Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни.
Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.
Главный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:
организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;
подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов.
Что значит для ребёнка, это понятие, «осмыслить содержание текста»?
- Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы.
Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик должен знать наизусть.
Внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ребёнку понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).
Проведение речевой деятельности.
Специфика данного вида занятий требует создания особо спокойной обстановки. Важно, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания.
Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне, с показом ярких картинок, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки.
После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, например русской народной сказки «Снегурочка», вопросы рассказчика будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки.
Не следует морализировать по поводу содержания литературно- художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.
После чтения сказки «Гуси-лебеди» рассказчик говорит детям: «Как плохо поступила девочка, что не послушалась родителей, и оставила братца одного. И случилась беда. Вы всегда слушаетесь маму и папу?» Это не что иное, как открытая мораль, стирающая впечатление от слушания литературного произведения.
Показ иллюстраций.
В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации рассказчик показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.
Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.
Например: «У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе. Многие незнакомые слова в народных сказках не мешают детям понять содержание произведения, поэтому их можно не объяснять.
Ребёнок старшего дошкольного возраста умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные,
сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.
Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.
Вспомним их:
Эпитет.
Метафора.
Олицетворение.
Гипербола.
«Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии- синее море)»
Например, хмурое лицо - хмурое утро.
- Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)
- Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.
Так как русские народные сказки- фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы.
Например, «синее море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд - иллюстрации.)
Метафора- это употребление слова в переносном значении, на основе сходства, сравнения. («Глаз-алмаз», «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения.
Вывод.
Метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы. Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью. Учёными установлено, что когда человек думает – у него колеблются голосовые связки.
Воображение-колебание голосовых связок - речь.
Олицетворение - это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки. (Сам Колобок - говорящий шарик теста.)
Гипербола - это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем- Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.
Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.)
Вывод.
Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников.
1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».
Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).
Взрослый показывает шляпу и платок.
Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.
Младший и средний возраст.
Мышка…(норушка)
Лягушка…(квакушка)
Зайчик…(побегайчик)
Лисичка (сестричка)
Волчок…(серый бочок)
Баба…(Яга, костяная нога)
Коза…(Дереза)
Медведь …(косолапый)
Петушок…(золотой гребешок)
Гуси… (лебеди)
Сестрица…(Алёнушка)
Братец… (Иванушка
Курочка …(Ряба)
Серый... (волк)
3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
5. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу, можно включить русскую народную мелодию.)
Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).
Ок-ок-ок- покатился… (колобок).
Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).
Су-су-су- петушок прогнал… (лису).
Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.