Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.Основными признаками неуспешности учащихся можно считать: Недостаточное семейное воспитание.
Пробелы в фактических знаниях.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения .При правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Организация
Организация
работы со
работы со
слабоуспевающи
слабоуспевающи
ми и
ми и
неуспевающими
неуспевающими
учащимися
учащимися
1
Неуспевающий ученик- это
ребенок, который не может
продемонстрировать тот
уровень знаний, умений,
скорость мышления и
выполнения операций, который
показывают обучающиеся рядом
с ним дети.
И.
П. Подвласов
2
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с неуспевающими
Учет индивиду
альных особен
ностей личности
Учет социаль
ных условий
Учет возрастных
особенностей
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро
ванности общих
и специальных
условий
Учет сформиро
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Коррекционная
работа
Индивидуаль
ная работа
Дифференци
рованная работа
Дополнитель
ные занятия
Получение стандарта образования
Вовлечение в
секции,
факультативы
Работа с
родителями
Основными признаками
неуспешности учащихся можно
Недостаточное семейное воспитание.
считать:
Пробелы в фактических знаниях.
Недостаточный уровень развития и
воспитанности личностных качеств, не
позволяющий ученику проявлять
самостоятельность,
целеустремленность, настойчивость,
организованность и другие свойства,
необходимые для успешного учения.
5
ЖАЛОБЫ ШКОЛЬНИКОВ
1. Хроническая усталость.
2. Сонливость в дневные часы.
3. Пассивность на уроках из-за плохой
подготовки дома.
4. Отказ от умственного напряжения.
5. Нестойкость интересов.
6
Трудности ученика, проявляющиеся в форме
отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости,
могут иметь самые различные причины:
Слабое состояние здоровья.
Несформированность приемов учебной деятельности. Если
психологопедагогические навыки успешной учебной
деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный
материал механически, без предварительной логической
обработки.
Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания). Полное усвоение школьной программы
предполагает обязательное абстрактнологическое мышление,
умение систематизировать, обобщать, классифицировать,
сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на
учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на
его отношение к учебе и школе;
Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в
первую очередь приоритетом семейного воспитания.
7
Особенности неуспевающих
учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие
этого низкий уровень интеллектуального
развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные
организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального
подхода с психологической и
педагогической (в плане обучения) точки
зрения
Особенности неуспевающих учащихся
нет опоры на родителей как союзников
учителя
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со
стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной
причины, что приводит к отсутствию
системы в знаниях и как следствие этого -
низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении
конкретного учебного предмета можно
обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного
развития.
2. Несформированность учебных
навыков.
3. Дефицит внимания с
гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного
интереса.
сферы.
5. Несформированность произвольной
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
►Чтобы предотвратить неуспеваемость,
надо своевременно выявлять
образовавшиеся пробелы в знаниях,
умениях и навыках учащихся и
организовать своевременную
ликвидацию этих пробелов.
Какой же выход из создавшейся
ситуации?
Как помочь ученику, учителям и
родителям выйти из
“неподвижного треугольника”?
Систематизировать теоретические знания по теме.
Провести психологопедагогическую диагностику
слабоуспевающих учащихся.
Выявить основные причины и меры профилактики
неуспеваемости школьников.
Определить пути, формы и способы решения проблемы
неуспеваемости на различных этапах учебной
деятельности.
Задачи педсовета
Ученик
Родители
Администрация
Учитель
Чтобы предотвратить
неуспеваемость учащихся,
нужно так организовать учебный
процесс,
жизнь учащихся в школе и в классе,
чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной
деятельности,
стойкий познавательный интерес к
ВЫВОД
учению.
Все наши дети очень разные:
одни яркие, талантливые,
другие не очень. Но
каждый
ребенок
должен
самореализоваться.
Педагогика сродни терапии: она
всегда
Должна возвращать ребенку его
физическое
и психическое здоровье.
Но всегда ли нам это удается?
Об эффективности работы
со слабоуспевающими
учащимися
Тема педсовета
Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью
выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему
письменную работу в первый день занятий после болезни или
отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по
пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся
должен освоить указанную тему, и в случае затруднения
проконсультировать его.
6. Учитель должен выставлять полученные учащимся
неудовлетворительные оценки в дневник с целью
своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного
руководителя или непосредственно родителей ученика о
снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое
поведение на уроке, в этом случае он должен использовать
другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с
психологом и социальным педагогом)
9. Учительпредметник обязан выставлять четвертные оценки за
неделю до конца четверти.
Пути достижения высокой
успеваемости:
• правильное раскрытие причин неуспеваемости и
определение путей ее ликвидации;
• высокое качество уроков;
• использование передовых методов в обучении;
• реальная помощь и тесный контакт всех членов
семьи с педагогическим коллективом;
• четко поставленный контроль за учебным
процессом.
Организация
работы со
слабоуспевающими
неуспевающими
учащимися
на уроке
Нужно так организовать
учебный процесс, жизнь
учащихся в школе и в классе,
чтобы вызвать и развить у
учащихся внутреннюю
мотивацию учебной
деятельности, стойкий
познавательный интерес к
учению.
Как помочь слабоуспевающему
ученику:
Для закрепления необходимо более
длительное время и больший объем
решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен
сформулировать минимум знаний и
навыков, который должен усвоить
ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении
принципа необходимости и
Деформированн
ые задания
Задания с
выбором ответа
Карточки для
индивидуально
й работы
Карточки –
тренажеры
Творческие задания
Поиск различных способов решения задач.
Составление кроссвордов.
Сочинение математических сказок, игр.
Составление задач по данному условию.
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный
психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Сказать НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения
(опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы,
план)
Учить работать со словарями и другим
Учитель должен:
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам,
использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока
включать как приоритетный коррекционно
– развивающий аспект
Рационально распределять учебный
материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов
деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять
материал урока
Стремиться к алгоритмизации
Правила, разработанные
психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного
вопроса и не требовать быстрого ответа на
него, давать ученику достаточно времени на
обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в
письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный
промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, нужно
постараться разбить его на отдельные
информационные куски и давать их
постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников
отвечать на вопросы по новому, только что
усвоенному материалу, лучше отложить
опрос на следующий урок, дав возможность
Путём правильной тактики опросов и
поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец»,
«умница» и т. д.) нужно формировать у таких
учеников уверенность в своих силах, в своих
знаниях, в возможности учиться. Эта
уверенность поможет ученику в экстремальных
стрессовых ситуациях сдачи экзаменов,
написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи
ученика, ведь он сам очень болезненно к ним
относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно
дать ему время для проверки и исправления
написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать
ученика, стараться не переключать его
Дифференцированный подход
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Создать на уроке ситуацию
успеха:
помочь сильному ученику
реализовать свои возможности в
более трудоемкой и сложной
деятельности;
слабому – выполнить посильный
объем работы.
Обучение в сотрудничестве
Позволяет отстающим ученикам
чувствовать себя полноправными
членами команды и стимулирует
желание учиться.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается
как способ
актуализации и стимулирования
познавательной деятельности
учащихся.
Разнообразные формы и жанры
урока
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-детектив
урок-сказка
урок-концерт
урок-картина
“Блиц уроки”
В процессе обучения
возникает проблема:
Как быть с родителями таких
учащихся?
Организация работы с
родителями
слабоуспевающих и
неуспевающих
учащихся.
Нередко от родителей можно услышать:
«Не сделаешь домашнее задание – не
пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с
тройками – не поедешь на море»…
Мы настолько привыкли к примитивной
поведенческой схеме «стимул-реакция», что
не можем представить себе другой способ
мотивирования детей, стимулирования их
работы, творчества, достижений.
И, в результате,получаем личность, которая
не интересуется ничем, кроме
вознаграждения за свои усилия или
испытывает потребность
в постоянном контроле со стороны .
35
Формы организации
работы с родителями
слабоуспевающих и
неуспевающими
учащихся.
Самой распространенной формы
работы с такими родителями
является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной
беседы
родителей и учителя в присутствии
ученика.