Презентация на тему "Тесты как эффективная форма контроля качеств знаний учащихся".

  • Контроль знаний
  • Семинары
  • ppt
  • 07.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с традиционной системой контроля за результатами обучения, сегодня широкое распространение получает система контроля с использованием тестовых технологий. Тесты занимают уникальную нишу в средствах педагогической диагностики и мониторинга качества образования вследствие своей высокой объективности, надежности и процедурной динамичности. Тест – задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о: психофизиологических и личностных характеристиках, о знаниях, умениях, навыках испытуемого. Тесты – это не только инструмент контроля. Задания такого типа способствуют развитию умений обобщать знания, чётко формулировать ответ. Тесты совершенствуют умения применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В работе с тестами совершенствуется память, внимание, развивается стремление к улучшению результата, самоконтролю.
Иконка файла материала Тесты как эффективная форма контроля качеств знаний учащихся..ppt
Тесты как эффективная  форма контроля качеств  знаний учащихся.
1. Собственное продвижение 2. Какой я среди других 1. Посмотреть свой результат 2. Внести коррекцию 3. Сравнить себя с другими Ученику Учителю Оценка и контроль Администрации Управленцам 1. Оценить работу учителя       и оказать помощь 2.   Увидеть результат       всего массива учащихся   1. Оценить работу школ 2. Сравнить работу школ 3. Посмотреть динамику  (продвижение)
Виды контроля результатов  обучения Тематический  контроль  Итоговый  контроль  оценка результа­ тов обучения за  определённый,  достаточно боль­ шой промежуток  учебного времени:  четверть, полуго­ дие, год  Текущий  контроль  • на первых этапах  обучения • учитель корректи­  рует свою деятель­ ность, вносит изме­ нения в планирова­ ние и  предупреждает  неуспеваемость  проверяет усвоение  программного  материала по каж­ дой крупной теме  курса
Методы и формы организации  контроля Устный опрос  Письменный опрос  1. учебный диалог   2.  монологический  ответ  1. самостоятельная  работа  2. контрольная работа 3. графическая работа  4. тестовые задания
Технология создания тестов и тестовых  заданий рассмотрена такими авторами,  как:  К. Ингенкамп, В.П. Беспалько,  А.Н. Майоров,  Н. Гронлунд, С.Е. Шишов,  В.А. Кальня и др.
Тест – только инструмент контроля? По результатам выполнения можно судить • о психофизиологических и личностных  характеристиках • о предметных знаниях, умениях и навыках
Проверяют сформированность ОУУ: •внимательно читать текст задания, •соотносить его условие с требованием, •анализировать, сравнивать, обобщать,  •чётко формулировать ответ.  Тесты совершенствуют умения  •применять знания в стандартных и нестандартных  ситуациях,  •выбирать рациональные способы решения учебной  задачи,  •глубже овладевать методами получения информации.  В работе с тестами совершенствуется  •память,  •внимание,  •развивается стремление к улучшению результата,  самоконтролю.
Функции тестов 1. Социальная  2. Образовательная  3. Воспитательная  4. Развивающая  5. Контролирующая  6. Творческого роста учителя
Педагогический тест    «система заданий специфической  формы, определённого содержания,  возрастающей трудности. Система,  которая  создаётся с целью  объективно оценить структуру и  качественно измерить уровень  подготовленности учащихся».                                            (В.Г.Максимов)
Система   Система    означает, что в тесте собраны только такие  задания, которые обладают  системообразующими свойствами: • общая принадлежность к одной и той же  учебной дисциплине • определение места тестирования в системе  обучения • определённая структура теста • соотношение параметров (время, количество  заданий, вариативность ответов)
Определённое содержание Определённое содержание    предполагает включение в тест только  такого контрольного материала,  содержание которого находится в  соответствии с содержанием учебного  материала (опора на стандарты, на  образовательный минимум по  предмету)
Требования к измерительным  средствам   Объективность    Надёжность          Валидность         Эффективность     Приемлемость
Классификация тестов По процедуре  •стандартизированные •нестандартизированные По назначению  По ориентации    •общедиагностические  • профпригодности,   • спец. способностей  (технических, музыкальных и т. п.) •на скорость  (с ограничением времени) •на мощность (по глубине усвоения) •смешанные
По средствам  бланковые,  предметные,  аппаратурные (медицина) практические (лабораторные) По числу  обследуемых  индивидуальные    групповые  По форме ответа  письменные  устные
Тесты учебных достижений   т.е система педагогических тестовых  заданий.    Педагогическое задание – это ситуация  предполагающая деятельность  заранее спрогнозированную педагогом.    Тестовое задание – это задание,  отвечающее определённым правилам и  критериям качества измерителя.
Тесты учебных достижений  Суммативный тест Формативный тест проверяет завершённую  часть учебного материала проверяет незавершённую  часть учебного материала,  но логически законченную 1. Итоговый тест  (за курс обучения: 6кл.,  7кл., по теме) 2. Рубежный тест  (за курс нач. школы, осн.  шк., средней школы)   1. Базовый   (начало обучения) 2. Диагностический     (середина изучения,  после закрепления, во  время подготовки к  К/Р)
Типы тестовых заданий ( А.Н. Майоров) Тестовое задание –  исходная единица теста Закрытые  задания Открытые  задания
Закрытые   задания  + ­ • быстрота выполнения • быстрота проверки • объективность • возможность  угадывания • не проверить логику • исключается частично   верный ответ
Открытые    задания  + ­ • проверяют логику  • исключают угадывание • вариативность решений • возможность частично­  правильных ответов  • время на выполнение  • время на проверку • субъективность  проверки
Структура закрытых заданий 1. Инструкция 2. Текст задания 3. Варианты ответов 4. Правильный ответ
Классификация закрытых  заданий                          1.  по порядку выполнения                   2.  по способу решения                    3.  по типу альтернатив.
1). По порядку выполнения Прямые задания Обратные задания Укажи, какую букву  нужно вставить в  слово: п…тачок.                А – я                                                                                                                                 Б – е                                       Найди слово, в котором  на месте пропуска пи­ шется   Ь             А – глуш…                                                                                                         Б – девоч…ка
2). По способу решения 2.1  Задания – вопросы (верно –  неверно)Выбери правильное высказывание А – запятая не ставится, если однородные члены  соединены союзом   а Б ­ запятая  ставится, если однородные члены  соединены союзом   и В ­ запятая  ставится, если однородные члены  соединены союзом   но
Явный вопрос Длина коробки 8 см, ширина 6 см. Какое расстояние  проползёт божья коровка по краю коробки обойдя её 3  раза?                                      А – 144 см                                      Б – 84 см                                      В – 42 см                                      Г – 28 см Скрытый вопрос Выбери верное значение Х. 11 ∙ Х = 11                                  А ­  121                                  Б ­   1                                  В ­   0
2.2   Задания на установление  соответствия    (предполагают установление соответствия  между двумя группами элементов) Дана схема предложения. Необходимо подобрать  предложение к данной схеме (предлагается 3 – 4  предложения).
Задания на дополнение  (предполагают завершение фразы в  2.3             предложении) Площадь квадрата  9кв.см. Длина его  стороны А – 3 Б – 3 см В – 4,5см Имя существительное –  это часть речи, которая  обозначает… А – признак предмета Б – действие предмета В – предмет, явление
­ исторических событий  ­ технологических действий, событий Начало I мировой войны  ­ различных процессов, стадий   развития 1. Россия начала мобилизацию ­ умственных действий 2.4       Задания на восстановление                        последовательности –  • Восстанови последовательность. • • • Восстанови последовательность алгоритма деления  на двузначное число           1. найди остаток (если есть)           2. определить количество цифр в частном           3. найди первое неполное делимое           4. найди цифры в каждом разряде частного                                             А – 2­3­4­1                                             Б – 3­2­4­1                                             В – 3­4­1­2    А – 1 ­ 2 – 3 Б – 1 – 3 – 2 В – 2 – 1 – 3 Г – 2 – 3 – 1 Д – 3 – 2 – 1 2. Убийство в Сараево 3. Австро­Венгрия предъявила ультиматум Сербии
3).    Задания по типу                         альтернатив Однородно – разнородные Сложные  Выбери ряд существительных того же склонения, что и  один род,              НЕ со словами пишется слитно Выбери единицу измерения площади слово горечь вид, сторона,                     А – км                                        А – течь, меч грань одного  (прич.)        ещё (не)законченная книга                    Б – км/ч                                        Б – роль, дичь явления.  (прилаг.)     ничуть (не)интересный фильм                    В – кв.км                                        В – дождь, конь (сущ.)         (не)внимательность на уроке (глаг.)         решение (не)принято                               А – 1­2­3                               Б – 1­3­4  и т.д. утверждения в  альтернативах  принадлежат  разным частям  учебного  материала. на группу,  на цепочку,  на противопос­ тавление
Открытые задания Структура заданий 1. Инструкция 2. Текст задания 3. Модель ответа Типы заданий Сгруппируйте по разным признакам слова                       белый, белизна, побелить, бел, белок Составь пары «Слово – часть речи».                           Сущ.                 походный 1. На установление соответствия              Глаг.                 походка 2. На классификацию              Прилаг.             ходить 3. На завершение              Нареч.               ход 4. С коротким ответом                                        ходок 5. С полным ответом
Уровни усвоения учебного материала. Репродук ­ тивный Алгорит мический Эвристи­ ческий Творчес­ кий Простое воспроиз­ ведение информации Воспроизведение  способа действия Сам конструирует из  известных алгорит­ мов новые, но в  стандартной ситуции  ученик сам констру­ ирует абсолютно  новые способы  действия    1  уровен ь 2  уровен ь 3  уровен ь 4  уровен ь Выбери… Продолжи фразу… Двухшаговые  задания: вспомнил  правило, затем  применил его Объясните…,  Заметь закономер­ ность и заполни ряд…  Исследуйте,  Объедините по …  признаку,  Сравните (признак не  указан).
Сколько заданий каждого уровня должно  быть в тесте? 1уровень –15% ­ 20%             60% на репродуктивный  2уровень – 40% ­ 45%             вид деятельности                     3уровень – 20% ­ 25%  4уровень – 5% ­ 10%     (1­2 задания, не больше)  • Наиболее надёжный тест – от 16 до 24 заданий • Международные нормы – на выполнение 15 заданий    требуется 16 минут (независимо от возраста).
Отбор содержания Функционально­морфологический  анализ Описываем виды  деятельности  по каждому пункту,  что отобрали составляется перечень тех  объектов, которые изучали   •  Программа  разные программы  •  Учебник         + разные  учебники •  Стандарты
Технологическая матрица (таблица валидности) Тема Время Число заданий Закрытые задания III I II 1.   ______ 2.   ______ 3.   ______ 4.   ______ 1 3 4 4 1 2 3 3 Число заданий по каждой изученной теме  должно быть пропорционально времени  потраченному на его изучение. (С учётом  значимости!!!).
Рабочая карточка тестового  задания  Тема Содержание  задания Варианты  ответа Диагнос­ тика Уровень  усвоения  (сложность  задания) Формулировка  вопроса (само  задание) А ­  Б ­  В ­  Если  выбрал  ответ А, то  какую  ошибку он  допустит
Общие характеристики тестов  школьной успеваемости  Тест Цель Базовый Диагнос­ тический Итоговый Выявление усвоения ключевых  понятий  Выявление пробелов, оценки не  выставляют­ ся   Выявление  уровня  усвоения,  ставится  оценка.
Тест Базовый Диагности­ Итоговый Место в  учебном процессе Начало изучения.  Конец  изучения  темы.  ческий Середина изучения, После  закреп­ ления, во время подго­ товки к  контрольной  работе.
Структура Базовый Диагностичес­ кий Состоит из заданий, которые  расположены по возрастанию  уровня трудности.  Итоговый
Тест Базовый Диагнос­ тический Итоговый     10 – 16 16 ­ 18  20 ­ 42  Число  заданий
Тест Время  выполне­ ния теста  Базовый Диагнос­ тический  20 – 30  8 – 15  мин  мин  Итоговый 20 – 30  мин
Тест Балл за 1  задание  Базовый Диагнос тический по числу  шагов  1б. – за  задание 1ур. 2б. – за  задание 2ур.  (за каждый  шаг – 1 б.) Итоговый З.з. ­  2 б. О.з. – по  числу шагов. Только мышь роет норку, прячется от лисы.  Задание: выпиши существительные,  определи склонение и падеж. Выписал 3 сущ. – 3 б. Верно определил скл.–3 б. Определил падеж – 3б. Итого – 9 б. за задание
Тест Норма проходного  балла в %  от max. Базовый Диагнос­ тический 60% ­ 80%  Не оценива­ ется или по  договорён­ ности с уче­ ником  Итоговый в зависимос­ ти от труд­ ности теста и  стандартного  отклонения.
Коэффициент усвоения                          число баллов 1 уч­ся К усвоения =                            max. балл за тест Если К > 0,7 – уч­ся готов к  дальнейшей самостоятель­ ной работе по данной теме без помощи учителя (будет  делать ошибки, но сам(!) может исправить. Пределы усвоения материала Более  70% ­ хорошо 55% ­ 70% ­ больше половины усвоено Менее 55% ­ усвоено меньше половины материала
кол­во уч­ся верно выполнивших К усвоения  =                              кол­во уч­ся выполнявших работу 1,0 – 0,8 – оптимальный уровень 0,79 – 0,65 – допустимый уровень 0,64 – 0,51 – критический уровень 0,5  и ниже – недопустимый уровень
Требования к написанию формулировок  заданий Общие:         Найди ошибку:    1. Разделить задание на информативную  •   Назовите 5 портов Европы.                    магазин,   договор,   щявель 2. Исключить двусмысленность •   Перечислите факторы… 3. Информация должна быть достаточной. 4. Используйте ограничения для  часть и вопрос конкретизации. 5. Формулировки должны быть  привычными.
Для всех хордовых характерны  6.   Избегайте подсказок. следующие признаки 7.   Применяйте как можно меньше          отрицаний. А ­  ось внутреннего скелета (хорда) 8.   Не используйте оценочных суждений Б – радиальная симметрия 9.   Избегайте категоричных суждений. В ­ ….. 10. Вопрос формулируйте одновременно  с моделью  ответа.
Закрытые задания. различимы. 1. Альтернативы должны быть правдопо­ Сколько надо варить яйца, чтобы не заболеть  Укажите главные части цветка сальмонеллезом?       добны. А – тычинки и пестик 2.    Альтернативы должны быть ясно  А – меньше 10 минут Б – пестик В – околоцветник  Б – приблизительно 10 минут 3.   Все альтернативы должны быть примерно  В – по крайней мере 10 минут одной длины. Г – более, чем 10 минут 4.   Не должно быть частично верных ответов. 5.   Число альтернатив 3 – 5. 6.   Вопрос и варианты ответов согласуйте по  роду, числу, падежу.
7. Не используйте альтернативу «другой  ответ», «нет ответа». 8. Альтернативы располагаются по ранжиру. 9. Один верный ответ (для итогового теста) 10. Нет случайных ответов (каждая  альтернатива прогнозирует какую­либо  ошибку).
Итоговый тест  считается хорошим,  если в нём есть  задание, которое не  решит никто и нет  задания, которое  решат все.