Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,
— все, что может сделать учитель, это указать
дорожки.
Олдингтон Ричард
Ученик, который учится без желания, — это
птица без крыльев.
Саади
Памятка
преподавателя/классн
ого руководителя
«Мотивы и мотивация
в учебной
деятельности»
В
а
р
и
а
н
т
к
л
а
с
с
и
ф
и
к
а
ц
и
и
м
о
т
и
в
о
в
п
о
А
.
К
.
М
а
р
к
о
в
о
й
(характеризующий отношение к самой
деятельности)
Приёмы создания ситуаций успеха
К
л
а
с
с
и
ф
и
к
а
ц
и
я
м
о
т
и
в
о
в
п
о
Т
.
А
.
И
л
ь
и
н
о
й
Мотивы, непосредственно побуждающие:
зависят от личности и деятельности учителя,
отобранного материала, методов.
опираются на непроизвольное внимание, основаны на
положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
связаны с предметной целеустремлённостью самого
ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
это интерес к предмету, к определенной деятельности,
к которой есть склонность; желание
заслужить Как преподавателям повышать учебную
мотивацию обучающихся
Предоставление
частичной
воспитаннику в учебных
решения и пр..
свободы
выбора
задачах, способах
Интерес и радость должны быть основными
процессе
обучающегося
в
переживаниями
обучения.
При обучении необходимо учитывать
запросы,
интересы и устремления воспитанников.
Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!»
Отсутствие этого стимула, означает отсутствие
смысла учебы. Желательно научить ребенка
разбираться в том, что ему непонятно, начиная с
задачу разбить на
малого. Одну большую
подзадачи
чтобы
воспитанник
смог
самостоятельно их сделать. Если, обучающийся в
каком
достигнет
мастерства, то внутренняя мотивация будет
расти.
деятельности
виде
так,
то
Рост уверенности в себе, своих силах способствует
усилению внутренней мотивации.
Отмечайте достижения обучающегося. Оценка его
достижений поможет продолжить обучение.
Например, список успехов может способствовать
тому, чтобы он стал самостоятельным.
Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе
является наказанием. Страх и напряжённость
затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают
мотивацию.
Для обучающихся важна сама личность учителя
материал,
хорошо
скучный
учителем,
любимым
часто
даже
(очень
объясняемый
усваивается).
В деле повышения интереса обучающегося к
учебному процессу очень важен контакт с
ребенком и доверительная атмосфера.
По возможности стараться на уроке чаще обращаться
к
осуществляя
постоянную «обратную связь» – корректировать
непонятное или неправильно понятое.
воспитаннику,
каждому
Рефлексия, через оценку собственной деятельности
и деятельности других, оценку результата
деятельности,
требующие
многовариантных ответов (например, «почему
было трудно?», «что открыли, узнали на
уроке?» и т.д.).
вопросы,
Занимательность, необычное начало урока, через
фрагментов,
формы,
музыкальных
соревновательные
использование
игровые
и
юмористические минутки.
Включение
в
обучающихся
коллективную
деятельность, через организацию работы в
группах, игровые и соревновательные формы,
взаимопроверку, коллективный поиск решения
проблемы, приём «метод проб и ошибок»,
оказание воспитанниками помощи друг другу и
т.п..
Сотрудничество на уроке, через
совместное
решение проблемы и разрешение противоречий,
эвристическую беседу, учебную дискуссию,
выделение существенных признаков предметов,
классификацию, обобщение, моделирование.
Стимулирование
деятельности,
оценку,
благодарность, словесное поощрение, выставку
лучших
учителем
незначительной помощи, усложнение заданий.
оказание
работ,
через
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры
и
способности
свои
в
воспитанников
возможности.
Постоянно
и
целенаправленно
заниматься
развитием качеств, лежащих в основе развития
быстрота
познавательных
реакции,
все
внимание,
воображение и т. д. Основная задача каждого
учителя – не только научить, а и развить
мышление воспитанника средствами своего
предмета.
способностей:
памяти,
виды
Всеми возможными способами пробуждать в
воспитанниках интерес к учебе – быть самим
интересными, сделать интересными методы
преподнесения
информации
сделать
интересной свою дисциплину.
и
надо
чемто
взрослее
«цеплять
детей. Но
старшие —
новообразованиями,
Игра является мощным стимулом интереса к
окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело
лишь маленьких
практика
показывает, что это не так. Наибольшую
эффективность игровая мотивация показывает
в среднем школьном возрасте. Младшие более
управляемы,
и
целеустремленнее. Средний же возраст как раз
и
азартным и
вдохновенным». Различные возрасты диктуют
совершенно различные игры. Связано это с
теми
которые
формируются в психике человека по мере
взросления. Игры младшего возраста более
линейны, младшего среднего — командные,
старшего среднего — подразумевают яркую
реализацию в личных поступках, в старших
классах становится важным отыгрыш и
образов,
реконструкция
интересные
модели
действительности. Каждый возраст находит в
игре свое, и в целом игровая деятельность
оказывает
деле
формирования личности человека, его знаний
и мышления.
незнакомых
необычные
огромный
эффект
и
в
Создание ситуации успеха, через выполнение
заданий посильных для всех обучающихся,
изучение нового материала с опорой на старые
знания.
Положительный эмоциональный настрой, через
создание
доброжелательной
атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и
эмоциональная речь учителя.
уроке
на
Презентация на тему "Психология исследования. Развитие исследовательских способностей"
Презентация на тему "Психология исследования. Развитие исследовательских способностей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.