупность учебно методических материалов,
содержательных,
регламентирующих
организационных,
сочетание
оценочных средств,
методических,
обеспечивающих целостность педагогической системы по определенной
технологических параметров,
специальности, профессиональному модулю, дисциплине. ФГОС требует
ежегодно обновлять ОПОП (в части состава дисциплин и профессиональных
модулей, устанавливаемых учебным заведением в учебном плане, и (или)
содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных
модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной
технологии), разрабатывать рабочие программы, методическое обеспечение
самостоятельной работы и механизмов управления ею, разрабатывать
методическое обеспечение использования в учебном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий, разрабатывать методическое
обеспечение курсовых работ (проектов), учебнометодическое обеспечение
учебной и производственной практики, создание учебников и учебных
пособий, в т. ч. электронных учебных пособий, разрабатывать методическое
обеспечение лабораторных и практических занятий с учетом использования
информационно коммуникационных технологий, создавать фонды оценочных
средств, материалы государственной (итоговой) аттестации (ГИА).
Рассмотрим некоторые элементы современных УМК более подробно.
К основным элементам относятся концепции учебных предметов и
курсов, и рабочие программы.
Вспомогательные ресурсы включают методические указания и
рекомендации по реализации рабочих программ.
К дополнительным ресурсам относятся программы углубленного
обучения, элективных курсов, информационные письма, обеспечивающие
вариативность УМК на региональном уровнях.
Концепция предмета или курса задает целевые установки, описывает
содержательное наполнение и структурное распределение учебного
материала, определяет учебные достижения и характер взаимодействия
элементов УМК.
Сегодня концепция может предопределить разработку каждого
компонента УМК: как составной части единого комплекса.
Рассмотрим знакомый всем элемент учебного компонента УМК
рабочая тетрадь на печатной основе, под которой понимается разновидность
учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней обучащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной
деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и
навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа —
учебник — тетрадь).
Первый тип — это комплексная (многофункциональная) тетрадь с
традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, на
закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений
(через практические работы, построение схем, картосхем, заполнение
контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам.
Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так
и во внеурочное время. Задания в тетради позволяют преподавателю
значительно расширить самостоятельную работу обучащихся с различными
источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные
интересы и развивать творческие способностиобучающихся.
Второй тип — специализированная тетрадь, предназначенная для
выполнения определенной функции, например, тетрадьпрактикум для
формирования и отработки практических умений, тетрадьтренажер для
закрепления полученных знаний и умений и развития опыта творческой
деятельности, тетрадьконтролер для проверки теоретических знаний и
практических умений.
Еще одна разновидность тетрадей тетрадипрактикумы, которые
представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том
числе творческого и занимательного характера. Они содержат планы для
описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов
и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д.
Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной
основе как тетрадьконтролёр или тетрадьэкзаменатор. Основная
функция — проверка уровня усвоения изученного содержания и
практических умений, которая реализуется через систему тематических и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью
открытых заданий.
Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции
тренажера и контролёра.
Самыми распространенными вспомогательными элементами учебного
компонента УМК являются дидактические материалы, содержащие
исходную информацию в самых разных видах (карты, таблицы, наборы
карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на
основе которой обучающиеся конструктивно работают над учебными и
игровыми задачами.
Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными,
поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих учащихся на
самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного
материала, для самоконтроля и т.д.
Современные дидактические материалы делятся на:
дополнительные (справочные) материалы (учебные материалы,
которые сопровождаются информационными текстами, рисунками, таблицами
и заданиями для работы с ними);
сборники задач и упражнений (сопровождаются ответами,
позволяющими получить дополнительную информацию);
задачники
с
занимательными
вопросами (позволяют
организовать конструктивную работу школьников по решению учебной или
игровой задачи);
практикумы для внеклассной работы (ориентированы на
организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников);
справочники и определители (использованы в качестве
источников дополнительной информации, позволяющей систематизировать,
анализировать объекты и явления, осуществлять оценку и прогноз). Судя по всему, на создание Учебнометодического комплекса у нас
уйдет не одно десятилетие.
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.