Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Типология детских
характеров
Сказка о деревьях-
характерах
В некотором удивительном
мире, в долине,
раскинувшейся среди высоких и
неприступных гор, в волшебном
лесу, где поют свои дивные
песни
птицы,
росли...
Деревья-Характеры.
удивительные
Это были
необычные
деревья.
Их внешний
вид был
отражением
характеров
людей,
живших
далеко-
далеко за
горами.
от
а
от
каждого
Дерева-
У
ствола
Характера
отходили четыре главные
ветви,
них —
множество маленьких. Эти
четыре ветви имели свои
названия:
• Отношение к людям,
• Отношение к делу,
•Отношение к себе,
•Отношение к вещам.
У
Дерева-
Характера эти ветви имели
свою, не похожую на
других
свою
характерную особенность.
каждого
форму,
На одном
Дереве-
Характере ветвь
к
Отношения
была
людям
пряма
и
устремлена
вверх, потому что
была
ветвью
Правдивости, а на
другом
была
скручена кольцом
Лжи.
Где-то ветвь
Отношения к себе
вызывающе
торчала
Самовлюбленност
ью,
где-то
прогибалась до
земли от своей
Приниженности, а
где-то спокойно и
уверенно
поднималась
солнцу
воплощение
Достоинства.
к
как
Ветви Отношения к вещам на
некоторых Деревьях-Характерах
скрючились от Жадности, а на
других обилием листвы
обнаруживали свою Щедрость.
Встречались
Характеры,
сплошь —
от
корней до кроны
—
покрытые
иголками,
и
потому они были
очень колючими.
А
иные
напоминали
телеграфные
столбы
с
заметными
отростками — это
были
прямые
едва
Очень
разные
Деревья-Характеры
этом
росли
в
волшебном
лесу.
некоторыми
Под
Характерами
трескалась земля —
такими они были
тяжелыми,
зато
легкие Характеры
буквально парили в
воздухе,
едва
цепляясь за почву
корнями.
не
смогла
бензопила
Даже
бы
распилить твердые Характеры, а мягкие
Характеры были настолько податливы,
что их стволы можно было запросто
мять, как глину. Были среди них очень
красивые и безобразные, высокие и
низкие, стройные и стелющиеся по
земле.
Порой налетала в волшебную долину
свирепая буря, яростно бросалась она на
Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала
с корнем, другие гнула до земли, но сломать не
могла. Были и такие, что не склонялись даже
под самым сильным ураганным ветром и лишь
гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви
Отношения к себе, Отношения к людям,
Отношения к делу и Отношения к вещам.
непохожи
Так
были Деревья-
Характеры,
потому что росли
они на разных
почвах,неодинак
ово согревало их
солнце,
иначе
обдувал
ветер,
не поровну давал
влаги дождь. А
ведь и у каждого
в
человека
жизни
складывается
все по-разному,
его
У каждого человека в этом волшебном лесу
есть
собственное Дерево-Характер,
которое своим видом отражает присущий ему
характер. Многие люди хотели бы побывать
там, посмотреть, как выглядит их Дерево-
Характер. Но попасть в этот волшебный лес не
может никто...
Хараа́ктер (греч.
χαρακτηρ — примета,
отличительная черта,
знак) — структура
стойких,
сравнительно
постоянных
психических свойств,
определяющих
особенности
отношений и
поведения личности.
Характерология —
наука о характерах.
Термин введён в конце
XIX — начале XX вв.,
однако
изучению
характеров уделялось
внимание и в более
раннее
время.
Особенностью изучения
характера является то,
что нередко оно бывает
неотделимо
от
изучения темперамента
и личности в целом.
Характер и есть
чекан
социальный
личности.
Он есть отвердевшее,
откристаллизовавшееся
типическое поведение
личности в борьбе за
социальную позицию. Он
есть отложение
основной линии,
лейтлинии жизни,
бессознательного
жизненного плана,
единого жизненного
направления всех
психологических актов и
(«К вопросу о динамике детского характера» Выготский Л.С.)
функций.
Крупнейший русский педагог XIX
века П. Ф. Лесгафт создал типологию
детских
автор
называет представленные им типы
«школьными
личности
типами».
характеров.
Сам
ребенка
Лесгафт выделяет следующие типы:
I. С деятельноповышенными проявлениями:
1)лицемерный тип
2) честолюбий тип
3) добродушный тип
II. С инертноугнетенными проявлениями:
1)мягкозабитый
2) злостнозабитый тип
3) угнетенный тип
Ребенок лицемерного типа старается хитростью и лаской
достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности, связанной с
трудом и усердием. Отношение к истине только внешнее. На
учителей производит впечатление хорошего, скромного ребенка.
Товарищи его не любят. В школе иногда случаются пропажи
мелких вещей, которые можно найти у этого ребенка. Ни к кому и
ни к чему не привязан и даже охотно меняет свои связи и условия
жизни, так как в новой обстановке и среди новых людей опять
пользуется новыми выгодами и делается на время любимым
ребенком. При взрослении такие люди оказываются очень
Причина становления этого
уверенными в своих действиях и очень довольны собой.
авторитарное
типа
воспитание, при котором
интересы и потребности
взрослых превалируют над
интересами детей. Ценности
семье
достаточно прозаичны, а
развитие
у
родителей не выражены ни
познавательные интересы,
ни
в
творчестве.
потребность
невысокое;
-
взрослых
в
тип
развитым
отличается
Честолюбивый
ощущением
превосходства — главный момент, под влиянием которого
совершаются все его действия. Отсюда гордость, самоуверенность и
постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими.
Скромные занятия, не ведущие к отличиям, не привлекают молодых
людей этого типа. Для них деятельность возможна лишь при
надежде на внешний успех.
для
Условия
развития
типа
честолюбивого
могут быть различны,
но нетрудно заметить
в них и общие черты —
это
постоянное
стремление ребенка к
либо
соревнованиям
словесным
или
материальным
поощрениям.
тип
и
Добродушный
привык
рассуждать, иногда фантазирует. Его
деятельность всегда отличается большой
самостоятельностью
правдивостью.
Деятельность поддерживается, пока есть
умственный интерес или взятое на себя
обязательство. Недостаток добродушного
типа — преобладание умственного труда
над физическим,
отсюда — некоторая степень апатии или
лень. Всякое принуждение к занятиям и
несправедливость или произвол неминуемо
отталкивают ребенка этого типа от дела.
Любовь к ближнему, защита слабого —
отличительные
добродушного типа.
качества
лиц
Условия формирования: тихая, спокойная, жизнь с самого рождения;
любящая, добрая мать или близкое ребенку лицо, отсутствие всякой
похвалы и мер наказания или преследования ребенка. Ребенок
пользуется полной свободой, к его нуждам и требованиям относятся с
пониманием и удовлетворяют их, насколько это возможно, в противном
случае всегда объясняют причину отказа. Взрослые живут жизнью
ребенка. Обычно такие дети очень привязаны к матери, к людям, с
которыми он вырос, и даже к месту, где провели свое детство.
как
так
и
Мягко-забитый
тип
отличается отрицательными
качествами
в
умственном,
в
нравственном отношении. Он
способен
выполнять
указания, однако при этом
плохо имитирует
то, что
видит и слышит. У него нет
ни наблюдательности, ни
знаний. Без руководства не
может действовать. Такие
всего
дети
поддаются
с
возрастом у них развивается
эгоистическая практичность
и расчетливость, и
они
совершенно безучастно и
Причины развития данного типа: уничтожение любой инициативы,
бездушно относятся ко всему
отсутствие условий для развития умственной деятельности. На его
окружающему.
вопросы ему чаще всего отвечали, чтобы он не шумел и не рассуждал,
был умником и вел себя прилично. Ему остается только подражать
тому, кто на него влияет. Такие лица негодны к серьезной
деятельности и могут прожить всю жизнь, не став взрослыми. В этом
типе сказывается женская педагогика— обычно влияние бабушек и
матери.
обучению,
труднее
наносить
запрещение
отличается
ожесточенностью
вред
воспитателям,
самолюбием,
стремлением
злостно-забитый,
(видеофильмам-боевикам,
Тип
и
подозрительностью,
к постоянным
сверхстимулам
компьютерным играм,
перемене мест, азартным играм, сосредоточен на личной защите. Он
не постесняется поступить не согласно с правдой. С товарищами то
сдержан, то агрессивен. К занятиям равнодушен, подчиняется только
необходимым требованиям. После наказаний может истязать
животных,
после
прямой
продолжительного спокойного напряжения (на уроке) такие дети с
Причины развития данного
криками выскакивают из класса, бросаясь на все, что встречается на
типа в семье:
пути.
рассуждать,
применение насильственных мер
для
принуждения
ребенка,
распространенность
требований,
несправедливых
с оскорблением
связанных
человеческого
достоинства.
Человек, воспитывающий такого
ребенка, обычно считает, что его
не следует баловать, а главное,
не оставлять те или иные
проступки без наказания.
труда
над
в
необходимости физического
Угнетенный тип отличается от добродушного преобладанием в
силу
умственной
деятельностью и в особенности недостаточным стремлением к
отвлеченному мышлению и философским рассуждениям. Лица
этого типа настолько привыкли к труду и лишениям, что сами очень
мало ценят свой труд и всегда отличаются большой скромностью,
терпением и терпимостью ко всему окружающему. Им свойственны
правдивость, простота проявлений и скромность.
Нам кажется, что в настоящее
время, то есть в начале XXI века,
такой тип неактуален, это скорее
подросток послевоенных лет
(а
дореволюционного
также
тип
крестьянского
ребенка,
христианских
воспитанного
понятиях). В настоящее время даже
при
материальном
положении люди очень ценят свой
труд и рассчитывают сразу на
вознаграждение «как у всех», то
есть как за квалифицированную
работу.
сложном
полученными
развивает
окружающему,
(представляемый в
отличаться
полной
Нормальный тип
идеале)
должен
гармонией между
умственным и физическим развитием.
Сохраняя полную восприимчивость ко
всему
ребенок
нормального типа приучается рассуждать
впечатлениями,
над
последовательно
свои
умственные и физические способности,
привыкает достигать всего
необходимого собственными силами. Он
активен, присматривается к нуждам
окружающих, не ставит свои требования
выше требований других и в особенности
товарищей.
к
Разумные
насильственным
воздействия,
к
нему,
достигают цели.
Нормальный тип соединяет в себе все
хорошие качества добродушного и
угнетенного типов.
Не
прибегает
мерам.
направленные