Презентация на тему "Причины нарушения речи у дошкольников"

  • Документация
  • pptx
  • 06.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь - это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос "со скольки дети начинают говорить?" становится из самых актуальных в первые годы жизни малыша.
Иконка файла материала Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Презентация по теме «Причины нарушения речи у дошкольников»

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Причины нарушения речи могут быть разными.

Причины нарушений речи

Причины нарушений речи

Внешние (экзогенные)

Внутренние (эндогенные)

Причины нарушений речи

Биологические

Социально-психологические

Функциональные

Органические

Психоневрологические

Центральные

Периферические

Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи.

Перинатальная (внутриутробная) патология

Факторы:
Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
Гипоксические (внутриутробное и кислородное голодание)
Травмотические (внутричерепные кровоизлияния)
Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)
Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы)
Радиоактивные (облучение)
Иммунологические (Rh-несовместимость)
Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)
Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)

Натальная (во время родов) патология

Факторы:
Травматические:
1. Родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
2. Акушерско-гинекологическая патология
Асфиксические (кислородное голодание плода во время родов)
Недоношенность

Постнатальная (после рождения) патология

Факторы:
Наследственные (проявившиеся в период становления речи)
Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)
Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции )
Соматические (ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)
Химические
Социально-психологические (условия воспитания в семье)

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Выделяются три таких периода:

Первый критический период 1-2 года жизни

Формируются предпоссылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, возникает потребность в речевом общении:
интенсивно развиваются корковые речевые зоны, особенно центр Брока;
любые неблагоприятные факторы существенно отражаются на речевом развитии ребёнка.

Второй критический период 3 года

Интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной:
требуется согласованность в работе всех звеньев ЦНС (речедвигательный механизм, внимание, память, произвольность и др.)
ранимость речевой системы – могут возникать отставание речевого развития, мутизм, заикание;
ребёнок отказывается от речевого общения, проявляя протест к завышенным требованиям взрослых.

Третий критический период 6-7 лет

Начало развития письменной речи:
Вырастает нагрузка на ЦНС, могут возникать срывы в виде логоневроза.

Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами

Ещё одним факторам задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребёнка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.

С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всём, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребёнку словами. Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: (где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит?).Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и форм единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи?).