Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, проговаривая их про себя, неправильно записывает.
Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии зрительно похожих букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов. То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.
Ошибки фонематического восприятия
Звонкие и глухие парные согласные:
Д-Т- «тавно», «сыдый», «деди», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный»
Б-П - «попеда», «бодарил», «пельё», «польшие»
В –Ф – «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли»
Лабиализованные гласные:
О-У - «звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизыйголобь», «дедошка»
Ё-Ю - «клёква», «лёбит», «замюрзли», «салёт»
Ошибки на уровне слова
Слитное написание слов:
«ветки елии сосны, кдому», «надерево»
«быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора»
Контаминации— соединение частей разных слов:
«перведивес»-первые дни весны
«изрками» - изрыта норками
Наиболее часто встречаемые ошибки:
ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия;
звукового анализа и синтеза;
индивидуализации слов;
ошибки словообразования;
ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях;
ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.
Трудности в овладении письмом могут проявляться в:
Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
Сложности при переводе печатной графемы в письменную.
Письмо под диктовку отдельных букв вместо слов.
Смешение письменных и печатных букв.
Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования.
Написание слов без гласных.
Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе.
Проявления дислексии
Фонематическая дислексия
• Путаются сходные по звучанию звуки (з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие ).
• Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
• Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов.
Семантическая дислексия
Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.
При аграмматическом расстройстве чтения неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании, что проявляется в:• путанице в падежах, изменении окончаний имён существительных.• нарушении согласования в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.
Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой (обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З).
Оптическая дислексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.