В данной презентации рассказывается об инклюзивном образовании в России и за рубежом. Дано развёрнутое понятие инклюзивного образования. Методы работы с особенными детьми. Приведена нормативно-правовая база законодательства РФ об инклюзивном образовании Принципы инклюзивного образования. Задачи ФГОС, которые необходимо выполнять в работе с особенными детьми.
Шамсутдинова Я.В. Учитель
истории и обществознания 1
квалификационная категория.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «инклюзия»
Инклюзия (калька с англ.
inclusion) – включение,
добавление, прибавление,
присоединение;
вовлечение в
образовательный процесс
каждого ученика с
помощью образовательной
программы, которая
соответствует его
способностям;
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей, обеспечение
специальных условий.
Международные
документы
Саламанкская декларация о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования
лиц с особыми потребностями
Дакарская рамочная концепция действий
Конвенция о правах инвалидов
ст.24 Конвенции «Государство обязано обеспечить равный доступ для
всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить
путем обеспечения инклюзивности системы образования».
Анализ зарубежного
опыта
В 1971 г. в Италии был
принят первый закон о
праве детей с особыми
потребностями на обучение
в массовых школах.
Обязательное условие:
наличие команды
поддержки классного
руководителя;
разделение ответственности
между родителями,
педагогами, медицинским
персоналом и
представителями местного
общества;
просвещение общества ;
наличие харизматичных
лидеров на начальной
стадии процесса.
Опыт Великобритани
и
На протяжении 20 лет с
начала 1980х система
школьного образования в
Ньюхэме изменилась
принципиально:
исчезли специальные
интернаты и специальные
школы.
В Британии специальные
школы охватывают 1,15%
всех детей с ограниченными
возможностями здоровья).
Общество отказалось от
термина «необучаемый
ребенок».
Опыт стран бывшего
СССР
В 2000 г. в Латвии и Эстонии была
принята доктрина инклюзивного
образования, пересмотрен ряд
положений, включены дополнения и
изменения в закон об образовании и
нормативные документы. Результатом
этого стало увеличение числа
учащихся с ОВЗ в массовых школах до
89 %; в коррекционных классах
осталось 1,4 % детей, в специальных
школах – 9,6 % (до 2003 г. в
специальных школах обучалось более
14 % детей).
В Украине в 2009 г. стартовал первый
проект по совместному обучению
нормально развивающихся детей и
детей с ограниченными
возможностями здоровья
«Инклюзивное образование для детей
с особыми потребностями в Украине»
Согласно законодательству дети с
инвалидностью могут учиться в
В Азербайджане в
2000 г. были
созданы
экспериментальны
е площадки; итогом
их деятельности в
2001 г. стал Закон
об образовании
детей с
инвалидностью.
Отечественный опыт
В Самарской
области образовательная
политика региона
формировалась по двум
приоритетным направлениям:
1) обеспечение
своевременного выявления и
коррекции отклоняющегося
развития;
2) создание в
образовательных
учреждениях условий,
необходимых для внедрения
интегрированных форм
образования детей с
отклонениями в развитии.
В Москве реализация программы
интегрированного образования началась в
1990х годах с создания с целью интеграции
детей с ОВЗ в образовательную систему
новых видов дошкольных образовательных
учреждений – ДОУ компенсирующего и
комбинированного вида.
В целях психологопедагогического
сопровождения детей с ОВЗ в округах г.
Москвы были созданы центры психолого
педагогического и медикосоциального
сопровождения, накопившие за последние
годы большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
С 2002 г. в городе функционируют
вариативные формы дошкольного
образования – на базе групп
кратковременного пребывания были созданы
консультативные пункты, службы ранней
помощи, лекотеки, группы «Особый
ребенок», в которых получают
образовательные услуги дети с ОВЗ.
Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273ФЗ
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».
Принципы инклюзивного
образования:
Принцип индивидуального подхода
Принцип поддержки самостоятельной активности
ребенка
Принцип активного включения в образовательный
процесс всех его участников
Принцип междисциплинарного подхода
Принцип вариативности в организации процессов
обучения и воспитания
Принцип партнерского взаимодействия с семьей
Принцип динамического развития образовательной
модели
Задачи ФГОС
в отношении детей с ОВЗ
1-ый этап
Организационные процедуры
Анализ кадрового потенциала
Знакомство с семьями
Разработка образовательного маршрута для ребенка
Подписание договоров с родителями
2-щй этап
Создание организационной модели
Методическое обеспечение
Повышение квалификации педагогов
Создание предметноразвивающей среды
Условия реализации
инклюзивной практики
Профессиональная квалификация педагогов и
специалистов, реализующих инклюзивный
подход
Организация предметноразвивающей среды
образовательного процесса
Организация отношений между участниками
образовательных отношений
Критерии успешной реализации
инклюзивной практики касаются
всех категорий участников
образовательного процесса:
все дети
родители детей с ОВЗ
родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
педагоги
специалисты психологопедагогического
сопровождения
руководители образовательных учреждений
представители администрации образовательного
учреждения
координаторы по инклюзивному образованию в
окружном управлении образования, городском
ресурсном центре, окружном методическом центре,
ТПМПК