Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Оценка 4.6
Педсоветы +1
ppt
русская литература +1
5 кл—6 кл
12.06.2017
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Как сделать так, чтобы урок для обучающегося стал необходимой подготовкой к жизни: её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Реализация ФГОС в 5 классе.ppt
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Реализация ФГОС на уроках
русского языка и литературы
в 5 классе: проблемы и
перспективы
Грозных Лариса Сергеевна, учитель первой
категории русского языка и литературы.
г. Реж МБОУ СОШ № 5, 2015 г.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок поновому?
Как учителю сохранить
собственное лицо и учесть
при этом новые требования
ФГОС?
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Современный урок русского языка и
литературы в условиях введения
ФГОС:
1.Мобилизация
(предполагает
включение учащихся
в активную
интеллектуальную
деятельность);
2. Целеполагание
(учащиеся
самостоятельно
формулируют цели
урока по схеме
→
«вспомнить
узнать
научиться»);
→
6. Рефлексия
(осознание учеником
и воспроизведение в
речи того, что
нового он узнал и
чему научился на
уроке).
5.Взаимопроверка,
взаимоконтроль;
3.Осознание
недостаточности
имеющихся знаний
(учитель способствует
возникновению на
уроке проблемной
ситуации, в ходе
анализа которой
учащиеся понимают,
что имеющихся
знаний для ее решения
недостаточно);
4.Коммуникация
(поиск новых знаний
в паре, в группе);
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Требования, предъявляемые к
современному уроку русского языка и
литературы в условиях введения ФГОС:
учитель должен
спланировать
свою деятельность
и деятельность
учащихся, четко
сформулировать
тему, цель, задачи
урока
урок должен быть
проблемным и
развивающим:
учитель сам
нацеливается на
сотрудничество с
учениками и умеет
направлять учеников
на сотрудничество с
учителем и
одноклассниками;
минимум
репродукции и
максимум
творчества и
сотворчества
учет уровня и
возможностей учащихся
(профиль класса,
стремление учащихся,
настроение детей)
времясбережение и
здоровьесбережение
умение
демонстрировать
методическое искусство
учителя
хорошо организованный урок в
хорошо оборудованном кабинете
должен иметь
хорошее начало и хорошее
окончание;
учитель
организует
проблемные и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность
учащихся;
в центре
внимания
урока — дети
урок
должен
быть
добрым
вывод
делают сами
учащиеся
планирование
обратной связи
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Новые стандарты усиление
мотивации ребенка к познанию
русского языка и литературы.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск
полезной информации и навыки ее применения в реальной
жизни.
Изменение схемы урока:
От объяснительно
иллюстративного метода
работы (учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, а
потом проводит выборочный
опрос)
К взаимодействию
учащихся и учителя, а
также взаимодействию
самих учеников.
Ученик живой участник образовательного
процесса.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Современный урок русского языка и
литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов,
это проблемно – диалогический урок
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
Определение нового. Учитель четко определяет, какое
новое знание должно быть открыто на уроке. Это
может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие,
свое отношение к предмету исследования и т.п.
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная
ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой,
но для достижения поставленной цель, учитель должен
четко представлять, в какой момент проблема должна
возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем
ее разрешение привело к задуманному результату.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Современный урок русского языка и
литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов,
это проблемно – диалогический урок
Планирование действий. Когда проблема урока будет
сформулирована, начнется основная его часть
коммуникация. На этом этапе предполагается
самостоятельная работа учащихся.
Планирование решений. Планируя решение проблемы,
необходимо: вопервых, сформулировать свой вывод по
проблеме (форму правила, алгоритма, описание
закономерности, понятия), к которому при помощи
учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых,
выбрать такие источники получения учениками
необходимых новых сведений для решения проблемы, в
которых не будет содержаться готового ответа, вывода,
формулировки нового знания.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Современный урок русского языка и
литературы, направленный на формирование
метапредметных и личностных результатов,
это проблемно – диалогический урок
Планирование результата. Сценарий урока
предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это
может быть ответ на вопрос:
«Так как же мы решили проблему?»
Планирование заданий для применения нового знания.
Следует помнить,
что задания должны носить проблемный характер,
нацеливать ученика на поисковую или
исследовательскую деятельность, предполагать
индивидуальную или групповую работу.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
1. Этап мотивации ( 1 – 2 мин.)
Цель этого этапа включение учащихся в учебную
деятельность на личностно значимом уровне.
Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны
коррекционной деятельности («надо»)
исходя из решенных ранее задач, установить
тематические рамки и создать ориентировочную основу
коррекционных действий («могу»)
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Высказывания известных мудрых
людей, философов, учёных.
Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его,
но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых
ошибок. Конфуций
Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость.
Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь.
Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда
является одним из величайших достижений, которыми может
гордиться человек. П.Бомарше.
Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать –
почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Притчи, пословицы.
Китайская пословица гласит: Человек может стать
умным тремя путями: путём подражания, путём
опыта, путём размышления.
Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь
самый трудный. Выслушав всех, учитель
воспроизводит:
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Приём
«Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам слов, но
они рассыпались.
«начинается» «С» «успех!»
«удачи» «малой»
Прием «Удивляй!»
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
2. Этап актуализации и
пробного учебного действия. (58 мин)
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в
индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные
для построения нового способа действий;
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и
познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» «хочу»
«могу»);
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на
применение нового знания, запланированного для изучения на данном
уроке;
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия
или его обосновании.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о какомлибо
событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какойлибо
предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ чтото доказывается,
раскрывается причина и следствие какогото явления, события. В
рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо
доказать — _______________________. Затем приводятся
доказательства —___________________. В конце рассуждения
делается _____________________.
(карточка «Составь текст»)
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Решение
лингвистической задачи
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.
Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение,
син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…
рение.
Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)
Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и
изучение темы «Фонетика»?
Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение,
синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
По выделенным словам расскажите, что вы знаете о
«Фонетике».
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Прием
«Нестандартный вход в урок»
1)Дни тихие, солнечные.
2) Стояли тихие, солнечные дни.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности
целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии
героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие
ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы
его закончили?
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Кластер
Кластер – это графический
систематизатор, который показывает
несколько различных типов связей между
объектами и явлениями. Кластер
охватывает большее количество
информации, чем при обычной
письменной работе, помогает
систематизировать информацию в виде
заголовков смысловых блоков.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Составление кластера
На уроке литературы в 5 классе во время изучения
рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер:
Отношение
к Татьяне
Портрет
Герасим
Описание
каморки
Отношение
с
дворовыми
Отношение
к Муму
Отношение
к барыне
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Синквейн
Один из приемов активизации познавательной
активности учащихся на уроке.
Синквейн это не обычное стихотворение, а стихотворение,
написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо
отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово,
понятие, тема синквейна, выраженное в форме
существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
3. Этап локализации
индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных
затруднений является осознание места и причины собственных
затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
(алгоритм) и проговорили вслух, что и как они делали;
зафиксировали место затруднения;
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и
зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения
исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина
затруднения).
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
4. Этап целеполагания и построения
проекта коррекции выявленных затруднений.
Целью этого этапа является построение
детьми проекта выхода из затруднения и
формирование способности к его выполнению.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих учебных
действий: ставят цель (целью всегда является
устранение возникшего затруднения),
согласовывают тему урока, строят план
достижения цели и определяют средства
алгоритмы, учебник и т.д.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
5. Этап реализации
построенного проекта.
Основной целью этого этапа –
осмысленное исправление
учащимися своих ошибок в
самостоятельной работе и
формирование умения правильно
применять соответствующие
способы действий.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
6. Этап обобщения затруднений во
внешней речи. (45 мин)
Основная цель — закрепление способов
действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
организуется обсуждение типовых
затруднений;
проговариваются формулировки способов
действий, которые вызвали затруднения.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
7. Этап самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону (45 мин)
Этап применения знаний и способов действий.
На этом этапе, выполняя учебное упражнение, каждый
для себя должен сделать вывод о том, что он уже
умеет.
При проведении самостоятельной работы в классе
каждый ребёнок проговаривает новые правила про
себя. При проверке работы каждый должен себя
проверить всё ли он понял. Здесь необходимо
создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
(проверочные работы)
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
8. Этап включения в систему
знаний и повторения. 78 минут;
Основной целью этапа включения в систему знаний
и повторения является применение способов
действий, вызвавших затруднения, повторение и
закрепление ранее изученного и подготовка к изучению
следующих разделов курса. Для этого учащиеся при
положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые
способы действий связываются с ранее изученными и
между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению
следующих тем.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Приемы
«Лови ошибку» обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель
намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор» это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая.
При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая
«светофор» красной или зеленой стороной.
Блицопрос – проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения
учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной
работы.
Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и
передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких
предложенных (опрос проводится устно)
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
9. Этап рефлексии
деятельности на уроке.
Цель:
зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
провести рефлексивный анализ учебной деятельности с
точки зрения выполнения требований, известных
учащимся;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешенные затруднения как
направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Проблемы по внедрению ФГОС
(основного общего образования)
В части материальнотехнического обеспечения:
•
•
•
оснащение мультимедийным оборудованием;
недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые
электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в
соответствии с требованиями нового ФГОС.
В части информационнометодического обеспечения:
•
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно
методического;
В части оценочной деятельности и диагностики:
•
влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из НОО; личный
оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в
оценочную деятельность обучающих;
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных
действий осложняет деятельность учителя;
проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют
достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности
педагогов
•
•
Презентация на тему: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.