Стресс
Стресс в психологии, физиологии и медицине — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом СЕЛЬЕ.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человеческую деятельность, вплоть до её полной дезорганизации.
В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться:
динамичностью событий
необходимостью быстрого принятия решения
рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности.
Факторы, способствующие возникновению эмоционального стресса
- недостаточность информации
- противоречивость информации
- чрезмерное разнообразие деятельности
- чрезмерная монотонность деятельности
- оценка работы как превышающей возможности
индивидуума по объему или степени сложности
- противоречивые или неопределенные требования
- критические обстоятельства или риск при принятии
решения.
Стадии стресса:
непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация
(стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса
(стадия истощения).
Типы защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:
препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах или
объектах, позволяющей конкретизировать угрозу –
появление страха (страх – опредмеченная тревога);
3) снижение уровня побуждения, т.е.
обесценивание исходных потребностей;
4) концептуализация (выведения понятий из
наблюдений, процесс формулирования
утверждений общего характера)
| Эффективная адаптация | Неустойчивая адаптация | Стойкие нарушения адаптации |
Адаптивность при низком уровне тревоги (I) | |||
Испытуемые зрелого возраста | 54% | 36% | 10% |
Испытуемые юношеского возраста | 73% | 24% | 3% |
| Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) | ||
Испытуемые зрелого возраста | 4% | 44% | 52% |
Испытуемые юношеского возраста | 19% | 38% | 41% |
При низкой стрессоустойчивости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %,
при среднем уровне — 71,8 %,
при высоком уровне— 57,7 %,
при наивысшем уровне — 1,1%.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.