Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Причины нарушения речи могут быть разными.
Перинатальная (внутриутробная) патология
Факторы:
Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
Гипоксические (внутриутробное и кислородное голодание)
Травмотические (внутричерепные кровоизлияния)
Биологические (воздействие вирусов, бактерий, простейших)
Химические (лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология, авитаминозы)
Радиоактивные (облучение)
Иммунологические (Rh-несовместимость)
Социально-психологические (стрессы, депрессии, страхи)
Заболевания матери во время беременности (острые и хронические)
Натальная (во время родов) патология
Факторы:
Травматические:
1. Родовая травма (повреждения головного и спинного мозга; внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отек мозга, ишемия тканей мозга)
2. Акушерско-гинекологическая патология
Асфиксические (кислородное голодание плода во время родов)
Недоношенность
Постнатальная (после рождения) патология
Факторы:
Наследственные (проявившиеся в период становления речи)
Травматические (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы)
Биологические (нейроинфекции, вирусные инфекции )
Соматические (ослабленность, ЧПЗ, хронические заболевания)
Химические
Социально-психологические (условия воспитания в семье)
Первый критический период1-2 года жизни
Формируются предпоссылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, возникает потребность в речевом общении:
интенсивно развиваются корковые речевые зоны, особенно центр Брока;
любые неблагоприятные факторы существенно отражаются на речевом развитии ребёнка.
Второй критический период3 года
Интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной:
требуется согласованность в работе всех звеньев ЦНС (речедвигательный механизм, внимание, память, произвольность и др.)
ранимость речевой системы – могут возникать отставание речевого развития, мутизм, заикание;
ребёнок отказывается от речевого общения, проявляя протест к завышенным требованиям взрослых.
Ещё одним факторам задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребёнка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.
С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всём, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребёнку словами. Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: (где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит?).Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и форм единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи?).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.