Презентация на тему: "Речевой этикет".
Оценка 4.9

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
русский язык
10 кл
11.11.2018
Презентация на тему: "Речевой этикет".
Презентация на тему: "Речевой этикет". Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях.Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.Презентация по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему: "Речевой этикет".
Речевой этикет.ppt

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Этикет (от франц.etiquette – ““Этикет (от франц .etiquette – ярлык,,этикетка)- этикетка)- ярлык совокупность правил совокупность правил поведения,, касающихся касающихся поведения внешнего проявления внешнего проявления отношения к людям отношения к людям (обхождение с (обхождение с окружающими,, формы формы окружающими общения,, манеры и одежда) манеры и одежда) общения ””

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Этика речевого общения Этика речевого общения        Речевая этика – это  Речевая этика – это          правила должного речевого  правила должного речевого  поведения, основанные на  поведения, основанные на  нормах  морали,  нормах  морали,  национально – культурных  национально – культурных  традициях. традициях.          Этика речевого общения  Этика речевого общения          начинается с соблюдения  начинается с соблюдения  условий успешного речевого  условий успешного речевого  общения: с  общения: с  доброжелательного  доброжелательного  отношения к адресату,  отношения к адресату,  демонстрации  демонстрации  заинтересованности в  заинтересованности в  разговоре, «понимающего  разговоре, «понимающего  понимания» ­ настроенности  понимания» ­ настроенности  на мир собеседника,  на мир собеседника,  искреннего выражения  искреннего выражения  своего мнения,  своего мнения,  сочувственного внимания.  сочувственного внимания.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В        Речевой этикет имеет национальную специфику. В  российском обществе особую ценность представляют российском обществе особую ценность представляют тактичность тактичность доброжелательность доброжелательность терпимость терпимость предупредительность предупредительность выдержанность выдержанность Слово ­ стрела,  выпустишь ­ не вернешь

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Тактичность ­ это этическая норма, требующая от говорящего понимать  собеседника, избегать неуместных вопросов,  обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Предупредительность заключается в умении предвидеть  возможные вопросы и пожелания  собеседника, готовность подробно проинформировать его  по всем существенным для разговора темам.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться  к возможным расхождениям во мнениях,  избегать резкой критики взглядов собеседника.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику,  так и во всем построении разговора:  в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Главный этический принцип  Главный этический принцип  речевого общения –  речевого общения –  соблюдение паритетности –  соблюдение паритетности –  находит своё выражение,  находит своё выражение,  начиная с приветствия и  начиная с приветствия и  кончая прощанием, на всем  кончая прощанием, на всем  протяжении разговора.  протяжении разговора.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Составляющие акта общения начальные формулы общения  Формулы  представления,  официального и  неофициального  приветствия основная часть  формулы, используемые  в конце общения  Формулы  пожелания,  приглашения, поздравления,  просьбы,  совета,  рекомендации, отказа Формулы  прощания

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Формулы представления ­ Давайте  познакомимся.  ­ Разрешите с вами  познакомиться.  ­ Я хотел бы с вами  познакомиться.  ­ Будем знакомы.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
При обращении в учреждение по телефону или При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: лично возникает необходимость представиться: ­ Меня зовут  Валерий Павлович.  ­ Позвольте  (разрешите)  представиться.  ­ Моя фамилия  Сергеев.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
формулы приветствия ­ Здравствуйте!  ­ Добрый день!  ­ Здравствуй!  ­ Привет!

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Здороваемся       ­ В помещении здоровается первым тот, кто  ­ В помещении здоровается первым тот, кто  входит. входит. ­ Проходящий мимо здоровается первым  ­ Проходящий мимо здоровается первым  независимо от возраста, когда кого­либо  независимо от возраста, когда кого­либо  обгоняет. обгоняет. ­ Если увидели в окне или на балконе  ­ Если увидели в окне или на балконе  знакомого надо поздороваться легким  знакомого надо поздороваться легким  поклоном, а не кричать на всю улицу.  поклоном, а не кричать на всю улицу.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Приглашение  Поздравление:  ­ Позвольте  (разрешите)  пригласить вас…  ­ Приходите на  праздник  (юбилей,  встречу).  ­ Будем рады  видеть вас.  ­ Разрешите  поздравить вас с…  ­ Примите мои  искренние  (сердечные, горячие)  поздравления…  ­ Горячо  поздравляю…

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Просьба  Советы и предложения  ­ Сделайте  одолжение…  ­ Если вам не трудно  (если вас это не  затруднит)…  ­ Будьте любезны…  ­ Не могу ли  попросить вас…  ­ Очень вас прошу…  ­ Разрешите  порекомендовать  вам…  ­ Позвольте обратить  ваше внимание на…  ­ Я бы предложил  вам…

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Формулировка отказа  ­ (Я) не могу (не в силах, не в состоянии)  помочь (разрешить, оказать содействие).  ­ В настоящее время это (сделать)  невозможно.  ­ Поймите, сейчас не время обращаться с такой  просьбой.  ­ Простите, но мы (я) не можем выполнить  вашу просьбу.  ­ Я вынужден отказать (запретить, не  разрешить).

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Формулы прощания ­ До завтра.  ­ До вечера.  ­ До свидания.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Поэтическая игра     **Растает даже ледяная глыба от слова  Растает даже ледяная глыба от слова       спасибо теплого спасибо теплого  **Зазеленеет старый пень, когда услышит  Зазеленеет старый пень, когда услышит  добрый день добрый день **Если больше есть не в силах, скажем маме  Если больше есть не в силах, скажем маме  спасибо мы мы спасибо **Когда нас бранят за шалости говорим мы  Когда нас бранят за шалости говорим мы  прости пожалуйста  прости пожалуйста  **И во Франции и в Дании на прощанье  И во Франции и в Дании на прощанье  до свидания  говорят до свидания  говорят  **Мальчик вежливый и развитый говорит  Мальчик вежливый и развитый говорит  здравствуйте встречаясь здравствуйте встречаясь

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Если в начале века универсальными способами обращения были  гражданин и гражданка, то во второй половине 20­го века большое  распространение получили диалектные южные формы обращения по  признаку пола – женщина, мужчина.            В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи,  при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама,  однако при обращении к мужчине слово господин используется  только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Уважительное отношение к участникам разговора   В традициях русского речевого  этикета запрещается о  присутствующих говорить в  третьем лице (он, она, они),  таким образом, все  присутствующие оказываются в  одном «наблюдаемом»  дейктическом пространстве  речевой ситуации « Я – Ты (Вы)  – Здесь – Сейчас».

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Перебивание. Встречные реплики Перебивание. Встречные реплики           Вежливое поведение в речевом общении  Вежливое поведение в речевом общении  предписывает выслушивать реплики  предписывает выслушивать реплики  собеседника до конца.  собеседника до конца.  По наблюдения  По наблюдения  исследователей,  исследователей,  перебивы характерны  перебивы характерны  для мужчин.  для мужчин.  Кроме того,  Кроме того,  перебивание  перебивание  встречаются при  встречаются при  потере  потере  коммуникативной  коммуникативной  заинтересованности. заинтересованности.                     Однако высокая степень  Однако высокая степень             эмоциональности участников общения,  эмоциональности участников общения,  демонстрация своей солидарности,  демонстрация своей солидарности,  согласия, введение своих оценок «по ходу»  согласия, введение своих оценок «по ходу»  речи партнёра – рядовое явление диалогов  речи партнёра – рядовое явление диалогов  и полилогов праздноречевых жанров,  и полилогов праздноречевых жанров,  рассказов и историй – воспоминаний.  рассказов и историй – воспоминаний.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
“Ты” и “Вы”               Пустое                Пустое ””ВыВы”” сердечным сердечным ””ТыТы””онаона,,обмолвясь обмолвясь,, заменила.. заменила АА..СС..Пушкин Пушкин..

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
ВЫ – общение           В русском языке широко распространено  В русском языке широко распространено             Вы – общение в неофициальной речи.  Вы – общение в неофициальной речи.  Поверхностное знакомство в одних случаях и  Поверхностное знакомство в одних случаях и  неблизкие длительные отношения старых  неблизкие длительные отношения старых  знакомых в других показываются  знакомых в других показываются  употреблением вежливого «Вы». Кроме того,  употреблением вежливого «Вы». Кроме того,  Вы – общение свидетельствует об уважении  Вы – общение свидетельствует об уважении  участников диалога; так, Вы – общение  участников диалога; так, Вы – общение  характерно для давних подруг, питающие друг  характерно для давних подруг, питающие друг  к другу глубокие чувства уважения и  к другу глубокие чувства уважения и  преданности. Чаще Вы – общение при  преданности. Чаще Вы – общение при  длительном знакомстве или дружеских  длительном знакомстве или дружеских  отношениях наблюдается среди женщин.  отношениях наблюдается среди женщин.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Ты - общение          Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны  Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны  к Ты – общению. Среди необразованных и  к Ты – общению. Среди необразованных и  малокультурных мужчин Ты – общение считается  малокультурных мужчин Ты – общение считается  единственно приемлемой формой социального  единственно приемлемой формой социального  взаимодействия.  взаимодействия.            При установившихся отношениях Вы – общения  При установившихся отношениях Вы – общения             ими предпринимаются попытки намеренного  ими предпринимаются попытки намеренного  снижения социальной самооценки адресата и  снижения социальной самооценки адресата и  навязывания Ты – общения. Это является  навязывания Ты – общения. Это является  деструктивным элементом речевого общения,  деструктивным элементом речевого общения,  уничтожающим коммуникативный контакт. уничтожающим коммуникативный контакт.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
ВЫ ВЫ Обращение на ““ВыВы”” Обращение на свидетельствует о свидетельствует о большей вежливости:: большей вежливости К незнакомому,, 1.1. К незнакомому малознакомому малознакомому адресату адресату В официальной 2.2. В официальной обстановке общения обстановке общения При подчеркнуто 3.3. При подчеркнуто вежливом ,, вежливом сдержанном сдержанном отношении к адресату отношении к адресату К равному и старшему 4.4. К равному и старшему (по возрасту, , (по возрасту положению) адресату положению) адресату ТЫТЫ Обращение на ““ТыТы”” Обращение на свидетельствует о свидетельствует о меньшей меньшей вежливости:: вежливости адресату адресату К хорошо знакомому К хорошо знакомому В неофициальной В неофициальной обстановке общения обстановке общения При дружеском,, При дружеском фамильярном,,интим интим фамильярном ном отношении к ном отношении к адресату адресату К равному и младшему К равному и младшему (по возрасту, , (по возрасту положению) положению) адресату адресату

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Принято считать, что Ты – общение всегда является  Принято считать, что Ты – общение всегда является                проявлением душевного согласия и духовной близости и что  проявлением душевного согласия и духовной близости и что  переход на Ты – общение является попыткой интимизации  переход на Ты – общение является попыткой интимизации  отношений. отношений.             Паритетные отношения как главная составляющая общения  Паритетные отношения как главная составляющая общения               не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения  не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения  в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических  в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических  дистанций. дистанций.             Один и те же участники общения в разных ситуациях могут  Один и те же участники общения в разных ситуациях могут               употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной  употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной  обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о  обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о  желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального  желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального  обращения. обращения.

Презентация на тему: "Речевой этикет".

Презентация на тему: "Речевой этикет".
Таким образом, речевой этикет позволяет            Таким образом, речевой этикет позволяет  устанавливать нужный контакт с собеседником в  устанавливать нужный контакт с собеседником в  определённой тональности, в различной обстановке  определённой тональности, в различной обстановке  общения, отражать разный характер  общения, отражать разный характер  взаимоотношений общающихся и т. п.   взаимоотношений общающихся и т. п.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018