Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Оценка 4.8

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
18.04.2018
Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
РЕЧЬ ПОЛКАНОВА (1).docx
Учебно­методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.  Современные   УМК   —   это   многокомпонентные   образовательные конструкции,   которые   представляют   обучающимся   возможность   изучать разные   учебные   предметы   в   едином   информационном   поле,   осваивать информационно­коммуникативные   умения.   Они   также   меняют   роль   и функции   преподавателя:   от   носителя   и   транслятора   информации   —   к организатору   учебной   деятельности,   и   обучающихся:   от   пассивного слушателя — к активному исследователю. Структурными   компонентами   УМК   являются   инвариантное   ядро   и вариативные оболочки, число которых в общем случае N и зависит от многих факторов, в том числе от специфики изучаемого предмета, дидактических особенностей его преподавания и изучения.  Компонентами ядра являются учебная программа, учебник, практикум, контрольно­измерительные   материалы.   Первая   оболочка   содержит   сборник задач (упражнений), коллекцию оценочных материалов, пособие к учебнику. Примерными   структурными   компонентами   второй   оболочки   являются дидактические   материалы,   учебник   для   факультатива,   энциклопедический словарь, коллекция методических материалов, хрестоматия. В состав третьей оболочки   могут   входить   учебные   пособия   (региональный   компонент), коллекция книг для чтения по различным предметным областям, коллекция фото­,   видеоматериалов,   цифровых   копий   художественных   и   научно­ популярных   фильмов,   произведений   искусства   и   других   материалов,   химических, коллекция   CD   (интерактивные   модели   физических, биологических   явлений   и   процессов),   задачники,   журналы   (периодическая печать). Ядром – инвариантом УМК выступает федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт является ядром всякого УМК, пособия, учебника, независимо от программы, его основная функция – управление и координация   содержанием   образования.   Следующий   компонент   «ядра»   – учебная   программа.   Учебная   программа   регулирует   и   координирует   весь учебный   процесс   и   как   нормативный   документ,   выделяет   и   указывает обязательные   и   необязательные   знания   и   умения,   уровни   овладения   ими, формулирует   требования,   фиксирует   умения,   лежащие   в   основе   опыта   по воспроизведению и сохранению, добытого человечеством. Учебная программа фиксирует содержание и формы контроля знаний и умений, ориентируясь на принцип   дифференцированного   подхода   к   оценке   знаний   и   умений,   в зависимости   от   того,   обязательные   или   дополнительные,   итоговые   или промежуточные знания им оцениваются. В   результате   учебно­методический   комплекс   представляет   собой индивидуализированный   обучающий   пакет   студента,   отражающий   процесс освоения   студентом   той   или   иной   дисциплины   профессионально­ образовательной программы. Опыт показывает, что использование учебно­методического комплекса придает   учебному   процессу   системность,   логичность   и   завершенность,   что повышает у студентов мотивацию к обучению и способствует приобретению более глубоких знаний.  наиболее удачным является определение, данное Душенковым П.А. и соавторами в свете реализации ФГОС СПО нового поколения: УМК (учебно­ методический комплекс) – совокупность учебно­ методических материалов, содержательных, регламентирующих     организационных, сочетание     оценочных   средств, методических, обеспечивающих   целостность   педагогической   системы   по   определенной   технологических   параметров, специальности,   профессиональному   модулю,   дисциплине.   ФГОС   требует ежегодно обновлять ОПОП (в части состава дисциплин и профессиональных модулей,   устанавливаемых   учебным   заведением   в   учебном   плане,   и   (или) содержания   рабочих   программ   учебных   дисциплин   и   профессиональных модулей,   программ   учебной   и   производственных   практик,   методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии),  разрабатывать   рабочие   программы,  методическое   обеспечение самостоятельной   работы   и   механизмов   управления   ею,   разрабатывать методическое   обеспечение   использования   в   учебном   процессе   активных   и интерактивных   форм   проведения   занятий,   разрабатывать   методическое обеспечение   курсовых   работ   (проектов),   учебно­методическое   обеспечение учебной   и   производственной   практики,   создание   учебников   и   учебных пособий, в т. ч. электронных учебных пособий, разрабатывать методическое обеспечение лабораторных и практических занятий с учетом использования информационно­ коммуникационных технологий, создавать фонды оценочных средств,   материалы   государственной   (итоговой)   аттестации   (ГИА). Рассмотрим некоторые элементы современных УМК более подробно. К основным элементам относятся концепции учебных предметов и  курсов, и рабочие программы. Вспомогательные ресурсы включают методические указания и  рекомендации по реализации рабочих программ.  К дополнительным ресурсам относятся программы углубленного  обучения, элективных курсов, информационные письма, обеспечивающие  вариативность УМК на региональном уровнях. Концепция предмета или курса задает целевые установки, описывает содержательное   наполнение   и   структурное   распределение   учебного материала,   определяет   учебные   достижения   и   характер   взаимодействия элементов УМК.  Сегодня   концепция   может   предопределить   разработку   каждого компонента УМК: как составной части единого комплекса.  Рассмотрим   знакомый   всем   элемент   учебного   компонента   УМК­ рабочая тетрадь на печатной основе, под которой понимается разновидность учебного   пособия   с   заданиями   для   самостоятельной   работы   в   ней обучащихся.   Тетрадь   выполняет   функции   управления   самостоятельной деятельностью,   методической   помощи   в   формировании   учебных   умений   и навыков,   интеграции   элементов   УМК   (в   первую   очередь:   программа   — учебник — тетрадь). Первый   тип   —   это комплексная   (многофункциональная)   тетрадь с традиционным   набором   вопросов   и   заданий   разного   уровня   сложности,   на закрепление   полученных  на   уроке  знаний,  отработку   практических   умений (через   практические   работы,   построение   схем,   картосхем,   заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам.  Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так и   во   внеурочное   время.   Задания   в   тетради   позволяют   преподавателю значительно  расширить   самостоятельную  работу  обучащихся  с различными источниками   информации,   удовлетворять   индивидуальные   познавательные интересы и развивать творческие способностиобучающихся. Второй   тип   — специализированная   тетрадь,   предназначенная   для выполнения   определенной   функции,   например,   тетрадь­практикум   для формирования   и   отработки   практических   умений,   тетрадь­тренажер   для закрепления   полученных   знаний   и   умений   и   развития   опыта   творческой деятельности,   тетрадь­контролер   для   проверки   теоретических   знаний   и практических умений. Еще   одна   разновидность   тетрадей   ­   тетради­практикумы,   которые представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том числе   творческого   и   занимательного   характера.   Они   содержат   планы   для описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д. Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной основе   ­   как тетрадь­контролёр или тетрадь­экзаменатор.   Основная функция   —   проверка   уровня   усвоения   изученного   содержания   и практических   умений,   которая   реализуется   через   систему   тематических   и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью открытых заданий. Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции тренажера и контролёра. Самыми   распространенными   вспомогательными   элементами   учебного компонента   УМК   являются дидактические   материалы,   содержащие исходную   информацию   в   самых   разных   видах   (карты,   таблицы,   наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе   которой   обучающиеся   конструктивно   работают   над   учебными   и игровыми задачами.  Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих учащихся на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д. Современные дидактические материалы делятся на:  дополнительные (справочные) материалы (учебные материалы, которые сопровождаются информационными текстами, рисунками, таблицами и заданиями для работы с ними);  сборники   задач   и   упражнений (сопровождаются   ответами, позволяющими получить дополнительную информацию);  задачники   с   занимательными   вопросами (позволяют организовать конструктивную работу школьников по решению учебной или игровой задачи);  практикумы   для   внеклассной   работы (ориентированы   на организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников);  справочники   и   определители (использованы   в   качестве источников   дополнительной   информации,   позволяющей   систематизировать, анализировать объекты и явления, осуществлять оценку и прогноз). Судя   по   всему,   на   создание   Учебно­методического   комплекса   у   нас уйдет не одно десятилетие.

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"

Презентация на тему "Как методически грамотно собрать "пазл" учебно-методического комплекса"
Скачать файл